Статья на тему «Технология деятельностного метода на уроках русского языка»

18
9
Материал опубликован 10 August 2018 в группе
Формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности.( Л.С.Выготский).
Наверное, многие из нас не раз задумывались над таким противоречием: российские школьники опережают своих зарубежных сверстников при выполнении заданий, связанных с предметными знаниями и умениями, но отстают от них в практическом применении этих знаний, в способности действовать в нестандартной ситуации. Значит, необходимо сформировать у наших воспитанников познавательную мотивацию, научить алгоритму действий в любой новой для них образовательной модели, самоконтролю и самооценке учебных действий.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход. Деятельностный подход на уроках осуществляется через: 
а) моделирование и анализ учебных и практико-ориентированных ситуаций; б) использование активных и интерактивных методик; в) овладение приёмами исследовательской деятельности; г) вовлечение учащихся в проектную, оценочную, рефлексивную деятельность. 

Урок, организованный по технологии деятельностного обучения, состоит из девяти этапов: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
2. Актуализация и пробное учебное действие. 
3. Выявление места и причины затруднения. 
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 
5. Реализация построенного проекта. 
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
8. Включение в систему знаний и повторение. 
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 
Хочу привести примеры приёмов, используемых на каждом этапе. Содержательно они будут связаны с понятием патриотизма, так как в рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, в первую очередь, гражданско-патриотического воспитания. 

1. На этапе мотивации стараюсь использовать интересные приёмы с долей интриги, неожиданности, соревновательного духа. 
Приём «Общая тема». Каждый урок я стараюсь объединить одной темой, материал к которой ученики готовят заранее: «Сталинградская битва», «Дымковская игрушка», «Редкие животные и растения Республики Марий Эл», «Наш Красногорский» и т.д. Большинство заданий связано с общей содержательной темой.                                                         Приём «Пословица»: закончить пословицы и поговорки:
Лишь тот зовется патриот,
Кто в бой идет за свой… (народ). Родина – мать, сумей за неё… (постоять). (Тема «Сложное предложение»). На чужой стороне родина милей… (вдвойне). Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей). (Тема «Типы сказуемых»).                                                 Кроссвордный диктант. (Его цель - обогащение словарного запаса учащихся). Государство, Родина, патриот, Отечество, гуманизм, гражданин, ветеран, столица, Республика Марий Эл, красота, сердце, планета, любовь, семья, Отчизна, поколение. 
Задание. Чем объединены эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. 
Исторический диктант. При изучении порядковых числительных даю задание записать даты, а затем объяснить, с какими событиями они связаны: 1223 г. 31 мая — битва русских князей и половцев на р. Калке, 
1242 г. 5 апреля — «Ледовое побоище» на Чудском озере, 
1380 г. 8 сентября — Куликовская битва, 
1755 г. 12 января — Указ об основании Московского университета, 
1812 г. 26 августа — сражение при Бородине, 
1825 г. 14 декабря — восстание декабристов в Петербурге, 
1861 г. 19 февраля — отмена крепостного права и т.д.
Гимнастика для ума. Этот приём часто использую как тренировочное упражнение для подготовки к сочинению 15.2 и 15.3 (ОГЭ). Учащиеся объясняют смысл афоризма, дают собственную интерпретацию фразе. Например:
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». ( К. Паустовский). «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». ( К. Паустовский). «Некоторые люди забывают расписаться в своём присутствии на земле». (Об активной жизненной позиции). «Не за себя себе себя отдай на растерзание». (О милосердии). 
Работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания. Например: 1) «Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом». 2) «Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?». 3)Что общего в лексическом и грамматическом значении слов «природа, родители, родственники, Родина, народ»? (Не случайно это однокоренные слова!).

2. Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Например, стихотворение Олега Григорьева «Какой дождь» может стать основой для выявления затруднений по темам: а) причастие (в стихотворении 15 прилагательных, и причастие «нарастающий» дети поначалу также причисляют к этой части речи); б) несогласованные определения (определения в последней строфе учащиеся не относят к данному члену предложения).
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, из которых выбирается оптимальный. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Например, семиклассники испытывают затруднения в различении производных предлогов и омонимичных существительных. Учащимся предлагается материал для наблюдения, на основе которого они делают собственные выводы и оформляют их в виде алгоритмов, таблиц, схем. Для сравнения можно воспользоваться таблицами Т.Я.Фроловой, автора методики интенсивного обучения. 
1. Работа со схемой « Различай производные предлоги и существительные» (с. 54 «Грамотность за 12 занятий» Т.Я.Фроловой):
производные предлоги существительные
в течениЕ                     в течении (чего?) реки
Как долго? дня
Когда? в продолжениЕ  в продолжении (чего?) книги
лета
в заключениЕ               в заключении (кого?) врача
выступления
2. Рифмовка: 
Спроси: как долго? или когда? - в конце пишем Е, но раздельно – всегда. 
Вследствие = из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная Е. 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Приёмы работы: сочинение лингвистической сказки, баскет-метод, кроссенс. Баскет-метод основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по виртуальному историческому музею, где собраны предметы старины (ступа, огниво, светец, ботфорты и т.д.). Данный приём можно использовать при изучении темы «Историзмы». При этом задача ученика - собрать и донести информацию о каждом экспонате, пояснить его лексическое значение. Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения, придуманная художником и философом, доктором технических наук Владимиром Бусленко и писателем, педагогом и математиком Сергеем Фединым. Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков - ноликов". Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- на стадии определения темы;
- постановки проблемы;
- на стадии закрепления материала;
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;
- как творческое домашнее задание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? 
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
На этом этапе подводятся итоги урока. 
При использовании технологии деятельностного метода учащиеся:
• успешнее своих сверстников осваивают новый учебный материал;
• увереннее отвечают у доски;
• чётко аргументируют собственные высказывания, отстаивают свою точку зрения;
• быстрее овладевают навыками самоконтроля и самооценки;
• умеют выбирать и предлагать для выполнения работы свой способ деятельности,склонны к исследовательской деятельности;
• у них формируется познавательная мотивация, значительно повышается качество знаний.
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результ
Комментарии

Людмила Анатолиевна, спасибо! Ваш опыт очень интересен, Вы очень чётко, последовательно и грамотно осветили технологию деятельностного метода на уроках русского языка.

8 November 2018

Спасибо, Валентина Ивановна! Положительная оценка профессионала дорогого стоит.

8 November 2018

Людмила Анатолиевна, большое спасибо за такое обстоятельное описание используемой технологии деятельностного метода, который можно применить практически к любому предмету. Я, хотя и не руссковед, но откладываю себе в избранное!

24 March 2019

Спасибо за отклик, Татьяна Александровна! Всегда интересно мнение коллег!

24 March 2019

Людмила Анатолиевна, спасибо, очень грамотно, чётко. Скажите, пожалуйста, у вас дети в технологии деят подхода работают с 1 класса или только на Ваших уроках?

14 April 2019

Спасибо за отзыв, Маргарита Александровна! Уроки с применением данной технологии проводятся с начальных классов.

14 April 2019

Интересный опыт!

9 August 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

9 August 2019

Людмила Анатолиевна, спасибо, что поделились опытом.

17 October 2022