Статья «Метод проектов как средство реализации технологии проблемного обучения в преподавании»

0
0
Материал опубликован 16 October 2020

Метод проектов как средство реализации технологии

проблемного обучения в преподавании


ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум»

г. Ангарск

Лалетина Ирина Викторовна, преподаватель



Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
Л.Н.Толстой




В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник колледжа, получающий ту или иную специальность должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь здесь идет о формировании у студентов общих компетенций - совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Как известно, достижение целей обучения зависит от выбранных преподавателем педагогических технологий, которые представляют собой совокупность предметного содержания, методов и средств обучения. На протяжении трех лет на уроках естествознания я внедряю в образовательный процесс технологию проблемного обучения, используя метод проектов.

Термин проект произошел от латин. projectus — брошенный вперед.1 В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова проект понимается как: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. В основе метода проектов лежит умение обучающегося ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность обучающихся похожа на учебно - исследовательскую, но отличается от последней по ряду признаков. Во-первых, в отличие от исследования метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, если проект, является результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении естествознания. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, студенты учатся искать информацию не только в объяснениях преподавателя и учебнике, но и в других источниках. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления студентов. В своей работе я применяю метод проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. За это время отмечается положительная динамика успеваемости, повышение интереса к изучению естествознания.

Работая в системе СПО, я часто сталкиваюсь с изначально негативным отношением к естествознанию. Использование метода проектов, наряду с другими методами, позволяет успешно преодолевать эту сложность. На уроках можно применять и отдельные элементы метода проектов. Например, выявление проблемы, формулировка цели и задач урока и т.д. Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно, способствует формированию экологической культуры обучающихся.

Ме­тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри­вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех­нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то конкретный практи­ческий результат, готовый к применению.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование про­блемы дефицита железа в организме человека; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпола­гаемых результатов (например, выступление перед группой по материалу своей работы; со­вместное творчество нескольких учащихся и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием по­этапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле­дования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг­лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про­смотров, т.д.).

Самый сложный момент при введении в образовательный процесс исследова­тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови­тельный этап. При планировании на учебный год выделяю несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Студенты имеют воз­можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея­тельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон­кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста­тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето­дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования к ка­честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса образовательной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та­ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Темы некоторых проектных работ по естествознанию:

 1. ГМО: как их распознать?

2. Законы сохранения в природе.

3. Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития.

4. БАД: вред или польза?

5. Генетическая инженерия растений.

6. Мы едим, чтобы жить…?

7. Воздействие спиртов на организм человека.

8. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.

9. Ожирение среди молодежи.

10.Экономия воды в быту.


Таким образом, использование метода проектов способствует лучшему усвоению учебного материала, способствует развитию навыков самостоятельной работы обучающихся, творческого подхода к решению проблем, создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать при изучении новых тем. Проектная деятельность также оказывает методическую поддержку студентам при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях.


Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2009

2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первогосентября").-ISBN5-9667-0230-

3. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова //Химия: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

4. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании//Школьные технологии. – 1997. №1 стр. 3-11

5. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование - №3, 2000 г

6. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С.Ю.Закурдаева // Химия изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педВУЗов. Под. ред. Е.С. Полат. – М.: “Акадмия”, 1999

8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: “Педагогический поиск”, 2006

9. Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. – Вып.1 –М.: АПК и ПРНО. 2000

10. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки./С.А. Скворцова//Вектор науки ТГУ. - 2011.-№1(4). - С.155-158


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации