12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Капустина Ольга Ростиславовна29
2

Методическая разработка на тему «Технология критического мышления через чтение эпического произведения»

Технология критического мышления через чтение эпического произведения

Тема урока: Леонид Пантелеев «Честное слово».

Тип урока: введение новых знаний.

Педагогические технологии: технология критического мышления через чтение эпического произведения

Приёмы технологии:

чтение с остановками;

обращение к личному опыту учащихся;

прогнозирование по названию;

кластер

ассоциации

чтение с пометами- инсёрт

Методы: проблемный, частично-поисковый

Формы работы: групповая, фронтальная

Главная дидактическая цель: через мысли, чувства, вести учащихся к пониманию произведения и его автора.

Задачи:

Образовательные: учить понимать произведение и его автора, понимать мысли, чувства переживания героев, понимать, какая оценка дается герою в произведении, определять эмоциональное состояния героев, мотивы их поступков;

Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотичность;
доброе отношение друг к другу, ответственность за порученное дело.

 

Развивающие: развивать речь учащихся, умение анализировать текст, отвечать на вопрос своими словами, развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное

Здоровьесберегающиесоздание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

 

Планируемые результаты:

личностные - ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих, оценка поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм

регулятивные - умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

познавательные - построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения;

коммуникативные высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

 

1. Актуализация знаний. «Что знаю»

-Над какой темой мы работаем?

(Учимся понимать произведение и его автора)

Приближается 23 февраля. Праздник, когда вся страна будет поздравлять своих героев -защитников Отечества. Что же такое героизм, и кто такие герои?

(ответы детей)

Литературный герой-это главное действующее лицо любого произведения, их придумывают авторы. На уроках мы уже много раз говорили о литературных героях. Но у слова "герой" есть еще и другое значение. Герой – это человек, который совершил подвиг, рискуя своей жизнью для спасения людей. Он готов к тому, чтобы в трудных обстоятельствах преодолеть свой страх, перенести любые страдания, даже умереть.

Мы его так и называем - "герой-защитник". Значит, он готов к тому, чтобы в трудных обстоятельствах преодолеть свой страх, перенести любые страдания, даже умереть. Но откуда берутся в человеке такие качества?


 

2.Постановка учебной задачи

 

-Но откуда берутся такие качества, которые необходимы для героического поступка?

t1637503553aa.gif

герой


 

-Какой вопрос урока? (фиксирую на доске)

 

t1637503553ab.gif

герой


 

-Как такой герой и качества,

 

которые необходимы для героического поступка?


 

-Какие слова, ассоциации подходят?

Поработайте в группах и напишите на листке, качества, необходимые для героя

(ответы групп, вывешиваются на доске)

сильный духом верный смелый никогда не отступает терпеливый

терпеливый отзывчивый не придаст никогда смелый благородный

серьезный ответственный надежный готов к трудностям храбрый

мужественный приходит на помощь сильный выносливый стойкий

Откройте учебник стр.19. Прочитайте фамилию автора

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Леонида Пантелеева. Настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов.

(Портрет писателя)

- Прочитайте название произведения.

Прогнозирование.

- Можно ли по названию определить жанр произведения?

- Можно ли по названию определить, каким будет это произведение: Шуточным, серьезным, поучительным?

- Какие слова у вас возникают, когда слышите слово «честь»? Подберите родственные слова

(Честь, честность, по-честному, бесчестный)

- Объясните смысл слова честь. (Дети предлагают свои варианты)

В словаре русского языка С. Ожегов так толкует слово честь:

достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;

хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

почет, уважение.

- Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

3. Решение учебной задачи

Словарная разминка.

- В рассказе нам встретятся слова, поработаем над ними:

Караул

Несолоно хлебавши

Сторожка

безутешно

часовой

околыш

защитный (цвет)

майор, сержант

- Все ли значения слов вам понятны?

Чтение с пометами (инсёрт)

- У вас на парте карточки с этими словами. Возьмите карандаш, и прочитав слова ещё раз, сделайте пометы:

+ то, что вам знакомо и можете объяснить

- новое для вас слово

? – непонятное слово

- Переверните карточки и соотнесите слово и его значение, проверьте свои предположения, совпали ли они.


 


 

Караул

 

 вооруженное подразделение, предназначенное для охраны и обороны боевых знамён, военных и государственных объектов.

Несолоно хлебавши

значит, безрезультатно, ничего не добившись, обманувшись в своих же ожиданиях.

Сторожка

 

помещение для сторожа

безутешно

 

не находя утешения

часовой

 

военнослужащий, стоящий на посту, на часах;

околыш

 

Часть головного убора, непосредственно облегающая голову.

защитный (цвет)

 

 Цвет хаки (серовато-зеленый), сливающийся по окраске с окружающими предметами, ландшафтом и потому делающий одетых в этот цвет бойцов незаметными для неприятеля.

МАЙОР

офицерское звание.

СЕРЖАНТ

звание младшего начальствующего состава в Армии.

 

 

Проверка.+ или -. Поднимите руки у кого все +? У кого есть -?

(Зачитываем и показ иллюстраций)

4.Работа по содержанию текста.

Выразительное чтение учащимися 1части

-Кто ведет рассказ-повествователь или рассказчик? (Рассказчик-герой. Он добрый. Отзывчивый. Не прошел мимо плачущего ребенка)

- Где происходили действия? (в городском саду)

-Что узнали о мальчике? Как выглядел мальчик?

Найдите и зачитайте нужные строчки.

 

- Почему мальчик плакал? (Остался один, боялся)

- В какую ситуацию он попал? (Старшие ребята пригласили играть и забыли про него)

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией. Взрослый не может себе представить, что можно так серьезно относиться к игре. Поэтому и улыбается

- Как вы оцениваете поведение мальчиков, которые забыли своего «часового»

Физминутка

2 часть (чтение учителем)

- А почему рассказчик силой не увел мальчика? (Для мальчика это было серьезно)

-Мальчик еще раз пытается объяснить взрослому, что стоит потому, что «честное слово сказал», рассказчик сначала «хотел засмеяться, но потом спохватился». Почему?

(Он понял, «что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось.».

 

-«Честное слово» - это особенное слово, недаром и рассказ так называется. "Честное слово" - это надежное слово, которому можно доверять. В словаре Владимира Ивановича Даля, есть «честь, достоинство, благородство, доблесть и правда». А само слово «честь» В.И.Даль объясняет так: «...внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

 

- И все это понял взрослый про мальчика. Поэтому и решил ему помочь. Как?

(Он решил найти военного, потому что только военный мог освободить мальчика от честного слова)

- Как сначала воспринял слова рассказчика майор?

(Сначала он ничего не понял и очень рассердился, так как его трамвай ушел. А когда понял, в чем дело, то сказал, не раздумывая:

-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)

Как вы думаете,почему майор согласился включиться в игру и снять мальчика с поста)? (понял серьезность происходящего).

3 часть(чтение учащимися)

-Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

(Оба взрослых сумели понять мальчика. )

-Всякий ли взрослый может понять ребенка? Или только тот, кто сумеет встать на место ребенка, посмотреть на эту ситуацию его глазами, с его точки зрения?

(Тот, кто может посмотреть на мир глазами мальчика)

-Из каких строчек это видно?

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

(Не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост).


 

5.Рефлексия.

Работа по составление кластера

- Вернемся к вопросу урока.К словам,которые вы предложили. Так какими качествами обладает этот мальчик?

Обсудите в группах и зафиксируйте на листке

 

t1637503553aa.gif

мальчик


 

 

 

 

 

t1637503553ac.gif

t1637503553ac.gift1637503553ac.gif

 

t1637503553ac.gif Сильный духом

t1637503553ac.gif Смелый

Храбрый

Мужественный

честный

 

-Выйдет ли из мальчика герой или нет?

(Да. Он честный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком. Он умеет держать слово. Умеет перебороть, победить свой страх.)

-Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас автор?

-В каких словах выражена основная мысль рассказа?

-Маленький мальчик, который боится темноты и плачет, может показаться с первого взгляда трусом, а на самом деле он - смелый и честный человек, умеющий держать слово. Надежный человек, которому можно любое дело доверить. Ведь по-настоящему храбрый человек не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может победить свой страх, пожалеть другого и помочь ему в трудных обстоятельствах.

 

-Как бы вы поступили в подобной ситуации? (Ответы детей)

Самооценка

3. Домашнее задание

Постерная презентация книги. Главное – представить книгу, чтобы другим захотелось ее прочитать. 


 


 

 

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

10 ключевых слов из книги

жанр

ТЕМА КНИГИ

(о чём, о ком)

 

АВТОР КНИГИ

 

НАЗВАНИЕ КНИГИ

 

 

КНИГА УЧИТ

 

(идея произведения)

 

пословицы

НОВЫЕ СЛОВА, которые я узнал из книги

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

(синквейн, продолжение рассказа ,сюжетная змейка по книге…)

 

 

 


 

 

Литература:

1.Леонид Пантелеев: Честное слово, Искатель, 2010 г. Серия: Библиотека школьника

2. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка, Издательство "Москва", 1988.

3.З.Н. Новлянская Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение» 2019

4.

Интернет- ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

https://prodvigknigi.blogspot.com/p/blog-page_49.html

 

https://pedportal.net/attachments/000/559/501/559501.doc?1427720638=

 

 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/l-panteleev-chestnoe-slovo-0

 

http://www.ro-lit.narod.ru/2.html


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.