12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлытина Татьяна156
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола
3

Статья на тему «Сказкотерапия – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Статья на тему «Сказкотерапия – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия – психотерапевтический подход, который помогает преодолеть страхи, негативные эмоции, бороться с отрицательными сторонами характера. Достигается такой эффект за счёт использования и анализа образов персонажей сказок. Терапия применима как в работе со взрослыми, так и с маленькой аудиторией.

Сказкотерапия – методика не новая. Наши предки прибегали к сказкам с разной целью: для наказания и нравоучения, для образования и в терапевтических целях.

В современной педагоге сказки используются для решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. Например, в работе с одаренными детьми сказкотерапия имеет особое значение, поскольку она помогает развить у детей творческие способности и фантазию. Кроме того, этот метод позаимствовал некоторые аспекты арт-терапии и отлично зарекомендовал себя для решения проблем с поведения, контролем эмоций.

Сегодня сказкотерапия имеет не только развлекательную, но и диагностическую функцию. Занятия в детском саду помогают ребенку быстрее адаптироваться к ДОУ, а также раскрывают и развивают его внутренний потенциал. Кроме того, они позволяют преподавателям выявить проблемные группы и грамотно спланировать работу по сказкотерапии.

Рассмотрим классификацию сказок по Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву.

Художественные сказки

Могут быть народными и авторскими. Художественные сказки помогают развивать такие моральные качества, как взаимопомощь, поддержка, сопереживание, сочувствие, долг и ответственность. Авторские сказки представляют собой произведения литературного искусства.

Дидактические сказки

Это инструмент, который помогает детям понять новые для них знания учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребенка символы, такие как буквы, цифры и звуки, превращаются в живые и доносят до него новые понятия.

Диагностические сказки

Этот вид сказок позволяет выявить у детей проблемы, понять его характер и источники. Так, если ребенок предпочитает сказки, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый и имеет повышенный уровень тревожности. Диагностическая сказка позволяет получить информацию о состоянии психическом и эмоциональном здоровье ребенка, которую он может не быть готовым или не иметь возможности выразить вслух.

Психокоррекционные сказки

Ещё одна важная категория сказок, которая позволяет в щадящем режиме влиять на поведение детей. Положительный пример поведения сказочных героев формирует новое, соответствующее общественным нормам, поведение. Более того, ребенок будет подражать герою сказки, и использовать его пример для борьбы со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки

Палочка-выручалочка многих детских психологов. Идеальный способ активизировать положительные эмоции детей. В медиативных сказках нет отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Ребята слушают сказку под специальную фоновую музыку, которая помогает расслабиться. Во время такой сказкотерапии ребята получают положительные эмоции, психолог настраивает их на гармонию с самим собой и окружающими, что позволяет снять напряжение и возбуждение. По окончании терапии дети становятся увереннее в себе.

Дети – авторы сказок

Дети могут быть не только аудиторией, но и авторами сказок. Сказки для детей в возрасте от 3 до 5 лет позволяют им выражать свои чувства и переживания, которые они могут быть не в состоянии поделиться с взрослыми. Эти сказки помогают детям распознать свои и чужие эмоции, понять и принять мир вокруг них, а также познакомиться с нормами поведения.

Начиная с пятилетнего возраста, ребенок начинает идентифицировать себя с персонажами людьми, хотя и царевнами и принцами. Они привлекают внимание детей тем, что сюжет сказок схож с реальной жизнью.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказки можно использовать в качестве лекарства с 4–х летнего возраста, поскольку только в этом возрасте ребенок начинает понимать различие между сказкой и реальностью. Только в этом случае сказочная терапия может дать положительный результат.

Детские психологи и эксперты в области дошкольного образования рекомендуют проводить сказочную терапию еженедельно. Комфортным для пребывания и эффективным с точки зрения терапии считается группа численностью не более 10–12 человек. Важно правильно составить группу, чтобы в игре участвовали дети с разными характерами. Начинается все с ритуала, например, приветствие с волшебным предметом. Дети образуют круг и передают друг другу, например, «волшебный шар», произносят свое имя и проговаривают сценарий воспитателя.

Подготовительный этап

Для того чтобы занятия сказкотерапией прошли успешно, необходимо заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету. Это поможет создать атмосферу и максимально привлечь внимание детей. Педагог должен озвучить сказку, а ребенок может вообразить себя любым из персонажей и пережить все перипетии сюжета, эмоционально отзываясь на них.

Когдаребенок возвращается из волшебного мира в реальность, он чувствует себя более уверенным в своих силах. Он понимает, что может справиться со всеми жизненными препятствиями.

Интеграция активностей

Сказкотерапия позволяет педагогу включить в рассказ логопедические и физкультурные упражнения. Если дети устали, можно отвлечь их внимание и предложить им нарисовать картинки к наиболее понравившимся моментам из сказки или вылепить из пластилина героев.

Положительные стороны театрализации

Сказочная терапия по своей природе не может игнорировать применение драматизации. «Пребывание» под маской многих личностей значительно расширяет интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие возможности человека, помогает творческому развитию, обнаружению первоначальных даров одаренности у детей.

При слушании или чтении сказки, ребенок проецирует её в своё воображение. Он представляет себе место действия и героев сказки, создавая в своей голове целый спектакль. Поэтому использование драматизации сказок для развития творческих способностей детей дошкольного возраста представляется абсолютно естественным.

Не все дети и взрослые имеют актёрские способности, чтобы самостоятельно исполнять на сцене. На помощь прийти различные виды кукол. Театрализация – одна из любимых детьми форм сказкотерапии, которая может изменить отношение ребенка к себе и помочь раскрыть его творческие способности. Она также помогает ребенку научиться общаться со сверстниками.

Есть и другие положительные стороны:

Работа над ролью позволяет решить множество практических задач: освоить правильное произношение звуков и слов, достичь выразительности и интонационной привлекательности речи.

Театр также помогает развивать социальные навыки поведения у детей дошкольного возраста. Каждая сказка или литературное произведение для них предполагает нравственные принципы (доброту, смелость, дружбу, помощь).

Театр позволяет ребенку понять мир не только умом, но и сердцем, а также выразить свое отношение к добру и злу. Театрализация помогает детям преодолеть робость, неуверенность и застенчивость.

Сказочная терапия – один из самых древних методов психологии, который не теряет своей актуальности и сегодня. Понимая, как работают сказки, мы можем помочь своим детям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.