Доклад «Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам ремонта обуви на уроках обувного дела в ГБОУ Республики Марий Эл "Косолаповская школа-интернат"»
«Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам ремонта обуви на уроках обувного дела в ГБОУ Республики Марий Эл
«Косолаповская школа-интернат»
Бондарев Алексей Иванович,
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат», учитель трудового обучения (обувного дела), дефектолог.
Одна из важнейших задач обучения детей с нарушением интеллекта это формирование трудовых знаний и особенно практических умений, что способствует становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удовлетворения, а это служит фундаментом социализации в будущем.
Уроки обувного дела в Косолаповской школе-интернате ведутся с 5-го и 9-ый классы. Свое знакомство с обувной мастерской обучающиеся начинают с вводного урока, на котором стремлюсь заинтересовать их предметом, показывая практическую значимость деятельности. На уроках обувного дела в более старших классах в начале года проводятся вводные беседы с целью формирования и готовности к профессиональному обучению, рассказывается о важности и нужности профессии обувщика, которой их обучаю, а в дальнейшем провожу поэтапную работу по формированию у учеников простейших навыков ремонта обуви, которые со временем перерастут в умении выполнять любые виды мелких ремонтных работ в домашних условиях, используя ручные инструменты и доступные материалы Как педагог коррекционной школы работаю над проблемой «Подготовка обучающихся старших классов к производственному труду и самостоятельной работе», обучаю школьников навыкам обувного дела и начальной профессиональной деятельности до их выпуска, когда им надо будет определиться с выбором профессии, и некоторые юноши, по окончании школы выбирают профессию обувщика, на которую можно выучиться в Строительно-промышленном техникуме г. Йошкар-Ола. На уроках обувного дела веду дополнительную индивидуальную работу с теми ребятами, кто заинтересован, мотивирован и хочет для себя научиться выполнять ремонт обуви.
Так как обувное дело является достаточно сложным видом профессионального труда и содержание учебного материала включает специфическую терминологию, я стремлюсь расширить диапазон в видах подачи необходимой информации. Благодаря существенному обновлению материально-технической базы обувной мастерской в ходе реализации федерального проекта «Современная школы» ученикам стало интереснее изучать учебный материал, так как все уроки проходят с применением интерактивной панели, как средства для повторения, изучения и закрепления учебного материала. Кроме интерактивной панели использую и другие наглядные средства, таких как книжные учебные пособия, карточки для самоконтроля, образцы изделий, таблицы, раздаточный материал.
В 5-ом классе мы начинаем обучение с истории возникновения обуви, с назначения профессии «Обувщик», знакомства с различными видами обуви, с материалами необходимыми для ремонта обуви, с изучения правил техники безопасности на рабочем месте и правил поведения в обувной мастерской. Очень важно было научить детей пользоваться необходимым ручным инструментом (сапожный нож, сапожные ножницы, шило-крючок, игла и др.). Основной задачей в 5-ом классе служит ознакомление обучающихся с простейшими операциями по изготовлению несложных изделий из мягких и кожзаменителей (выкройка по моделям деталей, соединения деталей на клеях и при помощи ниток, игла, и шила-крючка), а также работа с картоном и некоторыми отделочными материалами.
В процессе обучения осуществляются исправления недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, а также недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук. Немаловажное значение имеет у детей выработка правильных гигиенических привычек, умение принимать рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя. Задания для выполнения практической работы для каждого ученика индивидуальные, руководствуясь характером и особенностями ученика, принимая во внимания и время, которое необходимо каждому в отдельности для овладения навыками. Дети по-разному проявляют себя на занятиях, большинство с охотой берется за изготовление изделий, но их заинтересованность кратковременна, нестойка, они быстро охладевают к работе, особенно когда нужно что-то переделать или исправить. Поэтому чтобы научить элементарным приемам ремонта с применением ручных швов передо мной стоит задача заинтересовать практической деятельностью и этим способом воспитывать трудолюбие и настойчивость. На уроках ребятам нравится изготавливать игрушки и различные поделки из кожи и кожзаменителя (футляры для очков, чехлы для мобильных телефонов, ремни). На этих поделках дети учатся соединять детали при помощи ручных швов. Наши поделки участвуют в выставках и это придает ребятам стимул и понимание, что труд их не напрасен.
В более старших классах обучающиеся уже сами могут распознавать места на обуви подлежащие ремонту, умеют производить элементарный ремонт. В процессе работы по ремонту обуви совершенствуются полученные навыки. Задания усложняются с использованием более широкого спектра инструментов, в особенности инструментов, приобретенных по модернизации мастерской в рамках проекта, и, конечно большую помощь в обучении навыкам ремонта оказывают приобретенные обувные машинки и станки, которые имеются и в обычных ремонтных мастерских. В реальности, если бы таких мастерских было много, то наши выпускники смогли бы найти себе возможность устройства на работу в мастерскую по ремонту обуви, в качестве подработки, о чем мы говорим со старшеклассниками.
В 9-ом классе наиболее успешные обучающиеся имеют достаточные навыки ремонта обуви, и основой задачей обучения является контроль со стороны учителя, а обучающимся с недостаточно развитыми умениями оказывается индивидуальная помощь при выполнении заданных операций по ремонту обуви с соблюдением правил безопасности труда, электро- и пожаробезопасности, а также формирование организационных умений в труде (работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно гигиенические требования, содержать рабочее место в чистоте). На практической части урока мы ремонтируем их обувь, которая при ежедневной носке подвержена износу. Ребята видят, что в настоящее время профессия «Обувщик» востребована, и полученные ими навыки и умения пригодятся им в самостоятельной жизни.
Индивидуальный подход к обучающихся на уроках обувного дела я использую постоянно. После того, как будет объявлены и объяснены тема и цель урока, проведен инструктаж по технике безопасности, каждый ученик получает свою индивидуальную инструкционную карту, в которой предусмотрена последовательность операций. Но при этом обязательно учитывается объем рабочего задания для сильного, среднего и слабого ученика. Таким образом, индивидуальный подход в коррекционной школе - не самоцель, а обучение с учетом индивидуальных особенностей в умственном развитии детей.
Наиболее понятным для обучающихся при предъявлении нового учебного материала является объяснение, как метод овладения теоретическим учебным материалом. Объяснение у меня на уроках обувного дела в 5-6 классах максимально краткое, но содержательное, так как нет по данному предмету учебников, поэтому учебный материал преподносится самый главный, по времени не более 5-7 минут, в 7-9 классах продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При этом обращаю внимание на получение обратной связи. Так как неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения обучающихся и устранить их; самостоятельные задания, которые помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь позволяет совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений по ходу урока.
При повторении и объяснении знакомого учебного материала применяю беседу, как вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности обучающегося с ОВЗ. При использовании метода беседы я продумываю систему вопросов, составляю их так, чтобы они были взаимосвязаны, подчинены идее урока и поставлены на доступном уровне. То есть для более слабых учеников задаю конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они у меня краткие, предельно понятные и соответствуют ожидаемому ответу. Кроме основных вопросов я составляю ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос ставлю перед всем классом, тогда обучающиеся более активно включаются в работу на уроке. Вопросы на уроках обувного дела я задаю как в устной, так и в письменной форме. Последняя форма беседы позволяет работать не только над устной, но и над письменной речью обучающихся. Письменные вопросы также помогают мне понять глубину и степень усвоения учениками материала, умение логически построить свой ответ.
Использование наглядных методов на уроках обувного дела позволяет мне подготовить обучающихся к изучению более сложной темы в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.
Применяя наглядные средства, я учитываю особенности восприятия детей с ОВЗ:
- неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
- связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
-связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
- свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.
Особенно важны наглядные пособия в изучении тех тем по обувному делу, где рассказывается о видах ремонта, которыми пользуются не так часто или рассказывается о видах обуви, которые они не видели своими глазами. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации. Дети с нарушениями интеллектуального развития не изучают такие предметы, как физика и химия, поэтому иногда трудно изучать некоторые темы, процессы, проходящие при ремонте обуви.
Наглядные методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Уроки обувного дела я провожу обязательно с упором на наглядность, учитывая особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о валенках, не показав валенка?).
При изучении нового материала обязательно использую метод демонстрации, который позволяет развивать элементарные представления обучающихся, учит детей наблюдать за процессом ремонта обуви, выделять при этом основные этапы, сравнивать с другим видом ремонта.
Во время демонстрации я соблюдаю следующие требования:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
-обучающимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;
- ученики должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.
Постоянно на практических уроках использую метод показа - это предъявление образа действия разных способов работы. Так при изучении нового вида ремонта обуви, прежде всего я показываю, как он правильно выполняется, указываю ученикам, на что именно надо обращать внимание.
Один из важных источников познания – деятельность обучающихся. Практические занятия часто связаны с программированными методами работы. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров, в практическом ремонте обуви.
Знания, полученные учениками на уроках обувного дела, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, с другой стороны создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу) и успешно адаптироваться в жизни, и даже зарабатывать себе на «жизнь» частным ремонтом обуви.
Список использованных источников:
1. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
2. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985.
3. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972.