Технология развития критического мышления с применением аудиовизуализации учебного материала на уроках иностранного языка

6
0
Материал опубликован 8 March 2022 в группе

​​​​​​​

Технология развития критического мышления с применением аудиовизуализации учебного материала на уроках иностранного языка

Рынок труда меняется с каждым годом под новые цели. Всё чаще возникают профессии, продиктованные экономическими, техническими и другими мировыми преобразованиями современности. С одной стороны, предвидеть, на сколько тот или другой набор грамотностей или академических знаний будет востребован, сегодня практически невозможно, но, с другой стороны, мы можем предполагать, опираясь на прогнозы аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum), что для успешной социализации и реализации себя в жизни будут необходимы определённые навыки.

Основатель всемирного экономического форума Клаус Шваб обозначил ключевые компетенции каждого востребованного сотрудника: решать комплексные задачи, думать критически, творчески мыслить, управлять людьми, работать в команде, формировать суждения и принимать решения, вести переговоры, быстро переключаться с одной задачи на другую. То есть обладать гибкими компетенциями (soft skills).

Данная глобальная тенденция в области образования нашла своё отражение в Федеральном проекте Современная школа (в рамках национального проекта «Образования» 2019-2024) , где определены ключевые компетенции и навыки XI века, формированию которых должна способствовать школа. Это так называемые 4К компетенции: Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Координация (кооперация).

Федеральный государственный образовательный стандарт в своей методологической основе имеет системно – деятельностный подход, согласно которому содержание планируемых результатов включает в себя обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в числе которых есть направленные на отработку теоретических знаний и максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Данные действия в рамках ФГОС определяются как универсальные учебные действия (УУД) обучающегося.

Для того, чтобы у школьников образовательные результаты, определенные ФГОС и федеральным проектом «Современная школа» формировались с максимальной эффективностью, я для себя определила две базовые педагогических технологий, которые способны решить поставленные государством задачи:

Активные методы обучения иностранному языку, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, коммуникации и сотрудничеству в процессе овладения учебным материалом. Они строятся на практической направленности; игровом действе и творческом характере обучения; интерактивности; разнообразных коммуникациях; диалоге и полилоге (разговор многих участников); использовании знаний и опыта обучающихся; групповой форме организации их работы; вовлечении в процесс всех органов чувств; деятельностном подходе к обучению; движении и рефлексии.

Технология развития критического мышления формирует критическое мышление и креативность.

Каждая из перечисленных технологий состоит из методов, приемов, структур. И из них, как конструктор собирается каждый конкретный урок в зависимости от его темы, цели и требований к результатам.

Технологию развития критического мышления часто использую в совокупности с аудиовизуализацией текстов на иностранном языке.

Считаю, своей педагогической находкой интеграцию ИКТ в технологию РКМ. Если форму работы на уроке, формирование компетенций командной работы и коммуникации организую с помощью стратегии смыслового чтения и активных форм обучения иностранным языкам, то формирование критического мышления, результат работы с содержанием учебного материала и креативность происходит с применением информационно- коммуникативной технологии, что обеспечивает конвергентность образовательного процесса.

Сложная комбинация подходов к уроку: деятельностный, конвергентный, творческий , дали мне новые методические результаты как педагогу. Мною были найдены и внедрены собственные приёмы. Например, использование на уроках видеосюжетов с участием самих же учеников, снятых заранее. Увидев своих одноклассников или детей из другого класса на экране, дети оживляются и проявляют больший интерес. Мой любимый приём, когда по пройденной теме готовится учениками небольшой видеосюжет (1,5 - 2 мин), но на уроке дети сначала смотрят его без звука. Они должны проанализировать обстановку в видео, жесты, мимику говорящего и другую информацию. Затем необходимо обсудить и составить предполагаемый текст к озвучке. Такая работа проходит как правило в мини группах. Готовые высказывания сравниваются с оригинальным текстом и между группами. Как пример могу привести также использование на уроке озвучки видео (1,5 – 2,5 мин) по прочитанному тексту. После работы с текстом в соответствии со стратегией смыслового чтения, детям предлагается написать текст озвучки к готовому видео или создать это видео самим по прочитанному.

Очень хорошим приёмом является подготовка учебного видеоролика учениками старших классов для младших. Например, для урока «Образ защитника Отечества в монументальных произведениях России и Германии», ученики 10 класса создали видеосюжет, где рассказывают о триптихе «Меч победы» на немецком языке. Данный ролик использовался на стадии осмысления, через комбинирование с работой с текстом. Учащимся удалось узнать, как называются все 3 статуи, где они расположены и понять главную закономерность последовательности установки монументов. Кроме учебной задачи, был раскрыт воспитательный потенциал урока, направленный на воспитание патриотизма.

Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Педагог, который готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, неизменно вовлечёт в этот процесс своих учеников.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.