Технология творческих мастерских
Технология творческих мастерских
Творческие мастерские на уроках — это метод обучения, который предполагает использование активных форм обучения, таких как творчество, анализ, дискуссия для достижения определенных учебных целей. Данная методика предлагает учителю широкий выбор инструментов и инструментальных средств, которые можно использовать при проведении творческих выдумок и интерактивных уроков.
«Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» В. М. Монахов
Основным заданием современного образования является подготовка будущего самостоятельного человека, готового успешно приспосабливаться к требованиям сферы деловой активности и необходимым условиям жизни. По ФГОС ООО ученик должен обладать следующими качествами: обладать свободой и автономией в мышлении, активно искать практические решения, иметь высокие ценности и соответствующую устойчивость к ним, целостное понимание междисциплинарных связей, уметь анализировать и делать выводы, адекватно реагировать на перемены и антикризисную ситуацию в мире, уметь находить сложные решения и обращаться с информацией. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.
Творческие мастерские на уроках — это метод обучения, который предполагает использование активных форм обучения, таких как творчество, анализ, дискуссия для достижения определенных учебных целей. Данная методика предлагает учителю широкий выбор инструментов и инструментальных средств, которые можно использовать при проведении творческих выдумок и интерактивных уроков. Это дает учителю возможность выбрать тот тип деятельности, который будет наиболее эффективен для обучающихся. Главное преимущество творческих мастерских — это возможность привлечь интерес учащихся разнообразными методами обучения. Это не только позволяет улучшить знания, но и продемонстрировать ученикам креативное подход к разрешению проблем. Творческие мастерские могут быть использованы для развития различных целевых навыков, практики решения задач и развития критического мышления.
Событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся: деловые игры, погружения, олимпиады, образовательный туризм, тренинги, образователь-ные проекты, программы.
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает педагога, школьника и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача педагога содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность
Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий. Признак события – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также целями и мечтами будущего.
Стратегии событийного ряда:
Избирательная стратегия «Что это? И зачем мне это?»
С тратегия эмоциональной включенности «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!!»
Стратегия деятельностной включенности «Нам интересно, мы умеем жить и творить вместе!»
Авторская стратегия «Мне интересно, и я знаю, как можно сделать нашу жизнь лучше, понимаю, что мне дает группа!»
Социокультурная стратегия «Как сделать наш мир лучше? Что мы можем для этого сделать?
Актуальность технологии творческих мастерских, заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, что способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.
Цель творческих мастерских в школе — развитие талантов учеников и наслаждение от достигнутых результатов.
Основная задача — развивать мыслительные процессы учеников, формировать правильное отношение к творческому процессу, а также учить учащихся работать в команде. В таких мастерских учащиеся должны понять, что многое можно достичь с помощью творческого и трудолюбивого подхода к предмету.
Основные принципы творческих мастерских:
Прослеживание логики: именно последовательное, основанное на постоянном изучении и приемах мышления развитие является основным целевым аспектом в курсах творческих мастерских обучения.
Фокус на креативность: творческие мастерские проводятся с целью пробуждать творческие навыки учащихся. Учащиеся должны увлекаться, раскрывать и воспринимать передаваемые им знания.
Активное участие: мастерские требуют активного мышления учащихся; активное слушание и собственное творчество. Преподаватели должны широко использовать такие методы, как диалоги и малые группы, чтобы улучшить активный уровень учащихся.
Поиск творческих идей: учащиеся должны постоянно обсуждать идеи и инструменты, используя коммуникативное и творческое мышление для того, чтобы получить больше вдохновения для дальнейшей работы.
Хранение и отслеживание результатов: хорошо продуманная система хранения и отслеживания результатов работы студентов необходима для хорошей оценки их развития. Творческие мастерские должны быть плохим местом для создания ценностей и являться большими опытами удовольствия для всех сторон.
Для организации творческой мастерской в школе необходимо:
Определить тему работы в мастерской. Тема должна привлекать интерес учащихся и быть понятной и привлекательной.
Найти подходящее помещение. Для организации хорошо подходит имеющееся помещение или оно должно быть создано специально для творческой мастерской.
Найти руководителя мастерской. Руководитель должен быть активным сторонником творчества, знать, как собрать группу и как создать эффективную структуру проекта.
Найти профессионального наставника. Он должен иметь достаточно опыта в своей области, чтобы наводить учащихся на путь изучения своей специальности.
Организовать материальное обеспечение мастерской. Распределить работу между учащимися.
Составление плана деятельности для мастерской также очень важно. Для этого необходимо распределить задания среди учащихся и указать сроки их выполнения. Для развития креативности учащиеся должны быть вовлечены в процесс разработки творчества.
Технология творческих мастерских позволяет учителю:
1. Создать атмосферу творчества на уроке и положительный эмоциональный фон в течение всего урока
2. Создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития;
3. Научить выдвигать и развивать идеи в процессе как индивидуальной, так и групповой работы
4. Научить детей самим добывать и обрабатывать предметные знания и умения
5. Обучить учащихся осознавать свои различные психические состояния и уметь ими управлять.
Перспективы использования технологии педагогических мастерских:
позволяет решить проблемы развития интеллектуальных умений и навыков;
учит работать в коллективе, прислушиваться к мнению других;
учит искать рациональное зерно в самых разнообразных высказываниях и суждениях;
вырабатывает уверенность в себе и своих творческих способностях.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
Мастерская – это технология предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.