Технологическое воздействие на биосферу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Мичуринска
Технологическая карта урока на тему:
«Технологическое воздействие на биосферу»
Учитель: Вострикова Светлана Геннадьевна
Г. Мичуринск
Учитель | Вострикова С.Г. | |||
Тема мероприятия | Технологическое воздействие на биосферу | |||
Учебный предмет | Биология | |||
Участники мероприятия (класс) | 9 класс | |||
Цель: | сформировать представление учащихся о технологическом воздействии на биосферу, продолжить формирование основных экологических понятий: биосфера, экологическое воздействие, показать технологическое воздействие железнодорожного транспорта на биосферу. | |||
Задачи | Образовательные: формирование понятия «экосистема», раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе, показать технологическое воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду; выявить какая работа по охране окружающей среды проходит на предприятиях железнодорожного транспорта. Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование коммуникативных способностей, побуждение стремления к природоохранной деятельности. | |||
Планируемые образовательные результаты
| ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
- расширение кругозора знаний по предмету, - раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы; - проявление интереса к природной среде своей местности; - умение формулировать доказательства защиты окружающей среды; - выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог. Обучающийся получит возможность научиться: - осмысливать нравственные жизненные ценности; - выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере - выражать своё мнение на высказывания и поступки людей. | - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - пользоваться моделями, схемами.; - систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение работать в паре и группе, Обучающийся получит возможность научиться: - обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов); - проводить сравнение; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - использовать речь для планирования своей деятельности; - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | - формирование ценностного отношения к природе; - осознание своей значимости и значимости своих действий в биосфере. -Обучающийся получит возможность для формирования: - экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; | ||
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая | |||
Технология | Проблемное обучение | |||
Тип урока | Урок изучения новых знаний. | |||
Структура урока | 1. Организационный этап. 2. Актуализация знаний. 3. Формулировка темы. 4. Постановка проблемы. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления знаний. 7. Подведение итогов урока. 8. Этап информации учащихся о домашнем задании. | |||
Необходимые ресурсы | ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, информационные листы, модель земного шара (глобус). |
Технология проведения/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап — организационный. 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть всех вас. Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир. (слайд 1) | Ученики концентрируют внимание, слушают, определяют цели и тему мероприятия. |
2 этап — актуализация знаний. 3 мин. | Земля, которая, несмотря на свою величину, в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка, макет земли в ладонях учителя). А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу «Для меня Земля — это...», передавая по кругу модель земного шара (слайд 2: Земля) Начну я. Для меня Земля — это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 4 млрд. лет, не прерываясь. (Модель земного шара передается учениками по кругу.) Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас. | Ребята по очереди высказывают свое мнение. |
3 этап — формулировка темы, эпиграф. 3 мин. | В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова (на слайде 3 - эпиграф к уроку): Давным-давно в космических глубинах Из пыли атомов возникла ты — Земля. И появилась жизнь в морях и на равнинах, И человек — твое последнее дитя. О человек! Поймешь ли ты однажды, Что, разрушая Землю, обижаешь Мать, И дом-планету не обретешь ты дважды? Земля молчит... Тебе же — выбирать! Прочитав данный эпиграф, о чем вы подумали прежде всего? (слайд 4) Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с влиянием деятельности человечества на биосферу (слайд 5: тема урока). Мы рассмотрим тему «Технологическое воздействие на биосферу». Учитель объясняет правила работы с информационным листом, лист вклеивается в рабочую тетрадь. (слайд 6) | Человек, так же как и все другие организмы является частью природы, но в настоящее время все человечество, а точнее его деятельность, создает угрозу для настоящего и будущего нашей планете Земля и всей биосфере. Учащиеся вписывают в информационный лист тему урока. |
4 этап — постановка проблемы. 1 мин. | И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему: какое влияние оказывает технологическое воздействие на биосферу и каким образом уменьшить это влияние (слайд 7). А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой. | Учащиеся погружаются в проблему урока. |
5 этап — усвоение новых знаний. | Долгое время с момента своего зарождения на Земле человечество выполняло все функции живого вещества так же, как и остальные животные. Но с некоторого момента в отношениях человека с окружающей средой начало преобладать технологическое воздействие, потому что знания и техника давали человечеству большое преимущество в преобразовании окружающей среды. Это поставило под угрозу существование и человека, и природы. Все направления технологического воздействия на одном уроке обсудить невозможно. Поэтому целесообразнее остановиться на примере технологического воздействия в нашей местности. Какое технологическое воздействие существует в нашем микрорайоне? Сегодня наш урок пройдет немного необычно. Я предлагаю вам разделиться на три группы: 1 группа — обвинители, которые должны обвинить предприятия ж.д., 2 группа — адвокаты, которые защищают, 3 группа — судьи, которые вынесут вердикт. По ходу урока каждая группа подбирает подходящий материал и делает пометки в информационном листе. Также на ноутбуках имеются папки с таблицами «Воздействие железнодорожного транспорта». Вам нужно подумать над темой исследования по проблеме «Экология и железнодорожный транспорт» и предоставить план исследования по шаблону. В конце урока каждая группа выскажет свое мнение по своему заданию и предложит лан исследования, над которым она будет работать в дальнейшем. Итак, начнем! Железнодорожный транспорт является наиболее экологически чистым видом транспорта в транспортном комплексе РФ. В то же время его производственная деятельность оказывает воздействие на биосферу (слайд 8). В ходе беседы анализируется таблица: «Воздействие железнодорожного транспорта на биосферу и меры по ее охране». Такие таблицы на парте у каждого ученика). (Слайд 11- 14) Вопросы беседы Назовите две группы источников загрязнения? Что относится к подвижным источникам загрязнения ж/д транспорта? (Слайд 9) Перечислите стационарные источники загрязнения на ж./д транспорта? (Слайд 10) Каков характер загрязнения атмосферного воздуха от подвижных источников загрязнения? Действительно, одна секция тепловоза выбрасывает в атмосферу за час работы 28 кг СО, 17,5 кг оксидов азота, до 2 кг сажи. (слайд11 таблицы ) Ребята, какой характер загрязнения оказывают строительные и ремонтные машины, а так же пассажирские вагоны? До настоящего времени пассажирские вагоны не полностью переведены на электроподогрев. При работе печного отопления в вагонах для которого используется каменный уголь, в атмосферу выбрасываются соединения серы, СО2 и СО. Каков характер загрязнения атмосферного воздуха от стационарных объектов железнодорожного транспорта? Шпалопропиточные предприятия выбрасывают в атмосферу антисептики (каменноугольное и сланцевое масло), различные химические соединения. Компоненты и структура загрязняющих веществ у локомотивного и вагонного депо, предприятий промышленного железнодорожного транспорта и заводов по ремонту подвижного состава совпадают. Так, например, при окрасочных работах на предприятиях железнодорожного транспорта используются лакокрасочные материалы; на предприятиях по ремонту выбрасываются вредные вещества от процессов мойки, сварки, окраски и др.; в локомотивных депо производится загрузка сухого леска в тормозную систему локомотива — процесс сопровождается выделением пылевидных частиц. Практически у каждого из вас родители работают на предприятиях железнодорожного транспорта. И вы знаете, что проводятся мероприятия по охране окружающей среды. Какие природоохранные мероприятия вы можете назвать? (Слайд11) Оказывают ли предприятия железнодорожного транспорта технологическое воздействие на почвы? Какой характер и какие источники загрязнения железнодорожного транспорта оказывают влияние на почву? (слайд 12) Какие природоохранные мероприятия проводят с целью сокращения влияния железнодорожного транспорта на состояние земель. (Слайд 12) Какой характер и источники загрязнений водными ресурсами? (слайд 13) Какие применяются меры по охране водных ресурсов? (слайд 13) Подумайте, какое еще технологическое воздействие оказывают предприятия железнодорожного транспорта? Какие меры принимают для устранения шумового воздействия от железнодорожного транспорта. (слайд 14) | Учащиеся отвечают на вопросы. Предприятия железнодорожного транспорта. Распределяются по группам. Извлекают информацию из предложенных таблиц. Осуществляют высказывания. Работают с информационным листом. Предполагаемые ответы - Подвижные и стационарные. - Тепловозы, пассажирские вагоны с печным отоплением, строительные, путевые, ремонтные машины. - Котельные, щебеночные заводы, шпалопропиточные заводы, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, локомотивное депо, вагонное депо, заводы по ремонту путевой техники. - При работе подвижных объектов железнодорожного транспорта в атмосферу выделяются отработавшие газы, по составу аналогичные выбросам автомобильных дизелей. - Строительные, путевые и ремонтные машины приводят к загрязнению окружающей среды помимо отработавших газов, пылью и нефтепродуктами. Из пассажирских вагонов происходит загрязнения железнодорожного полотна сухим мусором. - Больше загрязнения поступает от котельных. При сжигании топлива выделяется сажа, СО, оксиды азота, диоксид серы. На щебеночных заводах при перевозке сыпучих грузов, их погрузке и выгрузке образуется пыль. Основными направлениями природоохранной деятельности являются: переход на более экологически чистые виды топлива (газ, мазут), повышение эффективности сжигании топлива, ликвидация малодеятельных угольных котельных, реконструкция действующего и внедрение нового пылегазоулавливающего оборудования, оснащение системами улавливания вредных выбросов, использование современных технологий, посадка деревьев, кустарников внутри и около предприятий, вдоль транспортных магистралей способствует очищению атмосферного воздуха от пыли и вредных веществ. Да, оказывают. Основными источниками загрязнения территорий предприятий железнодорожного транспорта являются нефтепродукты, перевозимые грузы, выбросы и стоки от промышленных предприятий железнодорожного транспорта. Загрязнение земель происходит в основном через сточные воды. Для сокращения отрицательного влияния железнодорожного транспорта на состояние земель проводятся следующие мероприятия: очистка загрязненных земель; разработка и внедрение нового подвижного состава, не имеющего утечек масел и смазок, пылеобразования при перевозке сыпучих грузов, проливов на железнодорожное полотно нефтепродуктов и т.д. - Предприятия железнодорожного транспорта используют огромное количество воды на производственные нужды, а так же осуществляют сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. На железнодорожных предприятиях применяют следующие меры по охране водных ресурсов: снижают сбросы загрязненных сточных вод, осуществляют строительство канализационных очистных сооружений, внедряют современные природоохранные технологии. Шумовое. Для уменьшения вредного шумового воздействия от железнодорожного транспорта необходимы следующие меры: внедрение активных средств подавления низкочастотного шума, разработка и внедрение транспортных средств с низким уровнем шума и т.д. |
6 этап — закрепление знаний. 8 мин. | Мы рассмотрели с вами технологическое воздействие на биосферу на примере железнодорожного транспорта. А теперь каждый представитель от 1 (обвинители) и 2 (защитники) группы поочередно выскажется: железнодорожный транспорт «за» и «против». (Учащиеся высказывают свое мнение) Предоставляем слово нашим судьям. (представители 3 группы) | В группах выполняют задания. Рассуждают и заполняют информационный лист. Доказывают свою точку зрения. Работают над планом исследования. |
7 этап — формулировка вывода. 1 мин. | Решили мы проблему, которая прозвучала в начале уроки? Какой мы можем сделать вывод? | Делают выводы. Технологическое воздействие оказывает отрицательное влияние на биосферу, но в настоящее время человечество делает все возможное, чтобы уменьшить это влияние. |
8 этап — домашнее задание. 5 мин | А теперь мне бы хотелось услышать планы исследований от каждой группы, над которыми вы будете работать. Итак, домашним задание: подумать какие методы исследования будете использовать. | Представляют темы и план исследования. |
9 этап — подведение итогов. 3 мин. | Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша. Ребята, а какой вы хотите видеть нашу Землю? Продолжите фразу: «Я хочу видеть землю...» (Слайд 16) Мы хотим жить на здоровой, вечно жизнеспособной планете, а неразумная деятельность человека, его потребительское отношение к природе приводят к разрушению природной среды. В результате живые, вечно цветущие уголки нашей необъятной планеты превращаются в безжизненную пустыню. Поэтому сегодня мы посвятили урок изучению технологического воздействия на биосферу. Без активного участия, без четких ответов, без формулировки выводов, мы сегодня не осознали бы свою непосредственную помощь в сохранении нашей планеты Земля. Помните, что только от вас — маленьких частичек всего большого человечества зависит будущее нашей планеты. В заключение хочу сказать такие слова: (слайд 17) «Природа милая, тебе одной я внемлю, Ты подарила мне и небеса, и Землю. И их помощником я буду век за веком, Лишь оттого, что я родился человеком!» Всех благодарю за урок. | Ученики передают по кругу модель земного шара и продолжают данную фразу. |