Статья «Технология проблемного обучения и технология проектов для развития исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

0
0
Материал опубликован 5 November 2018

УДК 373.31

Н. Ю. Левашова

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

Научный руководитель - Ожогова Е.Г. к. пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ

Технология проблемного обучения и технология проектов для развития исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

(Конфуций)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению современных технологий организации процесса обучения в начальных классах, с целью развития исследовательских способностей учащихся. В статье рассматриваются виды педагогических технологий, условия для их успешного применения, этапы организации проектной деятельности в начальной школе.

В заключении подчеркивается, что развитие творческих способностей младших школьников способствует развитию у них исследовательской активности, развивает такие качества личности, как любознательность, самостоятельность, активность, усидчивость.

Ключевые слова. «Технология», «педагогическая технология», «экспериментирование», «проблемное обучение», «проект».


 

В условиях меняющейся среды более значимым становится развитие творческой личности, с оригинальным мышлением, способной к самостоятельной исследовательской деятельности. Эта необходимость нашла отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения, которые направлены как на традиционное формирование предметных знаний, умений и навыков, а также включают в себя программу развития универсальных учебных действий (УУД). Все это подталкивает современного педагога экспериментировать с новыми методами, формами, средствами организации образовательного процесса, которые направлены на развитие исследовательских способностей младших школьников, так необходимых в современном мире [2].

Современные педагоги, психологи, методисты (М.В.Богомолова, А.Н.Поддъяков, А. И. Савенков, Т.Н.Тихомирова, и др.), склоняются к тому, что развитие исследовательских способностей для учеников начальных классов наиболее актуально, так как именно в этот период ведущей деятельностью становится учебная, она же определяет развитие познавательной активности и любознательности.

Рассмотрим, что же такое «технология».

Технология ࣤ– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

В основе технологии проблемного обучения рассматривается проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемыми требованиями.

ࣤОсновоположником проблемного обучения является американский психолог, философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1ࣤ) осознание общей ࣤпроблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3)решение проблемы;

4) проверка правильности решения проблемы.

Технология по организации проектной деятельности. В ее основу положен метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности младших школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой [3].

Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы школьников и получить ощутимый результат.

А.И. Савенков предлагает следующий алгоритм формирования исследовательских умений и навыков: 1) выявление проблемы; 2) самостоятельный поиск решения; 3) выбор из имеющихся способов наиболее подходящего и его продуктивное использование; 4) самостоятельный анализ полученных результатов [1].

Планируя проект, учитель определяет этапы его реализации, тщательно продумывает содержание и осуществляет подбор практического материала. Учитель, как бы заглядывает в будущее, пытается представить, что в итоге должен получить ученик в результате своей самостоятельной работы над проектом.

Для развития исследовательских способностей в результате проектной деятельности учителю важно сформулировать проблему таким образом, чтобы ее решение не имело бы единых, заранее известных ответов. Похвала тому учителю, у которого гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. [4]

Развитие исследовательских способностей в результате проектной деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

I Этап. Учитель показывает образец проведения исследовательской работы, пытаясь увлечь учеников.

II Этап. Учитель выступает в роли помощника, но предоставляет детям большую самостоятельность.

III Этап. Требует полной самостоятельности от учеников.

После того, как ученики провели исследование, они представляют результат в любой из выбранной ими форме. Это могут быть рисунок, гербарий, коллаж, диаграмма, макет, фотовыставка, коллекция и т.д. Большая часть оформляют результат в виде презентации.

Таким образом, мы видим, что развитие творческих способностей младших школьников способствует развитию у них исследовательской активности, развивает такие качества личности, как любознательность, самостоятельность, активность, усидчивость. Анализируя представленный опыт, напрашивается вывод, что использование проектной технологии способствует развитию:

- исследовательских способностей младших школьников;

- логического, критического и творческого мышления;

- целостного миропонимания и места своего «Я» в мире.

В заключении можно заметить, что ни одна из технологий обучения не является универсальной. В процессе обучения все технологии используются в совокупности, в различных возможных комбинациях друг с другом.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта подталкивает учителя экспериментировать с современными технологиями, которые направлены на развитие исследовательских способностей младших школьников, так необходимых в современном мире.

Список литературы

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.

2. Федеральный гоࣤсуࣤдаࣤрсࣤтвࣤенࣤныࣤй образовательный стандарт доࣤшкࣤолࣤьнࣤогࣤо образования. Утвержден прࣤикࣤазࣤом Министерства образования и науки Российской Феࣤдеࣤраࣤциࣤи от 6 окࣤтяࣤбрࣤя 2009г. №373. – М.: УЦ Пеࣤрсࣤпеࣤктࣤивࣤа, 2014. – 32ࣤс.

3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: Рекомендации для учителя / В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.

4. Шумакова Н.Б Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации