Технология 5 класс модуль «Робототехника» урок 4 «Конструирование. Механическая передача»

7
0
Материал опубликован 27 September 2021

Предмет «Технология»

Класс 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

учитель Морозов Александр Анатольевич, МОУ Чебаковская СШ

(ФИО, название образовательного учреждения)

ЧАСТЬ 1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Раздел (модуль)

«Робототехника»

Тема урока

Конструирование. Механическая передача

Цель (прогнозируемый результат)

формирование у обучающихся знаний о механической передаче, знакомство с понятиями «мультипликатор», «шестерня», передаточное отношение», а также формирование интереса и желания к занятиям по робототехнике

Задачи

Образовательные:

познакомить обучающихся с понятием «механическая передача»;

сформировать знания о повышающей передаче;

объяснить принцип работы «мультипликатора» созданного из деталей конструктора «Lego»

Развивающие:

развить навык сборки из деталей конструктора «Lego»;

развить пространственное мышление и умение решать задачи поставленные задачи;

развить наблюдательность, умение анализировать, выполнять задания с опорой на инструкции и схемы;


Воспитательные:

воспитать аккуратность и терпеливое отношение к учебным наборам конструктора;

воспитать культуру общения при работе в больших и малых группах


Основное содержание темы

Тематические дидактические единицы (с включением региональной составляющей): виды передачи: зубчатая, ременная, цепная. Передаточное отношение. Передача с повышением или понижением скорости. Сборка редуктора по схеме/инструкции. Сборка модели «Волчок», проведение соревнований.


Основные виды деятельности учащихся: Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей урока. Осуществляют продуктивное чтение текста. Разрабатывают технические требования к предложенным объектам. Представляют результаты. Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами урока. Выполняют предложенные задания. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание

Термины понятия

Механическая передача, шестерня, передаточное отношение, мультипликатор, редуктор

Планируемые результаты

(из Ваших рабочих программ в соответствии с тематикой урока, с учетом рекомендованных результатов ПООП ООО)

Личностные

Метапредметные

Предметные

формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения;

развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях;

развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы;

формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

разработка мелкой моторики рук

формировать умение слушать и понимать других;

формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;

формировать умения на основе анализа рисунка-схемы;

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение самостоятельно составлять план действия;

ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя;

формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными

развитие умений и навыков работы с документацией;

умение представлять решения в графической форме;

умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с конструктором LEGO;

проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки;

формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи (применение знаний других областей знаний)

Ресурсы (дидактические материалы, МТО)

Форма реализации образовательной программы (традиционная/ сетевая)

Информатика

образовательные наборы Lego Mindstorms EV3, ноутбуки, презентация к уроку (приложение 1); видео с сайта https://www.youtube.com/watch?v=-zVEPTHpEoE (зубчата передача)

Традиционная

Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная/парная/ групповая/фронтальная)

Методы обучения

Тип урока

Место проведения урока

Групповая

рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа

изучение нового материала и его практическое закрепление

на базе центра «Точка роста»

ЧАСТЬ 2. СЦЕНАРИЙ УРОКА

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1 этап Самоопределение к деятельности

(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)

Цели деятельности

Мотивационные задания на самоопределение к деятельности

Планируемый результат


Задание 1.

Форма организации познавательной деятельности: беседа с демонстрацией видеоролика и презентации к уроку

Дидактические материалы: видеоролик «Зубчатая передача»

Вопросы: Как бы вы объяснили процесс, происходящий на видео? За счет чего происходит вращение шестеренок? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Учитель постепенно наводящими вопросами подводит к теме урока – «Механическая передача»

Демонстрация презентации слайд 2 (определение и виды механической передачи)


Задание 2.

Форма организации познавательной деятельности: беседа с примерами жизненного опыта, об использовании зубчатой передачи

Дидактические материалы: презентация слайд 3


Предметный

развитие умений и навыков работы с документацией

метапредметный

формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации

личностный

формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения


2 этап Учебно-познавательная деятельность

(изучение учебного материала, его закрепление)

Цели деятельности

Учебные задания

На знание (З), понимание (П), умение (У)

Планируемый результат

Блок А (изучение)


Задание 3 (знания).

Форма организации познавательной деятельности: беседа с объяснением нового материала об использовании зубчатой передачи в робототехнике и ее значении

Дидактические материалы: презентация слайд 4


Задание 4 (знание)

Форма организации познавательной деятельности: работа в парах с конструктором по изучению зубчатых колес

Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 5-7


Предметный

умение представлять решения в графической форме

метапредметный

формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

личностный

развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях; развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы;

формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

разработка мелкой моторики рук

Блок Б (закрепление)


Задание 5 (понимание).

Форма организации познавательной деятельности: введение понятий мультипликатор и редуктор через беседу с приведением примеров из личного опыта; выполнение простейшей работы по сборке мультипликатора и редуктора с демонстрацией их работы (слайд 8). Особое внимание обратить на передаточное отношение зубцов и как оно высчитывается (слайд 9)

Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 8-9



Задание 6 (умение)

Форма организации познавательной деятельности: практическая работа по сборке мультипликатора по схеме с разным передаточным отношением (слайды 10-11)

Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 10-11


Предметный

умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с конструктором LEGO

Метапредметный

формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы

Личностный

формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)

Цели деятельности

Варианты практических заданий/кейсов/исследований

Планируемый результат


Задание 7 (вводный инструктаж учителя)

Форма организации познавательной деятельности: Практическая работа «Сборка модели «Волчок»

Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту)


Задание 8 (инструктаж по технике безопасности)

Форма организации познавательной деятельности:

Дидактические материалы:


Задание 9 (практическая работа)

Форма организации познавательной деятельности:

Дидактические материалы:


Предметный

формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи

Метапредметный

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение самостоятельно составлять план действия; ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя;

Личностный

развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом

4 этап Рефлексивная деятельность

(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат


Задание 10 (самоанализ, самооценка деятельности учеником)

Форма организации познавательной деятельности: проведение соревнований (Далее можно провести мини-состязание, в котором обучающиеся будут раскручивать волчки, и смотреть у кого дольше они крутятся)


Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту)


Задание 11 (рефлексия деятельности)

Форма организации познавательной деятельности: закончите фразу:

«Интересным на уроке для меня было…» Организация беседы с классом по вопросам. Возникали ли затруднения при работе. В чём они заключались? На что надо обратить внимание и над чем необходимо поработать дома?


Дидактические материалы:


Предметный

проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки

Метапредметный

ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя

Личностный

развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом


5 этап Домашнее задание (при необходимости)

(мотивация к самостоятельной деятельности, инструктаж выполнения д/з)



Задание 12 (формулировка задания, инструктаж выполнения д/з)

Форма организации познавательной деятельности: нет

Дидактические материалы:




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.