Формы, методы, приёмы обучения навыкам ремонта обуви детей с ОВЗ на уроках обувного дела
«Формы, методы, приёмы обучения навыкам ремонта обуви детей с ОВЗ на уроках обувного дела»
Бондарев Алексей Иванович,
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат», учитель обувного дела, сельскохозяйственного труда, биологии, ИЗО высшей категории, дефектолог.
Главная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы их адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением форм и методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков обучающихся. У каждого учителя имеются свои формы работы, методы и приемы обучения, учитывающие содержание предмета и возможности школьников с ОВЗ (с нарушениями интеллекта в степени легкой умственной отсталости).
Формы работы
Как педагог коррекционной школы работаю над проблемой «Подготовка обучающихся старших классов к производственному труду и самостоятельной работе». Я обучаю школьников с 5-го по 9-й классы, то есть от начала их профессиональной деятельности и до выпуска, когда им надо будет определиться с выбором профессии. Работа над моей темой по самообразованию «Индивидуальная работа на уроках трудового обучения» помогает совершенствовать методику проведения уроков.
Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Решение этой задачи происходит в процессе разностороннего воздействия на ход развития обучающихся и в процессе обучения детей и подростков трудовым навыкам. В коррекционной школе обучаются дети с нарушениями функций высшей нервной деятельности, что выражается в умственной отсталости. Формы, методы и приемы работы с детьми должны обеспечить не только сообщение знаний и навыков, но и одновременно должны оказать влияние на ход умственного развития детей.
Формы умственной отсталости весьма разнообразны, особо важной значение приобретает принцип индивидуального подхода в обучении. Знание индивидуальных особенностей и возможностей помогает учителю правильно планировать, подбирать наиболее эффективные методы и приёмы, в особенности практико-ориентированные. Учитель должен знать состояние утомляемости и темпы работы каждого ученика, чтобы соответственно индивидуализировать объем учебных заданий. Учет различий в умственном развитии ребенка с ранним поражением мозга и ребенка с более поздним поражением (например, нарушения в результате травматизма или заболевания) дает учителю ключ к пониманию индивидуальных особенностей ученика и помогает сделать оправданный выбор педагогических средств воздействия на его развитие. Поэтому в период с 2007 по 2009 годы я прошёл курсы повышения квалификации по программе "Олигофренопедагогика"
Успех обучения и воспитания зависит не только от того, как обучает учитель, но и от того, как учится сам ученик, каково его психическое состояние на уроке при усвоении знаний, от выработки умений и навыков. Вот почему учителю трудового обучения, независимо от класса, где он работает, так важно овладеть известными навыками, позволяющими ему не только фиксировать определенные явления в психическом состоянии ученика, но и управлять им. Индивидуальный подход к обучающихся на уроках обувного дела я использую постоянно. После того, как будет объявлены и объяснены тема и цель урока, проведен инструктаж по технике безопасности, каждый ученик получил свою индивидуальную инструкционную карту, в которой предусмотрена последовательность операций. Но при этом обязательно учитывается объем рабочего задания для сильного, среднего и слабого ученика.
Необходимо различать такие понятия, как индивидуальное обучение и индивидуальный подход в обучении. Индивидуальное обучение предполагает занятия с отдельными учащимися по особой программе, индивидуальный подход в обучении ставит целью создание оптимальных условий обучения для каждого учащегося группы, занимающейся по общей программе. Такой подход учитывает индивидуальные способности и другие особенности личности каждого ученика.
В трудовом обучении в коррекционной школе рекомендуется применять бригадно-звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. Эти формы работы должны применяться с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Например, при пооперационном выполнении задания более способным обучающимся поручают операции сложнее. Таким образом, индивидуальный подход в коррекционной школе - не самоцель, а путь к подведению детей к нормальным формам учебной деятельности. Путь преодоления негативных индивидуальных особенностей в умственном развитии детей.
Методы обучения
Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до десяти. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:
1. Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:
а/ методы изложения нового материала;
б/ методы закрепления и повторения.
2. Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочетании и на всех этапах урока. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя». Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.
Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие школьника с ОВЗ, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки. Рассказ является одним из основных методов обучения в специальной школе. Рассказом называется форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, явлений, фактов. Как метод, рассказ может быть использован на различных этапах урока. Рассказ используется для сообщения новых знаний, если материал не требует теоретических доказательств; для сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать самостоятельное место на уроке или включаться в процесс объяснения на различных этапах. В начале урока рассказ подготавливает обучающихся к усвоению нового материала, в конце — обобщает изученное, если ученики не могут этого сделать самостоятельно.
В коррекционной школе к рассказу предъявляются некоторые требования. Прежде всего, рассказ должен быть четко определен по теме и содержанию. При использовании рассказа мною на уроках обувного дела заметил, что он лучше запоминается и усваивается значительно легче, если все сведения объединены единой задачей. Изложение рассказа провожу последовательно и систематично. Эмоциональность также важна для рассказа. Рассказ привожу к конкретной ситуации, недавним событиям и психологическим особенностям обучающихся, при этом не забываю про четкость структуры рассказа. В сюжете рассказа использую несложные рассуждения, применяю наглядности. В рассказе иногда использую небольшой диалог. Длительности рассказ у меня в 5-6-x классах не превышает 10 минут, а в 7-9-х классах - 20 минут. Сюжет рассказа предельно прост с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа. Перед рассказом и после него провожу объяснительно-подготовительную работу: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа провожу обобщающую беседу с выделением главной идеи.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний. Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Делается это для понимания умственно отсталыми обучающимся содержания учебного материала. Объяснение у меня на уроках обувного дела в 5-6 классах краткое, не более 5 минут, в 7-9 классах продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении делаю акцентирование на главных моментах содержания материала, применяю интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении учебного материала. При этом обращаю внимание на получение обратной связи. Так как неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения обучающихся и устранить их; самостоятельные задания, которые помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь помогает мне совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений непосредственно по ходу урока.
Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть:
- постановка познавательной задачи, адекватной уровню знаний и развития учащихся;
- строгий подбор фактического материала;
-определенная форма рассуждений (аналитическое и синтетическое объяснение, наблюдения и выводы, индукция или дедукция);
- использование иллюстративного материала (схем, рисунков, картин);
- формулировка выводов;
- дополнительные разъяснения, если они необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Например, для слабых обучающихся придется изложить часть материала на более доступном уровне. Для более лучшего уяснения учебного материалаприменяю проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов, кроме этого объяснение совмещаю с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности обучающегося с ОВЗ. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. При использовании мною метода беседы я продумываю систему вопросов и предполагаемых ответов обучающихся, это очень важно. При составлении вопросов я составляю их так, чтобы они были взаимосвязаны, подчинены идее урока и поставлены на доступном уровне. То есть для более слабых учеников задаю конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ.
Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они у меня краткие, предельно понятные и соответствуют ожидаемому ответу. Главное чтобы вопросы будили мысль умственно отсталого ученика и один вопрос вытекал из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов я стараюсь не произносить, так как их не должно быть. Кроме основных вопросов я составляю ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос ставлю перед всем классом, тогда учащиеся более активно включаются в работу на уроке. Кроме этого я заметил, что большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Использование мною на уроках обувного дела вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:
- беседа способствует развитию речи и понимания обучающихся;
- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;
- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;
- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.
Вопросы на уроках обувного дела я задаю как в устной, так и в письменной форме. Последняя форма беседы позволяет работать не только над устной, но и над письменной речью обучающихся. Письменные вопросы также помогают мне понять глубину и степень усвоения учениками материала, умение логически построить свой ответ.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником я стараюсь исправлять неточности речи, аграмматизмы, требую от детей полных, выразительных ответов, при этом наращивается словарный запас ученика.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях обучающихся, недостатки их умственного развития. При проведении уроков я заметил, что во время беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. Для закрепления и повторения учебного материала пользуюсь разными приемами и методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала.
Использование наглядных методов на уроках обувного дела позволяет мне подготовить обучающихся к изучению более сложной темы в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.
Применяя наглядные средства, я учитываю особенности восприятия детей с ОВЗ:
- неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
- связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
-связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
- мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;
- свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.
Особенно важны наглядные пособия в изучении тех тем по обувному делу, где рассказывается о видах ремонта, которыми пользуются не так часто или рассказывается о видах обуви, которые они не видели своими глазами. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации. Дети с нарушениями интеллектуального развития не изучают такие предметы, как физика и химия, поэтому иногда трудно изучать некоторые темы, процессы, проходящие при ремонте обуви.
Наглядные методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Уроки обувного дела я провожу обязательно с упором на наглядность, учитывая особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о валенках, не показав валенка?).
При использовании метода демонстрации позволяет мне развивать элементарные представления обучающихся, учить детей наблюдать за процессом ремонта обуви, выделять при этом основные этапы, сравнивать с другим видом ремонта и пр.
Во время демонстрации я соблюдаю следующие требования:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;
- нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого обучающимися. В связи с их особенностями восприятия и внимания необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;
- каждый обучающийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;
- обучающимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;
- дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.
Демонстрировать объект можно перед или после объяснения учебного материала. Демонстрации натуральных объектов, видов обуви, способствуют развитию представлений обучающихся об разнообразии обуви. Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, обогащает чувственный опыт детей с ОВЗ, дает конкретный материал для развития и коррекции речи обучающихся.
Экскурсия как метод обучения получила достаточно широкое распространение в специальной школе восьмого вида, но я его практически не использую, так каку на с в сельской местности нет обувных фабрик и мест где ремонтируют обувь. Но при изучении обувного дела в городской местности экскурсии очень важны, так как это прямая связь с реальностью. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.
Постоянно использую показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Так при изучении нового вида ремонта обуви, прежде всего я показываю, как он правильно выполняется. Главное необходимо обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что я им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.
Практические методы обучения. Основной источник познания – деятельность обучающихся. Практические занятия часто связаны с программированными методами работы. Некоторые методисты считают, что практические занятия повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров, ремонт обуви и т.д.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Основная задача уроков обувного дела – дать обучающимся начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по специальности обувщик по ремонту обуви.
Знания, полученные ими на уроках обувного дела, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу) и успешно адаптироваться в жизни и даже зарабатывать себе на «жизнь» частным ремонтом обуви.
Источники:
1.http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?6601
2.http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/metody-i-formy-obucheniya-v-korrektsionnoi-shkole
3.http://www.novsu.ru/file/951227
4.http://raduga.rkc-74.ru/DswMed...ennostitrudovogoobucheniya.doc
5.nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/aktivnye-formy-i-metody-obucheniya-kak-sredstvo
8