Статья «Технология «Дебаты»

2
1
Материал опубликован 19 May 2019

Технология «Дебаты»

Педагогическая технология «Дебаты» является часть международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году. В России программа «Дебаты» развивается при поддержке Института «Открытое общество» с 1994 года. В настоящее время в дебаты вовлечены студенты и школьники более 40 городов России. Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Технология «Дебаты» активно развивается в 50 странах, в Европе, в США, во многих азиатских государствах. К примеру, в Казахстане «Дебаты»  – школьный предмет, который изучается в обязательном порядке с 6 класса.

Дебаты - это интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и опыте риторики.

Дебаты предполагают:

Активное включение студента в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;

Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых.

Обеспечение диалогического общения между преподавателем и студентами и между студентами в процессе добывания новых знаний.

развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

формирование навыков слушания и ведения записей.

Технология "Дебаты" предоставляет преподавателю возможность:

четко выделять цели учения;

повышать мотивацию учения;

обеспечивать активную учебную деятельность;

обеспечивать обработку информации;

стимулировать размышление;

способствовать самовыражению учащихся.

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

иметь четкую формулировку;

стимулировать исследовательскую работу;

иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

поиск информации с использованием различных источников;

систематизация полученного материала;

составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

На подготовительном этапе обучающиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Роли спикеров

Спикер У1:

представление команды;

формулировка темы, актуальность;

определение ключевых понятий, входящих в тему;

выдвижение критерия (ценность или цель команды);

представление кейса утверждающей стороны;

заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер О1:

представление команды;

формулировка тезиса отрицания;

принятие определений ключевых понятий;

атака или принятие критерия оппонентов;

опровержение позиции утверждения;

представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

 

Список литературы:

1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М: Владос-пресс, 2008 г.

2. Полынина Л.В.Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания.//Преподавание истории в школе, № 6, 2007.)

3.Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика  http://matriz.karelia.ru/ru/section.php?docId=4435

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за напоминание. Технология не новая, но по-прежнему актуальная!

19 May 2019