ТЕХНОЛОГИЯ SHADOWING КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

1
0
Материал опубликован 27 June

Л.Р. Насибуллина,

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 34 г. Казань

ТЕХНОЛОГИЯ SHADOWING КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО АНГЛИЙСКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ


Аннотация: В статье рассматривается метод улучшения произношения при обучении английскому языку – Shadowing. Рассматривается методика обучения произнощению по данной технологии и ее особенности. Предлагаются конкретные методические рекомендации по применению этой технологий для совершенствования произношения.

Ключевые слова: английский язык, произношение, метод обучения, говорение, речь, аудио, теневой повтор, акцент, носитель языка


Ученые-лингвисты всегда рассматривали хорошее произношение как на неотъемлемую часть хорошего устного языка. Хорошее произношение считается признаком хорошей культуры в любом языковом сообществе и поэтому пользуется большим уважением. Поскольку английский является основным международным языком, стандартное произношение способствует большей международной разборчивости и приемлемости. Правильное произношение - незаменимый аспект изучения любого языка, сочетающий правильную артикуляцию звуков, правильную акцентацию, правильный ритм, правильные интонации и другие более тонкие нюансы. Все это повышает беглость речи и коммуникативные навыки и создает лучшее впечатление о человеке. Правильное произношение играет решающую роль в формировании лучшей личности

Тем не менее, до недавнего времени изучением произношения в области обучения языкам часто пренебрегали, поскольку считалось, что идеальное произношение как у носителей языка было просто утопической целью, которая никогда не может быть достигнута. Однако в связи с постоянно увеличивающимся числом изучающих английский язык на продвинутом уровне, появилась потребность не только в хорошем знании грамматики и лексики, но и в хорошем произношении, которому часто уделяется недостаточно внимания.

Как правило, различают следующие проблемы с произношением, с которыми обучающиеся сталкиваются чаще всего:

  1. Неправильное выделение отдельных слов в предложении.
  2. Неправильная постановка ударения в слове.
  3. Неправильное произношение некоторых согласных звуков.
  4. Смешивание коротких и длинных гласных звуков.

Одной из известных технологий, помогающих улучшить произношение, а также избавиться от акцента является техника «Shadowing» или «теневой повтор». Так, учащиеся сначала слушают речь носителя языка и повторяют ее в устной форме настолько точно, насколько это возможно, повторяя все паузы и интонацию. Идея данной технологии заключается в том, чтобы говорить одновременно с аудио – так усваивается естественный темп, ритм и интонации английской речи. Shadowing первоначально использовалась в качестве экспериментального метода в фонетике, в частности в слуховой фонетике на тему “избирательного внимания”, для изучения механизма, лежащего в основе восприятия звуков человеческой речи [1].

Данную методику связывают с именем американского полиглота Александра Аргуэльса. Он владеет пятьюдесятью языками, из них двадцатью на очень высоком уровне. Аргуэльс известен не только как полиглот, но и как профессор, лингвист, лексикограф и популяризатор методик изучения иностранных языков. Согласно его теории единой правильной техники не существует, главное – регулярная тщательная работа на протяжении долгого времени. Однако Аргуэльс особо выделяет свой любимый метод изучения языка – shadowing. Он разработал программу обучения по shadowing, которую рекламирует для всех интересующихся иностранными языками. Полиглот сам постоянно использует эту технику в своей работе. Судя по его успехам, она приносит отличные результаты. Кроме того, похожей технологией пользуются в обучении синхронные переводчики [5].

Данная технология имеет ряд преимуществ для улучшения произношения на продвинутом уровне обучения, а именно:

 -  убирает акцент. Shadowing помогает в развитии сразу двух навыков: аудирование и говорение. Слушая носителя языка, обучающийся учится различать особенности произношения отдельных звуков и целых фраз. Потом повторяет за ним, копируя правильный акцент.

-  учит «естественности». Кроме произношения происходит имитация интонации и темп речи носителя. Это помогает лучше понять речевой поток (flow) и структуру языка.

- увеличивает скорость речи. Регулярное повторение одних и тех же фраз и грамматических конструкций доводит их до автоматизма [2]. 

Для практического освоения иностранным языком следует брать аутентичные видео- и аудиоматериалы, например: трейлеры, фрагменты из фильмов или сериалов, интервью знаменитостей, новости и мотивирующие речи. Если возможно, то следует выбирать записи спикера, чей голос и манера говорить по-настоящему нравятся.

Часто обучающимся тяжело дается понимание английской речи из-за быстрого темпа, а также наличия непонятных слов и грамматических структур. Особенно проблематичным является прослушивание и восприятие аутенитичных аудио материалов с речью носителей языка. Носители языка разговаривают достаточно бегло, и интонации, с которой персонажи общаются друг с другом, тоже представляют собой трудность восприятия. Но только смотреть и не обсуждать увиденное представляется малоэффективным [3].

Таким образом, для того чтобы использовать данный метод наиболее эффективно, следует выполнять следующие рекомендации:

 - найти тихое уединенное место, где ничего не будет отвлекать (необходимо слушать как можно внимательнее);

- прослушать запись несколько раз;

- когда вы готовы, снова включить запись и повторять вслух все, что вы слышите, вслед за говорящим. 

Некоторые специалисты по теневому повтору рекомендуют, со временем слегка видоизменять текст или добавлять к нему свои слова. Замена одного-двух слов помогает подготовиться к ведению диалогов на английском.

Рекомендуется упражняться на коротких аудиозаписях. Можно начать с одной-двух реплик из диалога. Чем чаще применяется этот метод, тем длиннее будут становиться отрывки, которые будут возможным повторить [4].

Сам Аргуэльес предлагает свой вариант применения техники shadowing с использованием транскрипта и перевода, который делится на пять этапов:

  • Слепая имитация. Обучающийся слушает запись, не глядя в транскрипт, и пытаетесь понять суть своими силами. Прослушивает один и тот же отрывок несколько раз и повторяет за носителем.
  • Имитация с текстом. На втором этапе обучающийся копирует речь носителя, глядя в перевод. Без текста на иностранном языке.
  • Теневой повтор. Имитация носителя, но уже с полным текстом его речи перед глазами.
  • Проработка. Обучающийся снова читает текст вслух, разбирает все тонкости и особенности произношения.
  • Письмо. На последнем этапе обучающийся записывает речь носителя от руки — каждое предложение по отдельности. (Записать — прочитать вслух, записать — прочитать вслух. И так весь текст.)

Shadowing следует вводить в обучение английскому языку как вид деятельности по ряду причин:

  1. Shadowing может повысить внутреннюю мотивацию обучающихся, так как данная техника не широко распространена и может вызвать интерес
  2. Существует множество учебных материалов, которые фокусируются на данной технике и варьируются по уровням и темам. Легко найти материалы, соответствующие уровню обучающихся.
  3. Shadowing легко внедрить даже в классе без специального оборудования [6, с.73]

Таким образом, используя технику обучающийся будет постепенно формировать свое собственное произношение, основываясь на выбранном эталоне. В процессе теневого повтора также естественным образом усваивается лексика и грамматические структуры, используемые в аудио, которые в будущем могут быть применены в речи. Обучающимся также станет возможным развить фонетическую память и позже уже автоматически воспроизводить общие фразы или словосочетания, то есть во время речи будут подбираться слова, очень вероятно, что они будут всплывать в уме в естественном контексте. Это действительно эффективный и занимательные метод, который можно включить в учебный процесс, однако не следует забывать, что данную методику можно использовать только как дополнительный вид деятельности.


Список литературы:

  1. Putting accent in its place: Rethinking obstacles to communication / M. Derwing Tracey, J. Munro Murray // Language Teaching. – 2009. – № 42.4. – С. 476-490.
  2. UniPage : сайт. – Москва, 2013. – URL: https://www.unipage.net/ru/shadowing_technique (дата обращения: 29.04.2022)
  3. Кордон, Т. А. Фильмы на иностранном языке как эффективный способ обучения разговорной речи / Т. А. Кордон // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе : сб. науч. тр. Вып. 1. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – С. 101-105.
  4. FluentU : сайт. – 2011. – URL: https://www.fluentu.com/blog/english-rus/метод (дата обращения: 29.04.2022)
  5. LINGUA Airlines : сайт. – 2010. – URL: https://lingua-airlines.ru/articles/tehnika-shadowing-dlya-izucheniya-anglijskogo/ (дата обращения: 25.04.2022)
  6. Shiota K. The Effectiveness of Shadowing on Students’ Psychology in Language Learning / K. Shiota // Accents. – С. 71-83.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации