Занятие по курсу «Ознакомление с окружающим миром и развитию связной речи. Осень»
Занятие по курсу
« Ознакомление с окружающим миром и развитию связной речи»
Цель: Знать приметы осени.
Задачи: учить строить диалог, сотрудничать в паре; создать условия для развития коммуникативных навыков и умений творческих способностей учащихся через работу в парах; находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; развивать речь, мышление, память; воспитывать внимательность, толерантность, взаимоуважение во взаимодействии с другими членами коллектива; осуществлять коррекцию речи; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия.
Оборудование: таблички, картинки, фотографии
Словарь: затягивают, затяжные. По вопросам учащихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах
Ход урока
По ходу урока проводятся физразминка, зарядка для глаз
1. Орг.момент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте:
пенал, учебник, тетрадь.
Формирование пар.
Психологический настрой на урок
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Настройка аппаратуры. Фонетическая разминка.
II. Основная часть.
1.Речевая разминка.
-Какое у вас настроение?
-К какому уроку вы подготовились?
-Как вы думаете, что будем делать на уроке?
(Знакомство с планом урока)
- Какое сейчас время года?
- …, повтори.
- …, назови осенние месяцы.
-…, какой сейчас месяц?
2.Сообщение темы урока.
-Посмотрите на картинку. Как вы думаете, по какой теме будем работать на уроке?
3. Работа по теме урока.
1) Отгадайте загадку
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
О каком времени года загадка?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся -
Это время года как у нас зовётся?
- По каким признакам вы определили, что это осень?
2) Признаки поздней осени
Назовите признаки поздней осени
Дни становятся короче.
Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холодно. На лужах появляется лед. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает падать снег.
3) Создание постера (составление картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”, «Дождливая осень»)
- А сейчас вы будете создавать сами картины осени (ранней, поздней, золотой) используя рисунки, символы.
- Сначала вы собираетесь парами, вспоминаете признаки данного периода осени, и составляете картину.
1пара: ранняя осень
2 пара: поздняя осень
3 пара: золотая осень
4) Работа по рассказам.
-Прочитайте рассказ про себя. Выпишите слова, которые не поняли. Узнайте значение слов у меня.
1 пара – рассказ «Осень»И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси...
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
Ответьте на вопросы.
Кто улетел на юг?
Кто слышал курлыканье журавлей?
Почему журавли курлыкали?
Почему ребята долго смотрели им вслед?
Как пролетали гуси?
Как готовятся к зиме люди?
Где еж строит свое логово?
Из чего будет одеяло у ежа?
Как греет осеннее солнышко?
Когда начнутся первые морозы?
Почему застынет земля?
2 пара – рассказ «Лес осенью»И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Ответьте на вопросы.
Какой лес в ранние осенние дни?
Какого цвета листва?
Какие листья падают с берез?
Что протянулось от дерева к дереву?
В это время цветут цветы?
Какой воздух?
Почему виден каждый камушек на дне?
Какие звуки слышны в лесу?
Как дышится в осеннем цветистом лесу?
Что слышится и видится в нём?
3 пара – рассказ «Словарь родной природы» Паустовский Константин Георгиевич
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом...
Ответьте на вопросы.
Какое время года пропустил автор?
Когда начинает «сентябрить»?
Что происходит с землей?
Что будет впереди?
Какое солнце в период «бабьего лета»?
Какие небеса?
Какой воздух?
Какая паутина?
Какой лист?
Какие воды?
С кем сравниваются березовые рощи?
Что будет после «бабьего лета»?
5) Беседа
– Почему улетают птицы осенью на юг? (интерпретационный)
- Я назвал (а) Вам основные приметы осени? (уточняющий)
-Какие чувства вызывает у тебя осень? / Ваше отношение к осени? (оценочный)
-Что изменилось бы, если сразу после лето наступит зима? (творческий)
6) Тест
1.Осень-это…
А) примета
Б) время года
В ) название месяца
2.Какой месяц не является осенним ?
А) март
Б) октябрь
В) сентябрь
3.Основное изменение осени –это…
А)похолодание
Б) потепление
В )протекание
4.Какое животное не встретишь поздней осенью?
А)заяц
Б)еж
В)волк
7) Контрольно-оценочный этап
Игра: «да» и «нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Что делали на уроке?
-Кто работал активно?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
2.Домашнее задание: Читать рассказ, зарисовки к рассказу, учить новые слова.