Технология проблемного обучения, как метод обучения в профессиональном цикле.
| Мартынова Наталья Сергеевна преподаватель ГБПОУ АО «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева», г. Котлас |
Технология проблемного обучения, как метод обучения в профессиональном цикле.
Текст статьи:
Для того чтобы студенты получали осмысленные, долговременные, практико-ориентированные знания и умения по МДК необходимо не только тщательно и грамотно разрабатывать содержание обучения, но и эффективно организовывать учебный процесс: применять современные образовательные технологии, обеспечивающие продуктивное использование учебного времени и получение высоких результатов качества образования.
Активизировать деятельность обучающегося можно при помощи поощрения, пробуждения интереса и т. д. Именно интерес и эмоциональность всегда были главными факторами активизации умственной деятельности.
Моя задача при реализации технологии проблемного обучения на уроках профессионального цикла, создать проблемную ситуацию (как на производстве), далее правильно сформулировать проблему и спровоцировать решить ее при активном слушании и обсуждении студентов. Но не все могут понять суть проблемы и найти правильное решение, что является для педагога затруднением в подборе ситуаций.
Приведу несколько примеров из уже проведенных уроков МДК.
Основная проблема моих студентов – это работа в группе с человеком, с которым ты не общаешься в обычной жизни. Дружить и выполнять совместно задания это одно, но на производстве не всегда будешь работать со своими друзьями.
Когда я планирую провести урок или практическую работу с применением технологии проблемного обучения предлагаю обучающимся разделить на группы выбирая себе пару, не опираясь на личные взаимоотношения, а стараясь поработать со всеми по очереди. Так ребята постепенно учатся коллективным отношениям.
Для поваров, кондитеров математика должна стоять на первом месте. Ведь без правильного расчета не приготовить ни одно блюдо. Ситуация: Повара работают уже по готовым технологическим картам, но произошел казус, картофель пришел не того качества как раньше. Технолог просит проверить рецептуры и, если будут отклонения, предоставить результат. Для решения этой производственной ситуации необходимо проверить рецептуру «Картофель жареный» согласно Сборника рецептур. Студентам на практической работе с начало надо постараться с помощью Сборника найти проценты отходов овощей, а пройдя все этапы подготовки сырья (картофель) для жарки, проверить совпадает ли их цифры с тем, что у них получилось. Данная производственная проблема помогает им понять не только правильность решения задач, но и умение составлять и разрабатывать технологические карты блюд самим.
Я выяснила, что многие студенты не могут правильно распределить и оформить готовое блюдо, так чтобы их будущий посетитель был доволен только взглянув на него. Для эксперимента был проведен урок в виде игры после того, когда были пройдены темы по технологическому процессу приготовления вторых горячих блюд из рыбы, мяса и птицы.
Производственная ситуация: они будущие шефы и начали разрабатывать блюда, но прежде чем приступить они должны представить их на порционной тарелке, зная теорию сочетания цветов и какое сырье у них имеется. Для решения ситуации им предложено выбрать основной продукт, ориентируясь на карту цвета продуктов после тепловой обработки, подобрать к основному блюду с определенной тепловой обработкой (рыба, мясо, птица) гарнир и соус, так чтобы все гармонировало не только по вкусовым сочетаниям, но и по внешнему виду. Производственное задание, нарисовать на круге (тарелке) свое придуманное блюд. И последнее, после того как нарисовав они разрабатывают технологические карты блюда и конечно же на практической работе они уже готовят и оформляют, согласно своего рисунка. Результат очень порадовал. Студенты так заинтересовались, что я решила продолжить, но уже с десертами.
Сейчас на уроках мы проходим сладкие блюда и десерты. И опять надо придумать какую-то проблему, которая напрямую была бы связана с их работой в будущем и так, чтобы еще сильнее заинтересовать их в выбранной профессии. Мы изучили сладкие блюда, а десерт это тоже самое сладкое блюд, только состоит из нескольких ингредиентов.
Проблема: в кафе уже создано свое фирменное меню и есть определенные продукты, но вдруг выясняется, что у человека аллергия на один продукт из рецепта. Их действия. Замена ингредиента, а на что? А как понять будет ли потом этот десерт сочетаться по вкусу.
Я предложила создать свои десерты, изучив уже тему вкусовых сочетаний. Они из желирующих сладких блюд подобрали основное блюдо и соус сочетаемый по вкусовым качествам и нисколько не отличающийся от оригинала. Ни чего интереснее не придумать, как самим сначала теоретически создать, а потом приготовить и оформить технологическую карту, по которой можно работать другим студентам.
Во всех описанных ситуациях не всегда возможно одновременно реализовать все образовательные цели занятия при решении обучающимися одной проблемой задачи, поэтому часто целесообразнее применение второго варианта технологии проблемного обучения, когда занятие разбивается на блоки, в каждом из которых решается определенная проблемная задача, в соответствии с образовательной целью и содержанием учебного материала, что я в основном и применяю на своих уроках.