Статья «Использование технологии проектного обучения на уроках физической культуры»
Использование технологии проектного обучения на уроках физической культуры
Олег Анатольевич Благодарный
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория,
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Октябрьскоготнянская
средняя общеобразовательная школа»
Белгородская область, Борисовский район
В ходе модернизации современного российского образования одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» является освоение знаний о сущности и истории возникновения физической культуры и спорта, их современном развитии и роли в формировании здорового образа жизни обучающихся. При реализации данного принципа педагоги неизбежно сталкиваются с определенными трудностями, такими как, лишение обучающихся необходимой двигательной активности в пользу изучения теоретической части учебного материала.
Данная проблема содействовала поиску новых стратегий в преподавании предмета «физическая культура». И исходя из практики применения различных методов преподавания физической культуры, следует указать, что наиболее рациональным принципом выступает внедрение метода проектирования. Данный метод позволяет решить следующие задачи:
- развитие образовательных компетенций обучающихся;
- интеграция процесса обучения;
- рациональное распределение времени на уроке.
Актуальность данной технологии обусловлена ее методологическим значением. Ведь знания и умения и навыки, необходимые для организации исследовательской и проектной и деятельности, в дальнейшем станут базой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах, техникумах вузах и пр.
Применение метода проектов на уроках физической культуры содействует развитию обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность обучающихся, в зависимости от их личных интересов.
Работая над проектом, обучающиеся из объектов обучения превращаются в субъекты, самостоятельно получая необходимую информацию и оказывая активное влияние на содержание самообразования. В этом случае школьник работает посредством организации самостоятельной деятельности. Такая работа дает возможность понять, что урок физической культуры развивает не только физически, но и интеллектуально.
На уроках физической культуры мною используются несколько основных категорий проектов: информационный, продукционный проект, проекты инсценировки и т.д. Так работа по изучению влияния физической культуры и спорта на организм ребенка, по исследованию спортивной истории, подготовке, проведению соревнований и спортивных праздников и пр., делают учебный процесс более интересным и содержательным для обучающихся.
Ребята самостоятельно собирают материал по изучаемой проблеме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств.
Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывая содержание других учебных предметов. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Применение метода проектирования на уроках физической культуры невозможно представить без использования компьютерных технологий, в частности мультимедийных презентаций. Как у учителя физической культуры вариантов использования презентаций у меня не очень много. Потому что на физкультуре, согласитесь, нельзя искусственно, «за уши», притягивать ИКТ. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который всего ничего отведено времени программой (2 часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и я и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя).
Командно-административными методами привлечь обучающихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать ряд этапов.
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Список использованной литературы и источников:
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.
Чуракова О.В., Фишман И.С. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, выпуск 1, Самара, 2002.