Урок - дебаты: «Трудовые мигранты»

0
0
Материал опубликован 19 December 2017

Урок – дебаты «Трудовые мигранты России» Цель: Дать учащимся представление о противоречии иммиграционных процессах в стране и их влияние на демографические, социальные процессы общества в России.

Задачи:

- углубить представление учащихся о дискуссии;

- показать формирование новой социальной общности на территории России;

- показать сложности взаимодействий различных социальных общностей в современной России;

- развивать критическое мышление, вести диалог и аргументировать свою позицию;

- находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать формированию толерантных отношений к различным нациям, проживающим на территории России;

- создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности;

- помочь учащимся осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения в дальнейшем.

УУД:

Задачи:

Предметные – формирование знаний о миграционных потоках в России и их особенностях.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, сравнивать, обобщать факты.

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение, умение работать в группах.

личностные: воспитание чувства само и взаимоуважение, развитие сотрудничества при работе в группах, воспитание толерантности, интереса к предмету, осознать свою собственную позицию к миграции и возможные перспективы ее изменения в дальнейшем.

Ожидаемые результаты: Развивать коммуникативные навыки, знать особенности миграционных потоков в России, уметь выявлять причины миграции, способствовать формированию условий вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.


 

Ход урока

Здравствуйте! Сегодня мы проведем с вами Урок-Дебаты. Форма нашего сегодняшнего урока не является для вас новой. Эта форма предполагает активную деятельность учащихся и спор между учениками в процессе высказывания своей точки зрения. Предлагаю вспомнить основные правила ведения дебатов. Дебаты ведутся по строго определенным правилам. На высказывание своей точки зрения и ответы выделяется не более 2 минут.

Сейчас вам предлагаю внимательно посмотреть на слайды 1 - 9

Какие ассоциации вызывают у вас изображения на слайдах? Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока……

Исходя из темы, давайте определим цель нашего урока.

Да вы правы, мы будем говорить о трудовых миграциях в России. В такой необычной форме мы проведем урок по теме «Трудовые мигранты России»

Слайд 10 Тема урока «Трудовые мигранты России»

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Н.Н.Баранского «Люди – не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами»


 

Почему для обсуждения выбрана именно эта тема? Эта тема для вас новая? Нет. Напомните мне, пожалуйста, как называется курс географии в 10 классе? ( Экономическая и социальная география мира. Что означает социальная? ( изучение населения).

Как вы считаете, тема трудовой миграции сегодня является актуальной?

Какую роль играют иностранные рабочие в экономике страны? Какие проблемы связанные с миграцией населения, возникают в нашем обществе? Эти актуальные вопросы поднимаются на всех уровнях власти. Проблема трудовой миграции обсуждается в СМИ. Вот такую сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке.

Вы поделены на две группы: утверждающая сторона «Сторонники» и опровергающая сторона «Оппоненты». «Сторонники» выступят со своими доводами в защиту трудовой миграции. В своих выступлениях докажут необходимость привлечения иностранных рабочих в экономику России. «Оппоненты» выступят с доказательствами ненужности привлечения иностранной рабочей силы в Россию. В конце урока попрошу вас оценить работу друг друга, какая из сторон в выступлении была более убедительной, логичной, актуальной.

Для того, чтобы мы глубже проникли в тему, что происходит в России действительно по поводу мигрантов, предлагаю послушать выступления Волкова Игоря, который подготовил небольшую информацию о мигрантах в России, он представит нам неоспоримые факты Российской действительности. После чего, мы и попробуем определить «Нужны России мигранты?» и приступим к работе.

Пожалуйста. (слово ученику)

Тема иностранных рабочих, или проще сказать гастербайтеров в России, актуальна. Об этой проблеме говориться в СМИ уже не первый год. Позиции по этой проблеме в обществе противоположны.

На сегодняшний день в России проживает несколько миллионов иностранных рабочих. Точную цифру о количестве иммигрантов в России не может назвать никто, т.к. многие иностранные рабочие приезжают в Россию нелегально, а следовательно, они нигде не числятся, экспертные оценки колеблются от 6 млн. до 12 млн. человек.

Согласитесь, что это достаточная цифра для России, где численность своего населения составляла 143 млн. человек. Сегодня с Крымом составляет более 146 млн. чел.

Бурный рост привлечения иностранной рабочей силы начался в 2005 году. Максимальное число мигрантов было привлечено в 2008 году – 2млн.425 тысяч, а в 2011 году чуть меньше 1 млн. 720 тысяч. Потребности в иностранной рабочей силе оцениваются на 2012 в 1 млн745 тысяч человек.

В 2012 году российской экономике потребуется более 111 тысяч зарубежных водителей и машинистов, почти 74 тысячи операторов и слесарей – сборщиков станционного оборудования, более 20 тысяч специалистов в области естественных и инженерных наук и почти 87 тысяч руководителей учреждений, организаций и предприятий.

Если посмотреть по отраслям, то наибольшее число иностранных рабочих заняты в строительстве, ЖКХ, горных и горно – капитальных работах. Около 100 тысяч мигрантов работают в сельском хозяйстве.

Почти четверть рабочих квоты предназначена для неквалифицированных рабочих, занятых во всех сферах экономики. Откуда же пребывают иностранные рабочие в Россию?

В 2010 году в Россию приехало 5 млн. трудовых мигрантов, с Украины 1,5 млн. человек, с Узбекистана 1 млн. 200 тысяч человек, с Таджикистана 800 тысяч чел., с Киргизии 382 тысячи человек.

На Москву и Московскую область приходится 35% всего миграционного потока. Квота на иностранных работников только составляет 200 тысяч человек.


 

Слово учителя: Спасибо.

Слайд 11

Трудовые мигранты в России, может ли российская экономика обойтись без них? Какие социальные, правовые, национальные проблемы возникают в связи с их присутствием в нашей стране. Возможно ли экономическое развитие без участия мигрантов?

На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить.

Перед вами лежат рабочие листы. Где написан план, по которому вам предстоит работать. Внимательно ознакомьтесь с ним. Всем ли все понятно. Во время работы вы должны найти положительные и отрицательные стороны пребывания мигрантов в России и постараться убедительно высказаться друг другу. Время определяем для работы 7 мин. Приступили к работе.

Группа «Сторонники»

Аргумент ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

Аргумент ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (непристижный труд, мигрантофобия)

Третий аспект КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

 

Группа «Оппоненты»

Аргумент ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ

Аргумент ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КОРРУПЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ

Аргумент КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ

Аргумент ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ


 


 

Учитель: Вы молодцы. Каждый из вас старался убедить друг друга. Вы заступались, а вы опровергали. А если мы возьмем в целом и постараемся увидеть и + и - . Миша, если бы ты был каким то общественным деятелем, руководителем и от тебя многое зависело в стране. Какую бы ты выбрал сторону после нашего обсуждения данной темы?


 

 

После обсуждения, я еще раз убедилась в том, что проблема трудовой миграции актуальна. Предлагаю вам ответить на некоторые вопросы. Вопросы для обеих команд.


 

Увеличение числа мигрантов может привести к социальному напряжению и национальным конфликтам. Как быть с этими проблемами?

Без иностранной рабочей силы невозможно развивать экономику России. Чем вы сможете компенсировать нехватку рабочей силы в стране? Ведь известно, что молодежь не идет на многие работы, т.к. они тяжелы и оплата очень низкая. Что делать в данной ситуации?

На сколько острой видеться проблема взаимодействия между российскими гражданами и иностранными рабочими?

Скажите, а вам не жалко этих иностранных рабочих, живущих вот в таких страшных условиях?

А если вдруг у вас возникнет такая проблема? И вам придется мигрировать из России?

Ответ команд.


 


 

Конечно, сложно оценить выступления обеих команд. Но вы молодцы. В данных дебатах, на мой взгляд, выиграли обе стороны. И все же, как вам кажется, кто был более активным в группе «Сторонники», а кто в группе «Оппоненты». Я согласна с вашим мнением. Они заслужили оценку 5.


 


 

Рефлексия: 1. Что больше всего понравилось во время дебатов?

Взглянули ли вы в проблему миграции после нашего обсуждения, как то по - иному. Да? В чем?

Что заставило вас задуматься? О чем вам хотелось бы поразмышлять после занятия?

Заключительное слово учителя:

В завершении урока хочу сказать следующее.

Слайд 12

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыба, нам не хватает только одного: научить жить на земле, как люди.

Бернард Шоу


 

Заключительное слово учителя:

Действительно, проблема, поднятая на уроке сложная. И закончить наш урок я хочу такими словами. Как Россия будет ее решать, как будут строиться отношения между различными социальными группами в стране. От решения этих задач зависит наше с вами будущее. В любом случае, для сохранения своей страны, своей экономики и для дальнейшего развития необходимо учитывать нравственные ценности общества. Необходимо более терпимо относится к представителям иной культуры, иной нации. Именно в сохранении многообразной многонациональной культуры России возможно дальнейшее развитие страны.

Урок окончен. Досвидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.