Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Я использовала технологию проектного обучения в прошлом учебном году с учениками 4 класса. Ученик моего класса под моим руководством разработал и защитил проект «Мой дивный край - ты Родина героев». Работа над проектом велась по этапам, определённым технологией проектного бучения.
Первый этап – разработка проектного задания
В рабочей программе по этому предмету, в соответствии с ФГОС, есть темы, по окружающему миру. Данные темы изучались в разделе краеведение. Я старалась показать ребятам, что каждый день мы познаем мир, открываем новые знания, изучаем таинственные страны, красивые города. Много в нашей стране замечательных и прекрасных мест, неизведанных земель, важных и необыкновенных городов. Но прежде всего ребята должны знать историю нашего родного края - Оренбуржья.. Наш край красив, но самое большое его богатство-это люди. Многие ребята заинтересовались и захотели привлечь одноклассников для изучения истории родного края; были распределены задания по группам: одна группа активно добывала информацию об Оренбуржье, другая должна подобрать достоверный материал об Оренбургской области;
Отобрать лучшие фотографии «Красота родного края»
Провести конкурс рисунков «Мой любимый город»
Вышить на ткани « Наша Оренбургская область»
Подготовить достоверную информацию о героях России – Оренбуржцах
Создать папку с материалом – всем группам была работа.
Через некоторое время был организован диспут, где ребята делились своими впечатлениями. Дальше прошло обсуждение, в какой форме представить итоги проектной деятельности. Было решено составить презентацию и в ней представить, фотографии, рисунки, творческие работы.
Я постаралась создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
На следующем этапе разработки самого проекта моя задача заключалась в консультации, координировании работы учащихся, стимулировании их поисковой деятельности.
Разработка проекта началась с определения цели проекта – Сплочение и объединение классного коллектива, привитие любви к родному краю, через активную деятельность Дальше пошла групповая работа по составлению плана работы над проектом.
1.Работа с книгами энциклопедиями и справочниками
2.Опрос
3.Создание плана
4.Изучение материалов в сети интернет
5.Творческие работы
6.Обобщение и выводы
Я объяснила ребятам, что в исследовательской и проектной работе необходимо определить гипотезу, которую нужно проверить по окончанию работы. Гипотеза, которую определил ученик: «Я предполагаю, что участие в проекте вызовет у ребят интерес к истории родного края, а также стремление больше узнать об истории Оренбуржья».
Также под моим руководством ребята подготовили теоретическую и практическую часть проекта.
При работе над теоретической частью учащиеся пересмотрели много справочной литературы и интернет-источников. Задания были распределены учителем и автором проекта.
В практической части проекта большая коллективная работа была проведена по подбору дополнительного материала.
Следующий этап работ над проектом – оформление результатов.
Для того чтобы упорядочить идеи ребят и успеть подготовить все материалы и творческие работы распределили всю работу по интересам и по желанию ребят. Чтобы не произошло в ходе работы над проектом неприятностей, мы всем классом повторили правила по технике безопасности. Кто умеет фотографировать и более успешно работать с компьютером, взялся подбирать лучшие фотографии о красоте родного края. В конкурсе рисунков участвовали учащиеся, которые очень любят рисовать и у них это хорошо получается. Подведение итогов стало заключительным мероприятием нашего проекта. Мы создали папку с лучшими работами. Ее могут использовать учащиеся нашей школы и учащиеся других школ. В будущем мы планируем продолжить работу над подобным проектом
На этапе презентации
С данным проектом автор выступил на городском конкурсе проектов и исследовательских работ «Дебют», где занял 3 место.
Заключительный этап работы над проектом – рефлексия.
Результатом данной работы считаем то, что:
ребята научились работать с печатными источниками, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди, научились выбирать нужный нам материал; научились планировать наше время и свою учебную и внеклассную деятельность; распределять работу по интересам; подобрали и напечатали самые необычные и красивые фотографии нашего родного края, которые могут использовать другие классные коллективы; Думаю, что победа на городском конкурсе – это и есть оценка нашей совместной с учениками работы над проектом. Далее автор планирует разработать анкеты, которые помогут выявить уровень заинтересованности данным материалом и проверить гипотезу, поставленную в начале работы.
Работа над проектом способствовала развитию творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняли именно ту деятельность, которая выбрана ими самими.
Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, формировании УУД.