Технология интегрированного обучения как одно из средств повышения эффективности обучения на уроках иностранного языка
Технология интегрированного обучения как одно из средств повышения эффективности обучения на уроках иностранного языка
На сегодняшний день основная проблема образования - как сделать изучение основ большинства дисциплин доступным и увлекательным для всех обучающихся. Новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами и технологиями. Для этого необходимы новые стратегии школы, новые педагогические технологии.
В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком принято считать приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. На данный момент у учащихся не полностью сформировано восприятие целостной картины мира, зачастую они воспринимают учебные предметы как нечто разрозненное или не связанные между собой. Для решения этой проблемы я использую в своей практике интегрированные уроки.
Интеграция (лат.) (integratio) восстановление, восполнение,
(integrer) целый, объединение в целом каких-либо частей, элементов.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Основными целями подобного обучения являются:
1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения биологии на основе интеграции разных предметов.
2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
3.Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках.
Основные принципы интегрированного обучения нацелены на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.
На современном этапе обучения, с учетом последних достижений методики преподавания иностранных языков каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восхищение, восторг у обучающихся. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже изученной теме.
Процесс подготовки и проведения таких уроков представляет собой структурированную систему, включающую в себя следующие этапы: поисковый, подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). Это отличает их от наших традиционных уроков.
Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум и т.д.
Типы интегрированных уроков:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
урок-практикум;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
ролевые и деловые игры;
практикумы.
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными дисциплинами разнообразны и многофункциональны. Предмет «иностранный язык» включает в себя знания из разных областей: географии, истории, обществознания, литературы, физики, химии, биологии, информатики, музыки, изобразительного искусства и других школьных предметов, а также из политики, психологии, медицины, техники и т.п.
Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): однако он имеет множество общих точек соприкосновения с остальными предметами, то есть язык «полипредметен».
На первом уровне (начальном), привлекаются понятия, образы, представления из других дисциплин и учащиеся активно используют и применяют все то, что они узнали на других уроках. При изучении темы «A la mode de chez nous (мода)» учебник Синяя птица 7-8 класс, на своем уроке французского языка мы воспользовались знаниями об истории моды и технологии работы с тканями.
Второй уровень (глубокий), предполагает использование на уроках по разным темам общих принципов, методов, понятий, рассмотрение комплексных проблем. В рамках темы «Путешествие по Франкофонии» учащиеся успешно применяли понятия из разных областей знаний, таких как математика (высчитать расстояние), география (работа с географической картой, история (рассказ о празднике 20 марта дне Франкофонии) и другие. Безусловно, такие уроки требуют особой подготовки, но они представляют большой интерес для детей. Подготовка к таким урокам мобилизует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, вызывает необходимость работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.Среди преимуществ интегрированного урока можно выделить следующие:
Мир, который окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями, развивается логика, мышление, коммуникативные способности. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить об эффективности таких уроков.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления школьников.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют сами ученики.
Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал и самого педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений со своими учениками.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.
Эффективного результата интегрированного урока можно достичь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, грамотно организуя деятельность на уроке. Основная сложность проведения такого типа уроков состоит в том, что необходимо учитывать актуальность подачи материала каждой дисциплины, что не всегда предусмотрено рабочими программами. Оба учителя должны мастерски владеть навыками составления программы и быть гибкими и толерантными при проведении уроков.
Применение технологии интегрированных уроков в моей работе имеет определённый результат:
в повышении уровня знаний по предмету;
в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между изучаемыми предметами;
в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;
происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.
Исходя из вышеизложенного мною был сделан вывод, что совершенствование методов и организация форм обучения позволяет формировать интерес не только к иностранному языку, но и к другим учебным предметам, таким образом у учащихся формируется способность к широкому переносу знаний и умений на практике. Следовательно, овладение иноязычной речевой деятельностью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, позволяет им учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, соответственно, создает наиболее благоприятный климат на уроках для практического применения языка как средства общения.
Список использованной литературы
1. Гомелева О.В. Межпредметные связи в формировании коммуникативных умений. // Иностранный язык в школе. – 1987. - № 3, с. 71-73.
2. Зотеева И.Н. Использование межпредметных связей во внеклассной работе. // Иностранный язык в школе. – 1990. - № 3, с. 64-67.
3. Махмутова Е.Н. Интегрированный урок по теме «США, природа, города, население, сельское хозяйство». // Иностранный язык в школе. – 1997. - № 4, с. 33-37.
4. Холостова Т.Д. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение». // Иностранный язык в школе. – 1996. - № 5, с. 2-5.
5. Максимова В.Н.» Межпредметные связи в процессе обучения. Москва «Просвещение» 1988
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
7. Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? // Учительская газета. - 1998. - № 3. с.6-7.
Приложение 1.