Технология 5 класс модуль «Робототехника» урок 4 «Конструирование. Механическая передача»
Предмет «Технология»
Класс 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
учитель Морозов Александр Анатольевич, МОУ Чебаковская СШ
(ФИО, название образовательного учреждения)
ЧАСТЬ 1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Раздел (модуль) | «Робототехника» | |||||||
Тема урока | Конструирование. Механическая передача | |||||||
Цель (прогнозируемый результат) | формирование у обучающихся знаний о механической передаче, знакомство с понятиями «мультипликатор», «шестерня», передаточное отношение», а также формирование интереса и желания к занятиям по робототехнике | |||||||
Задачи | Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «механическая передача»; сформировать знания о повышающей передаче; объяснить принцип работы «мультипликатора» созданного из деталей конструктора «Lego» | Развивающие: развить навык сборки из деталей конструктора «Lego»; развить пространственное мышление и умение решать задачи поставленные задачи; развить наблюдательность, умение анализировать, выполнять задания с опорой на инструкции и схемы; | Воспитательные: воспитать аккуратность и терпеливое отношение к учебным наборам конструктора; воспитать культуру общения при работе в больших и малых группах | |||||
Основное содержание темы | Тематические дидактические единицы (с включением региональной составляющей): виды передачи: зубчатая, ременная, цепная. Передаточное отношение. Передача с повышением или понижением скорости. Сборка редуктора по схеме/инструкции. Сборка модели «Волчок», проведение соревнований. Основные виды деятельности учащихся: Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения. Выявляют свои затруднения. Согласовывают тему урока с учителем. Определяют индивидуальную цель урока. Составляют план достижения целей урока. Осуществляют продуктивное чтение текста. Разрабатывают технические требования к предложенным объектам. Представляют результаты. Определяют оптимальные способы выполнения предлагаемых заданий в соответствии с целью и задачами урока. Выполняют предложенные задания. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | |||||||
Термины понятия | Механическая передача, шестерня, передаточное отношение, мультипликатор, редуктор | |||||||
Планируемые результаты (из Ваших рабочих программ в соответствии с тематикой урока, с учетом рекомендованных результатов ПООП ООО) | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения; развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях; развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы; формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом; разработка мелкой моторики рук | формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение самостоятельно составлять план действия; ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными | развитие умений и навыков работы с документацией; умение представлять решения в графической форме; умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с конструктором LEGO; проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки; формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер как инструмент | ||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||
Межпредметные связи (применение знаний других областей знаний) | Ресурсы (дидактические материалы, МТО) | Форма реализации образовательной программы (традиционная/ сетевая) | ||||||
Информатика | образовательные наборы Lego Mindstorms EV3, ноутбуки, презентация к уроку (приложение 1); видео с сайта https://www.youtube.com/watch?v=-zVEPTHpEoE (зубчата передача) | Традиционная | ||||||
Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная/парная/ групповая/фронтальная) | Методы обучения | Тип урока | Место проведения урока | |||||
Групповая | рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа | изучение нового материала и его практическое закрепление | на базе центра «Точка роста» |
ЧАСТЬ 2. СЦЕНАРИЙ УРОКА
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
1 этап Самоопределение к деятельности (организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока) | ||
Цели деятельности | Мотивационные задания на самоопределение к деятельности | Планируемый результат |
| Задание 1. Форма организации познавательной деятельности: беседа с демонстрацией видеоролика и презентации к уроку Дидактические материалы: видеоролик «Зубчатая передача» Вопросы: Как бы вы объяснили процесс, происходящий на видео? За счет чего происходит вращение шестеренок? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Учитель постепенно наводящими вопросами подводит к теме урока – «Механическая передача» Демонстрация презентации слайд 2 (определение и виды механической передачи) Задание 2. Форма организации познавательной деятельности: беседа с примерами жизненного опыта, об использовании зубчатой передачи Дидактические материалы: презентация слайд 3 | Предметный развитие умений и навыков работы с документацией метапредметный формировать умение слушать и понимать других; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации личностный формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения |
2 этап Учебно-познавательная деятельность (изучение учебного материала, его закрепление) | ||
Цели деятельности | Учебные задания На знание (З), понимание (П), умение (У) | Планируемый результат |
Блок А (изучение) | ||
| Задание 3 (знания). Форма организации познавательной деятельности: беседа с объяснением нового материала об использовании зубчатой передачи в робототехнике и ее значении Дидактические материалы: презентация слайд 4 Задание 4 (знание) Форма организации познавательной деятельности: работа в парах с конструктором по изучению зубчатых колес Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 5-7 | Предметный умение представлять решения в графической форме метапредметный формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; личностный развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях; развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить из них выходы; формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; разработка мелкой моторики рук |
Блок Б (закрепление) | ||
| Задание 5 (понимание). Форма организации познавательной деятельности: введение понятий мультипликатор и редуктор через беседу с приведением примеров из личного опыта; выполнение простейшей работы по сборке мультипликатора и редуктора с демонстрацией их работы (слайд 8). Особое внимание обратить на передаточное отношение зубцов и как оно высчитывается (слайд 9) Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 8-9 Задание 6 (умение) Форма организации познавательной деятельности: практическая работа по сборке мультипликатора по схеме с разным передаточным отношением (слайды 10-11) Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту), презентация слайды 10-11 | Предметный умение обнаруживать и исправлять ошибки при работе с конструктором LEGO Метапредметный формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы Личностный формирование осознания ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ |
3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность (вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность) | ||
Цели деятельности | Варианты практических заданий/кейсов/исследований | Планируемый результат |
| Задание 7 (вводный инструктаж учителя) Форма организации познавательной деятельности: Практическая работа «Сборка модели «Волчок» Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту) Задание 8 (инструктаж по технике безопасности) Форма организации познавательной деятельности: Дидактические материалы: Задание 9 (практическая работа) Форма организации познавательной деятельности: Дидактические материалы: | Предметный формирование умения автоматизировать и решать поставленные задачи Метапредметный формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение самостоятельно составлять план действия; ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя; Личностный развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
4 этап Рефлексивная деятельность (заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем) | ||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Планируемый результат |
| Задание 10 (самоанализ, самооценка деятельности учеником) Форма организации познавательной деятельности: проведение соревнований (Далее можно провести мини-состязание, в котором обучающиеся будут раскручивать волчки, и смотреть у кого дольше они крутятся) Дидактические материалы: набор Lego Mindstorms EV3 (45544) (набор на парту) Задание 11 (рефлексия деятельности) Форма организации познавательной деятельности: закончите фразу: «Интересным на уроке для меня было…» Организация беседы с классом по вопросам. Возникали ли затруднения при работе. В чём они заключались? На что надо обратить внимание и над чем необходимо поработать дома? Дидактические материалы: | Предметный проверять качество усвоения учебного материала и вносить корректировки Метапредметный ставить и реализовывать поставленные цели самостоятельно и с помощью учителя Личностный развитие способностей увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
| 5 этап Домашнее задание (при необходимости) (мотивация к самостоятельной деятельности, инструктаж выполнения д/з) | |
| Задание 12 (формулировка задания, инструктаж выполнения д/з) Форма организации познавательной деятельности: нет Дидактические материалы: | |