Доклад «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»
«Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»
(из опыта работы преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж» Землянцевой Светланы Валентиновны)
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
М. Горький
Землянцева Светлана Валентиновна, работаю в ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж» с 2010 года. Имею высшее образование. Закончила «Елабужский государственный педагогический университет» (квалификация учитель татарского языка и литературы по специальности «Филология»(2005г), в 2012 г. закончила курсы профессиональной переподготовки в «Набержночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов» с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере обучения русскому языку и литературе. Имею высшую квалификационную категорию.
С 2012 года педагог работаю над темой по самообразованию «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения». В своей работе применяю современные педагогические технологии развивающего обучения, личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Организую эффективную внеклассную работу по русскому языку и литературе: участвую в организации и проведении недели русского языка и литературы в колледже, вовлекаю обучающихся в создание проектных работ по русскому языку и литературе, с защитой которых ребята выступают на конференциях и конкурсах различного уровня: Межрегиональная научно-практической конференции среди студентов и преподавателей педагогических учебных заведений среднего профессионального образования Поволжья «Пути и средства формирования толерантного мировоззрения в образовательной среде» среди студентов и преподавателей (г.Чистополь, 2012 г, диплом 1 степени, публикация в сборнике); VI открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ - 2013»(Казань, 2013, сертификат участника). С презентациями студентов можно ознакомиться на персональном сайте http://multiurok.ru/lanav (сертификат, 2015 г.) и личной странице на сайте Электронного образования РТ.
Мои студенты участвуют в олимпиадах и конкурсах по русскому и литературе международного и федерального уровня и занимают призовые места: Международная олимпиада по литературе «Вечные ценности» (Центр дистанционного развития креативности Teachtrs.Kz, 2013, диплом 1 степени, Благодарность), Международная олимпиада «Я Лингвист» в номинации «Русский язык» (2 диплома второй степени, 1 – третьей степени), Всероссийский литературный конкурс «Родная речь» (Диплом участника,2014 г.).
Результатами такой работы является 100% успеваемость и 68,5% качества обучения по русскому языку и 100% успеваемость и 63,7% качества по литературе.
С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса я разработала авторскую программу факультатива по русскому языку для обучающихся 1 и 2 курсов групп СПО «Учимся анализировать текст» (рецензия от 09.10.2013г, подписанная кандидатом филологических наук, доцентом ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы» Гарраповой Р.Х.)
Постоянно работаю над комплексным методическим обеспечением уроков: составила Рабочую тетрадь по литературе 19 века для студентов 1 и 2 курса СПО (экспертное заключение, подписанное кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского и татарского языков КНИТУ им.Туполева А.Р.Биктимировой и директором И.З.Гайнутдиновым, итоговая оценка – 100 баллов). Являюсь участником Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство». Тема экспериментального исследования: «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов» (Свидетельство участника, 2014 г.)
В 2014 году принимала участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций СПО «Современный преподаватель -2014» (диплом лауреата); в 2015 году во Всероссийской викторине среди преподавателей профессиональных образовательных организаций «Педагогическая грамотность» (Диплом 3 степени); в 2016 году – во Всероссийском конкурсе методических разработок преподавателей дисциплин ОГСЭ ПОО РФ (диплом 2 степени); 1 Международный конкурс творческих работ «Моя профессия – мое призвание» (лауреат).
Обобщаю свой опыт работы на конференциях и семинарах различного уровня: выступление на Республиканском семинаре «Формирование и оценка компетенций в практике преподавания дисциплин ОГСЭ» с докладом «Формирование компетенций при изучении дисциплин «Русский язык и культура речи»; Республиканская научно-практическая конференция «Межкультурные, межнациональные и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности в молодежной среде; Региональный семинар преподавателей русского языка и литературы «Современные технологии в процессе формирования лингвистической и коммуникативной компетентности обучающихся» (Альметьевский медицинский колледж, 2015 г.). Входила в состав комиссии по организации и проведению Всероссийской научно-практической конференции «Ответственное партнерство как механизм подготовки кадров для российской промышленности», для руководителей и преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования» на базе ГБОУ СПО «Альметьевский профессиональный колледж» в 2014 году. В 2014 году участвовала в интернет-проекте «Копилка уроков – сайт для учителей». (Свидетельство о публикации авторского материала «Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе»). Являюсь экспертом по разработке контрольно-оценочных средств для основных профессиональных образовательных программ СПО (сертификат). В 2015 году стала победителем Конкурса грантов в номинации «Лучший преподаватель»
Аннотация: Данная работа является результатом обобщения опыта использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном колледже.
Актуальность и перспективность данной темы была обусловлена двумя направлениями:
- модернизацией профессионального образования
- проблемой угасания со стороны обучающихся интереса к обучению.
Моя задача – пробудить интерес студентов к учебной деятельности, добиться проявления их активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.
В своем поиске я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию студентов к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед профобразованием. Благодаря новым образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Наличие теоретической базы опыта:
С 2012 года я работаю над проблемой «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения». Этому способствовало то, что именно в этом году я пришла работать в Альметьевский профессиональный колледж. Я начала использование новых технологий в учебном процессе, поскольку это являлось и является актуальной проблемой современного образования. И сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием современных технологий. Это дает возможность работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:
групповые технологии (работа в парах, в группах);
проблемно-поисковое обучение;
технология использования игровых методов;
информационно-коммуникационные технологии;
дифференцированное обучение
технология личностно-ориентированного обучения, учет принципа индивидуального подхода, творческая работа, самостоятельная работа;
проектная методика,
тестовые технологии.
В настоящее время одним из главных путей совершенствования профессионального образования считается повышение качества образовательных услуг. Это можно объяснить объективным повышением требований, которые предъявляются к профессиональным навыкам специалистов, их образованности.
Результативность процесса обучения во многом зависит от того, насколько тщательно разработаны методики контроля знаний.
Хочется остановиться на компьютерном тестировании.
Тестирование можно назвать вполне справедливым методом: во-первых, оно ставит всех студентов в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки. Во-вторых, данный метод заставляет студентов мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. В-третьих, оценивание результатов носит объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств преподавателя.
Тестовые задания можно составлять, используя разнообразные компьютерные инструменты, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования.
И на уроках литературы, и на уроках русского языка чаще всего я провожу тестирование с помощью программы MyTestX. Она дает возможность организовать и провести входное, промежуточное, текущее тестирование, а так же экзаменов по любой дисциплине, чтобы выявить уровень знаний по учебным дисциплинам.
Литература – это особый предмет. Очень не хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому самое главное для меня как преподавателя литературы – это не отбить у студентов интерес к чтению, к книге.
Благодаря программе MyTestX использую различные виды тестовых заданий:
1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).
а) Задания с выбором одного правильного ответа.
Как назывался самый популярный журнал второй половины XIX века?
1) «Огонёк», 2) «Современник», 3) «Колокол». 4) «Отечественные записки»
б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)
Какой из рассказов не принадлежит перу Чехова?
1) «Смерть чиновника»
2) «Кавказский пленник»
3) «Хамелеон»
4) «Толстый и тонкий»
в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)
Узнай литературного героя.
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
а) Марфа Игнатьевна, б) Матрёна Тимофеевна, в) Агафья, г) Катерина
г) Задания с выбором нескольких правильных ответов.
Гончаров написал романы:
а) «Обломов», б) «Олеся», в) «Обрыв», г) «Обыкновенная история»
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа) а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)
И.С.Тургенев дал общую оценку политического содержания романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против…» Закончите предложение:
б) Задания на установление правильной последовательности.
Установите последовательность написания пьес Чехова
а) «Чайка», б) «Вишневый сад», в) «Дядя Ваня», г) «Три сестры»
Экзамен по русскому языку вот уже три года я провожу в формате ЕГЭ с помощью программы MyTestX.
Что же дало это нововведение? Во-первых, мы получили реальную картину качества знаний наших студентов по русскому языку. К примеру, в сравнении с результатами традиционной формы и методов контроля, результаты независимого тестирования показали более низкий уровень знаний студентов, в среднем расхождение в оценках составило от 0,5 до 1,5 баллов.
Таким образом, результаты проверки стали объективными.
Во-вторых, повысилась эффективность контролирующей деятельности.
В-третьих, повысилась активность студентов. Они поняли, что в отличие от преподавателя, компьютер не наделен состраданием, поэтому главным фактором успешной сдачи зачета являются достаточные знания, видимым результатом стало резкое повышение спроса на учебную литературу в библиотеке, стало меньше проблем с пропусками занятий по неуважительным причинам. В итоге, уже через год качество экзаменационного тестирования поднялось в среднем на 0,5 – 1 балл.
В-четвертых, студенты колледжа приобретают навыки и умения работы с тестами различных форм и уровней, что имеет значение для их подготовки к поступлению в ВУЗы, где широко используются тестовые технологии на вступительных испытаниях.
В-пятых, стало более прозрачным качество моей работы, что в итоге, привело к повышению качества преподавания. Я стала уделять больше внимания новым методикам и формам организации уроков.
В-шестых, я лишний раз убедилась в том, что тестовые технологии могут и должны применяться не только для контроля качества обучения, но и как средство самоконтроля и тренинга. Но для этого требуется расширение базы КИМ. И по дисциплине «Литература», и по дисциплине «Русский язык» количество тестовых заданий уже сейчас позволяет студентам проводить тренировочное тестирование с целью самоконтроля.
Все полученные результаты тестирования сохраняю в компьютерной базе данных (они могут быть исследованы и проанализированы).
Важнейшее преимущество компьютерного тестирования состоит в том, что его использование повышает определенность изучаемого предмета, позволяет избежать возможности подсказок и списывания; увеличивает познавательную активность студентов.
Рабочая тетрадь - особый жанр учебной литературы, призванный
активизировать познавательную деятельность студентов. Ни учебник с его вопросами к параграфам, ни отдельные дидактические материалы, разбросанные по разным изданиям, не обеспечивают полноценной, систематической и
системной работы студентов на занятиях и дома. Вопросы и задания
действующих сегодня учебников ориентируются в большей степени на прямую репродукцию текста, а дидактические материалы в основном проверяют и тренируют память, ибо носят, как правило, текстовый характер.
Я задалась целью, что, необходимо отработать модель такой рабочей тетради, которая бы в полной мере отвечала современным научным, педагогическим, дидактическим и методическим требованиям.
Комплексность и комплектность - вот главные из достоинств рабочей тетради.
Рабочая тетрадь по литературе, составленная мной адресована обучающимся 1-2 курсов СПО. Тетрадь состоит из двух частей: 1 часть- литература 19 века, вторая – литература 20 века и до наших дней. В ней представлены индивидуальные задания по литературе и развитию речи, которые можно использовать как на аудиторных занятиях, так и как самостоятельная внеаудиторная работа. В основу разработки легли программные произведения для уроков литературы в 10-11 классе.
Цель рабочей тетради – овладение приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, навыками анализа литературного произведения, развитие устной и письменной речи обучающихся.
Представленные в Рабочей тетради задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.
При отборе заданий опирались на следующие принципы:
• культуроведческий принцип, который заключается в том, чтобы включить в состав тетради тексты, которые были бы ориентированы на национальную культуру народа и способствовали приобщению учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;
• принцип учета возрастных особенностей обучающихся, которые любят работать с текстами, требующими серьёзного размышления; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;
• принцип стилистического и жанрового разнообразия, который реализовался в подборе текстов различных жанров (сказка, стихотворение, отрывки из художественной прозы, научной статьи т.д.) и различных стилей;
• принцип разнообразия видов заданий, реализация которого стимулирует интерес учащихся в обучении, их заинтересованность на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.
Тетрадь сопровождается кратким литературоведческим словарем и памятками с планами характеристик героев литературных произведений, анализа произведений различных жанров.
Работа в профессиональном колледже заставила задуматься меня над тем, как преподавание русского языка связать со специальностью, которую наши студенты получат в будущем. Первый шаг – создание цикла презентаций по дисциплине Русский язык и культура речи для студентов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Во Всероссийском конкурсе методических разработок в 2016 году за эту работу я получила диплом 2 степени. Второй шаг - организация и проведение Регионального семинара преподавателей русского языка и литературы Юго-востока РТ в феврале 2016 года. Я провела открытый урок в группе 11 НТМ (Станочник-металлообработка) на тему «Словари русского языка». Все примеры, задания и упражнения были связаны с этой профессией. Урок получил высокую оценку коллег.
Третий шаг – в настоящее время ведется работа над сборником упражнений и заданий по русскому языку. Данное пособие предназначено для студентов СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»), составлено в соответствии с ФГОС СПО и принятой рабочей программой по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык». Пособие является практической частью УМКД по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык». Пособие содержит большой практический материал, который может быть использован как на занятиях, так и во внеурочное время. Система заданий, предлагаемых в пособии, построена по принципу от простого к сложному и полностью соответствует теоретическому материалу, изложенному в учебнике «Русский язык» под редакцией Н.А.Герасименко. В пособии приведены упражнения для закрепления полученных знаний и выработки умения анализировать языковой материал, творческие задания и задания для самостоятельной работы. Задания для самостоятельной работы, завершающие изучение темы, перекликаются с вопросами для самопроверки и предназначены для закрепления и обобщения полученных знаний. В пособии предложены все основные виды языкового разбора, которые систематизируют знания о русском языке и способствуют развитию умения излагать свои мысли в соответствии с принятыми языковыми нормами.
Материалом для заданий и упражнений служат учебные пособия по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»). В приложении дается краткий словарь терминов по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и профессии 15.01.25«Станочник (металлообработка»).
Данное пособие также может быть полезно при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»
Например, Урок 3.
Тема: Научный стиль
- Прочитайте. Докажите, что данные тексты относятся к научному стилю.
Выпишите слова-термины.
Наружную резьбу нарезают плашками, резьбонарезными головками, резьбовыми резцами, гребенками, дисковыми и групповыми резьбовыми фрезами, одно- и многониточными шлифовальными кругами, а также получают путем накатывания. Круглые плашки, предназначенные для нарезания резьбы невысокой точности, изготавливают разрезными (с возможностью регулирования по диаметру) и неразрезными из инструментальных и быстрорежущих сталей.
Выпишите словосочетания, в состав которых входят прилагательные. В чем особенность прилагательных в текстах научного стиля?
Метчик представляет собой винт, оснащенный продольными прямыми и винтовыми канавками, образующими режущие кромки. Метчик работает при двух одновременных движениях: вращательном (метчика или заготовки) и поступательном (вдоль оси метчика). Метчики делятся на ручные, гаечные, машинные, плашечные, калибровочные, регулирующиеся и самораскрывающиеся.
Выпишите особенности синтаксиса, доказывающие, что данный текст относится к научному стилю.
Изделием в машиностроении является предмет производства, подлежащий изготовлению. Машиностроительным изделием может быть как машина в целом, так и сборочная единица любого порядка, деталь и заготовка. Машиной называется устройство, выполняющее механические движения на основе мехатронного, физического или химического преобразования энергии, в целях замены или облегчения физического и умственного труда человека, повышения производительности и качества продукции.
Укажите грамматические формы и синтаксические конструкции, подтверждающие принадлежность данного текста к научному стилю речи.
Для того чтобы машина экономично выполняла свое служебное назначение, она должна обладать необходимым для этого качеством. Под качеством машины понимают совокупность ее свойств, определяющих соответствие ее служебному назначению и отличающих данную машину от других.
Определите, какой это стиль. Слова распределите на три группы:
- общеупотребительные
- общенаучные
- специальные
Точность изделия – это такой показатель качества обеспечение которого вызывает наибольшие трудности и затраты в процессе создания и изготовления изделия. Под точностью изделия понимается степень его приближения к геометрически правильному прототипу.
Точность изделия складывается из следующих основных показателей:
1) точности относительного движения исполнительных поверхностей изделия, т.е. максимального приближения действительного характера движения исполнительных поверхностей к теоретическому закону движения;
2) точности расстояний между исполнительными поверхностями и их размеров;
3) точности геометрических форм исполнительных поверхностей;
4) точности относительных поворотов исполнительных поверхностей;
5) точности микрогеометрии исполнительных поверхностей (шероховатость, волнистость).
Исполнительные поверхности – это поверхности, которыми изделие выполняет свое служебное назначение. В данном случае подразумеваются исполнительные поверхности всех сборочных единиц изделия, так как часто исполнительные
поверхности сборочных единиц точнее на порядок, чем исполнительные поверхности самого изделия (например: точность колес автомобиля и точность двигателя или коробки скоростей автомобиля)
Выпишите из учебников по специальности 3 небольших текста «3»
Докажите, что они относятся к научному стилю. «4»
По следующей схеме проанализируйте два относительно завершенных учебных текста из учебника по специальности (примерно 1-2 страницы)
- Выпишите по группам специальные и общенаучные слова.
- Выпишите ключевые слова-понятия и слова, конкретизирующие общие понятия.
- Выпишите наиболее характерные, часто повторяющиеся сочетания ключевых слов (существительных) с глаголами и прилагательными.
- Установите, как чередуются типы речи в анализируемом тексте, схематически запишите выявленную последовательность. «5»
3. Подготовьте реферат по теме «Языковые особенности научного стиля речи.»
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к предмету;
- развивает у ребят логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность студентов;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники колледжа продолжают обучение в ВУЗах .
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о новых образовательных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном преподавателе, о преподавателе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.