Применение технологий «Исследовательская деятельность как средство развития признаков одаренности обучающихся сельской малокомплектной школы в условиях требований ФГОС»

0
0
Материал опубликован 2 February 2019

«Исследовательская деятельность как средство развития признаков одаренности обучающихся сельской малокомплектной школы

в условиях требований ФГОС».

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

В современном обществе возникает потребность ‏ㅤ в ‏ㅤ людях ‏ㅤ неординарно ‏ㅤ мыслящих, ‏активных, ‏ㅤ творческих, ‏ㅤ способных ‏ㅤ нестандартно ‏ㅤ решать ‏ㅤ поставленные ‏ㅤ задачи и ‏ㅤ формулировать ‏ㅤ новые, ‏ㅤ перспективные.

Сельские дети имеют неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.

Развитие ‏ㅤ и ‏ㅤ социализация ‏ㅤдетей с признаками одаренности являются ‏ㅤ одной ‏ㅤ из ‏ㅤ приоритетных ‏ㅤ задач ‏ㅤ системы ‏ㅤ образования. ‏ㅤ Процесс ‏ㅤ выявления, ‏ㅤ обучения ‏ㅤ и ‏ㅤ воспитания ‏ㅤ одаренных, ‏ㅤ талантливых ‏ㅤ детей ‏ㅤ составляет ‏ㅤ новую ‏ㅤ задачу ‏ㅤ совершенствования ‏ㅤ системы ‏ㅤ образования, ‏ㅤ так ‏ㅤ как ‏ㅤ обучение  ‏ одаренных детей ‏сегодня ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ модель ‏ㅤ обучения ‏ㅤ всех ‏ㅤ школьников завтра. ‏

Изменение ‏ㅤ цели ‏ㅤ образования ‏ㅤ - ‏ㅤ ‏ㅤ развитие ‏ㅤ личности ‏ㅤ ребёнка ‏ㅤ в ‏ㅤ процессе ‏ㅤ учебной ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ – ‏ㅤ ‏ㅤ предполагает ‏ㅤ вовлечение ‏ㅤ обучающихся ‏в ‏ㅤ‏ㅤ деятельность такого рода, ‏ㅤ которая ‏ㅤ была ‏ㅤ бы ‏ㅤ направлена ‏ㅤ на ‏ㅤ максимальное ‏ㅤ развитие ‏ㅤ личности. ‏ㅤ

Выявить ‏ㅤ ряд ‏ㅤ проблем ‏ㅤ и ‏ㅤ противоречий позволяет анализ современного ‏ㅤ состояния ‏ㅤ работы: ‏

- ‏ㅤ между ‏ㅤ растущими ‏ㅤ потребностями ‏ㅤ в ‏ㅤ талантливых ‏ㅤ инициативных ‏ㅤ людях ‏ㅤ и ‏ㅤ отсутствием ‏ㅤ системы ‏ㅤ поиска, ‏ㅤ выявления ‏ㅤ и ‏ㅤ профессионального ‏ㅤ сопровождения ‏ㅤ одаренных ‏ㅤ учеников,

- ‏ㅤ между ‏ㅤ приоритетом ‏ㅤ мотивационного ‏ㅤ компонента ‏ㅤ в ‏ㅤ развитии ‏ㅤ обучающегося с признаками одаренности‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ потребностью ‏ㅤ индивидуальной ‏ㅤ траектории ‏ㅤ его ‏ㅤ личностного ‏ㅤ продвижения ‏ㅤ и ‏ㅤ направленностью ‏ㅤ педагогических ‏ㅤ усилий ‏ㅤ в ‏ㅤ большей ‏ㅤ мере ‏ㅤ на ‏ㅤ организацию ‏ㅤ мероприятий ‏ㅤ и ‏включение ‏ㅤ ‏ㅤ ученика ‏ㅤ в ‏ㅤ них.

Перечисленные противоречия и ‏ㅤпроблемы ‏ㅤ лежат в ‏ㅤ основе ‏ㅤ целеполагания, ‏ㅤ выделения ‏ㅤ основных ‏ㅤ направлений ‏ㅤ работы ‏ㅤ с ‏ㅤ‏ㅤ детьми с признаками одаренности ‏ㅤ в ‏ㅤ школе, ‏ㅤ их ‏ㅤ содержательного ‏ㅤ наполнения, ‏ㅤ подбора ‏ㅤ приемлемых механизмов ‏ㅤ и ‏ㅤ форм ‏ㅤ этой ‏ㅤ работы. ‏ㅤ

‏ㅤИсследовательская ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ учащихся является одним ‏ㅤ из ‏ㅤ способов ‏ㅤ решения ‏ㅤ данных ‏ㅤ задач. ‏ㅤ Данная работа способствует ‏ㅤ ‏ㅤраскрытию ‏ㅤ и ‏ㅤ развитию способностей у ‏ㅤ детей, ‏ㅤ обогащает ‏ㅤ их ‏ㅤ внутренний ‏ㅤ мир, ‏ㅤ а также способствует тому, чтобы ‏ㅤ обучающиеся ‏ㅤ заняли ‏ㅤ инициативную ‏ㅤ позицию ‏ㅤ в ‏ㅤ учебном ‏ㅤ процессе.

Пытливость, ‏ㅤпостоянно ‏ㅤ проявляемое ‏ㅤ желание ‏ㅤ экспериментировать, ‏ㅤжажда новых ‏впечатлений, ‏ㅤ‏ㅤсамостоятельно ‏ㅤ искать ‏ㅤ истину ‏ㅤ распространяются ‏ㅤ на ‏ㅤ все ‏ㅤ сферы ‏ㅤ жизнедеятельности. ‏ㅤ Именно ‏ㅤ поэтому важнейшей ‏ㅤ задачей ‏ㅤ образования ‏ㅤ и ‏ㅤ современного ‏ㅤ учителя ‏ㅤ является подготовка ‏ㅤ ребенка ‏ㅤ к ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ обучение ‏ㅤ его ‏ㅤ умениям ‏ㅤ и ‏ㅤ навыкам ‏ㅤ исследовательского ‏ㅤ поиска.

‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ‏ㅤ Отправной ‏ㅤ точкой ‏ㅤ в ‏ㅤ развитии ‏ㅤ личности ‏ㅤ обучающегося может ‏ㅤ служить исследовательская ‏ㅤ деятельность. ‏ㅤКак ‏ㅤ метод исследование ‏ㅤ‏ㅤ‏ㅤ используется ‏ㅤ практически ‏ㅤ на ‏ㅤ каждом ‏ㅤ уроке. ‏ㅤНеобходимо ‏ㅤ дать ‏ㅤ возможность ‏школьнику ‏ㅤ приобщиться ‏ㅤ к ‏ㅤнаучному, исследовательскому ‏ㅤ‏ㅤ опыту ‏ㅤ предшествующих ‏ㅤ поколений. ‏ㅤ Такую ‏ㅤ возможность ‏ㅤдает ‏ㅤ правильно ‏ㅤ организованная ‏ㅤ ‏ㅤ исследовательская ‏ㅤ деятельность. ‏ㅤ Это ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ самореализация ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ творческой ‏ㅤ личности, ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ возможность ‏ㅤ общения ‏ㅤ с единомышленниками ‏ㅤ – ‏ㅤвзрослыми и ‏ㅤсверстниками ‏ㅤ. ‏ㅤ   Также это ‏ㅤ один ‏ㅤ ‏ㅤ из ‏ㅤ способов ‏ㅤ развития ‏ㅤ школьников. ‏ㅤ ‏ㅤОдним ‏ㅤ из ‏ㅤ методов, ‏ㅤ призванного ‏ㅤ решить ‏задачу ‏ㅤ формирования ‏ㅤ социально ‏ㅤ – ‏ㅤ значимых ‏ㅤ качеств ‏ㅤ современного ‏ㅤ школьника являются личностно - ориентированные ‏ㅤ технологии, ‏ㅤ в ‏ㅤ том ‏ㅤ числе, как упоминалось выше, ‏ㅤ, как упоминалось выше, ‏ㅤ исследовательская ‏ㅤ ‏ㅤ деятельность. ‏ㅤ ‏ㅤОбучающийся, выполняя ‏ㅤ собственное ‏ㅤ исследование, ‏ㅤ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ приобретает ‏ㅤ новые ‏ㅤ знания, ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ усваивает ‏ㅤ новые ‏ㅤ способы ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ развивает ‏ㅤ свой ‏ㅤ интеллект, ‏ㅤ способность ‏ㅤ к ‏ㅤ творчеству. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Самостоятельность, ‏ㅤ ответственность, ‏ㅤ настойчивость, ‏ㅤ целеустремленность ‏ㅤ – ‏ㅤ вот ‏ㅤ тот ‏ㅤ неполный ‏ㅤ перечень ‏ㅤ качеств, ‏ㅤ которые ‏ㅤ может ‏ㅤ развить ‏ㅤ в ‏ㅤ себе ‏ㅤ ребенок, ‏ㅤ вовлеченный ‏ㅤ в ‏ㅤ исследовательскую ‏ㅤ деятельность. 

Детская ‏ㅤ потребность ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ исследовательском ‏ㅤ поиске ‏ㅤ обусловлена ‏ㅤ биологически. ‏ㅤ Ведь с ‏ㅤ самого ‏ㅤ рождения ‏ㅤ ребёнок ‏ㅤ является ‏ㅤ первооткрывателем, ‏ㅤ исследователем ‏ㅤ того ‏ㅤ мира, ‏ㅤ который ‏ㅤ его ‏ㅤ окружает. ‏ㅤ ‏ㅤ При ‏ㅤ этом, ‏ㅤ учёные ‏ㅤ относят ‏ㅤ к ‏ㅤ сущностным ‏ㅤ характеристикам ‏ㅤ высокого ‏ㅤ уровня ‏ㅤ образованности ‏ㅤ ‏ㅤ современных ‏ㅤ школьников - овладение ‏ㅤ методами ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ. ‏ㅤ

Сегодня ‏ㅤ важно ‏ㅤ научить ‏ㅤ детей ‏ㅤ использовать ‏ㅤ свой ‏ㅤ опыт, ‏ㅤ знания, ‏ㅤ умения ‏ㅤ и ‏ㅤ качества ‏ㅤ личности ‏ㅤ для ‏ㅤ решения ‏ㅤ конкретных ‏ㅤ проблем, ‏ㅤ формировать ‏ㅤ научную ‏ㅤ картину ‏ㅤ мира, ‏ㅤ научить ‏ㅤ находить ‏ㅤ путь ‏ㅤ от ‏ㅤ научного ‏ㅤ описания ‏ㅤ к ‏ㅤ способностям ‏ㅤ ориентироваться ‏ㅤ в ‏ㅤ конкретных ‏ㅤ явлениях. ‏ㅤ

В ‏ㅤ настоящее ‏ㅤ время ‏ㅤ образование ‏ㅤ ‏ㅤ ориентируется ‏ㅤ на ‏ㅤ создание ‏ㅤ таких ‏ㅤ технологий ‏ㅤ и ‏ㅤ способов ‏ㅤ влияния ‏ㅤ на ‏ㅤ личность, ‏ㅤ в ‏ㅤ которых ‏ㅤ обеспечивается ‏баланс ‏ㅤмежду ‏ㅤсоциальными ‏ㅤ‏ㅤ‏ㅤ потребностями и индивидуальными, ‏ㅤ ‏ㅤ обеспечивая ‏готовность ‏ㅤ личности ‏ㅤ к ‏ㅤ реализации ‏ㅤтворческой ‏ㅤ активности и ‏ㅤсобственной индивидуальности. ‏ㅤ ‏ㅤ

 ‏Для ‏ㅤ человека всегда ‏ㅤ была ‏ㅤ важна способность ‏ㅤ мыслить ‏ㅤ нестандартно, ‏ㅤ видеть ‏проблемы ‏ㅤ окружающего ‏ㅤ мира ‏ㅤ‏ㅤ. ‏ㅤ Особую ‏ㅤ актуальность ‏ㅤ эта ‏ㅤ задача ‏ㅤ получила ‏ㅤ в ‏ㅤ современном ‏ㅤ информационном ‏ㅤ обществе, ‏ㅤ которое ‏ㅤ отличается ‏ㅤбыстро ‏ㅤ увеличивающимся ‏ㅤ объемом ‏ㅤ информации и динамичностью ‏ㅤ‏ㅤ. ‏ㅤ ‏ㅤ

Мне проще работать ‏ㅤ проще с ‏ㅤ детьми ‏ㅤ с признаками одаренности, ‏ㅤ так ‏ㅤ как ‏ㅤ они ‏сами ‏ㅤ тянутся ‏ㅤ ко ‏ㅤ всему ‏ㅤнеизвестному и новому, ‏ㅤ а ‏ㅤ их ‏ㅤ родители ‏ㅤ легко ‏ㅤ идут ‏ㅤ навстречу ‏ㅤ мне, мне, педагогу. ‏ㅤ

Работая ‏ㅤ в ‏ㅤ обычной ‏ㅤ ‏ㅤ сельской ‏ㅤ ‏ㅤ малокомплектной ‏ㅤ ‏ㅤ школе, ‏ㅤ я ‏ㅤ имею ‏ㅤ дело ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ и ‏ㅤ не ‏ㅤ столько ‏ㅤ с ‏ㅤ одаренными ‏ㅤ детьми, ‏ㅤ сколько ‏ㅤ с ‏ㅤ обычными ‏ㅤ детьми, ‏ㅤ потенциал ‏ㅤ которых ‏ㅤ скрыт ‏ㅤ или ‏ㅤ они ‏ㅤ сами ‏ㅤ не ‏ㅤ желают его ‏ㅤ раскрывать. ‏ㅤ ‏ㅤ Я ‏ㅤ обязана ‏ㅤ им ‏ㅤ в ‏ㅤ этом ‏ㅤ помочь.

‏ㅤ Организацией ‏ㅤ ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ обучающихся я стала ‏ㅤ ‏ㅤ заниматься ‏ㅤ давно. ‏ㅤ Эта ‏ㅤ работа ‏ㅤ реализовывается ‏ㅤ через ‏ㅤ уроки ‏ㅤ ‏ㅤ окружающего ‏ㅤ мира ‏ㅤ и ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ ‏ㅤ кружков ‏ㅤ «Юннат», ‏ㅤ «Моя ‏ㅤ первая ‏ㅤ экология». ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Работа, ‏ㅤ направленная ‏ㅤ на ‏ㅤ сильных, талантливых ‏ㅤ учеников, ‏ㅤ привела ‏ㅤ к ‏ㅤ тому, ‏ㅤ что ‏ㅤ слабые ‏ㅤ ученики ‏ㅤ также повысили ‏ㅤ уровень качества знаний.‏ качества знаний‏ㅤ Рамки ‏ㅤ урока ‏ㅤ сковывают ‏ㅤ ‏ㅤ работу ‏ㅤ с ‏ㅤ такими детьми, ‏ㅤ поэтому ‏ㅤ я стараюсь ‏ㅤ максимально ‏ㅤ использовать внеклассную, ‏ㅤ внеурочную ‏ㅤ работу ‏ㅤ, ‏ㅤ индивидуальные ‏ㅤ занятия, ‏ㅤ которые ‏ㅤ дают ‏ㅤ большие возможности ‏ㅤ для ‏ㅤ того, ‏ㅤ чтобы ‏ㅤ не только привить интерес детей ‏ㅤ к своему ‏ㅤ предмету, но и но и сделать ‏ㅤ его ‏ㅤ любимым.

Исследовательские ‏ㅤ технологии ‏ㅤ – ‏ㅤ не ‏ㅤ панацея ‏ㅤ от ‏ㅤ всех ‏ㅤ бед. ‏ㅤ Ошибки, конечно, ‏ㅤ неизбежны: ‏ㅤ то ‏ㅤ чувства ‏ㅤ туманят ‏ㅤ разум, ‏ㅤ то ‏ㅤ разума ‏ㅤ просто ‏ㅤ не ‏ㅤ хватает. ‏ㅤ Но ‏ㅤ их ‏ㅤ будет ‏ㅤ гораздо ‏ㅤ меньше, ‏ㅤ а ‏ㅤ профессиональная ‏ㅤ ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ будут ‏ㅤ комфортнее ‏ㅤ и ‏ㅤ успешнее, ‏ㅤ если ‏ㅤ я ‏ㅤ научу ‏ㅤ своих детей ‏ㅤ видеть ‏ㅤ проблему, ‏ㅤ искать ‏ㅤ и ‏ㅤ находить ‏ㅤ решение ‏ㅤ – ‏ㅤ то ‏ㅤ есть ‏ㅤ дам ‏ㅤ им ‏ㅤ в ‏ㅤ руки ‏ㅤ инструмент, ‏ㅤ который ‏ㅤ нельзя ‏ㅤ потерять: ‏ㅤ способность ‏ㅤ решать ‏ㅤ исследовательские ‏ㅤ задачи, ‏ㅤ встающие ‏ㅤ перед ‏ㅤ каждым ‏ㅤ из ‏ㅤ нас ‏ㅤ на ‏ㅤ всем ‏ㅤ протяжении ‏ㅤ жизни. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ

Я ‏ㅤ вовлекаю ‏ㅤ моих ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ в ‏ㅤ исследовательскую деятельность ‏ㅤ через ‏ㅤ участие ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ проектах ‏ㅤ ‏ㅤ разных ‏ㅤ уровней, ‏ㅤ в ‏ㅤ том ‏ㅤ числе ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏ㅤ экологии. ‏ㅤ Эти ‏ㅤ проекты ‏ㅤ бывают краткосрочные и ‏ㅤ долгосрочными ‏ㅤ (продолжительностью ‏ㅤ год ‏ㅤ и ‏ㅤ более, например, проект по благоустройству пришкольной территории) ‏ㅤ и, ‏ㅤ ‏ㅤ как ‏ㅤ правило, ‏ㅤ включают, ‏ㅤ кроме ‏ㅤ исследовательской, ‏ㅤ прикладную ‏ㅤ и ‏ㅤ информационную ‏ㅤ составляющие.

Разнообразие ‏ проводимых ‏нами ‏исследований ‏ позволяют использовать ‏многочисленные приемы ‏и ‏средства ‏развития ‏и ‏проявления ‏творческих ‏способностей ‏ㅤ учащихся: ‏ㅤ эксперимент, конструирование,, информационный ‏ㅤ поиск, моделирование, создание ‏ㅤ буклетов ‏ㅤ и ‏ㅤ мультимедийных ‏ㅤ презентаций, написание ‏ㅤ рассказов, ‏ㅤ сценариев, ‏ㅤ листовок, ‏ㅤ‏ㅤнаблюдение, ‏ㅤ составление ‏ㅤ коллекций и ‏ㅤ многое ‏ㅤ другое. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ

   При ‏ㅤ выборе ‏ㅤ темы ‏ㅤ исследования ‏ㅤ придерживаемся ‏ㅤ следующих ‏ㅤ правил:

1. ‏ㅤ Выбираем ‏ㅤ тему ‏ㅤ‏ㅤ с ‏ㅤ учетом ‏ㅤ интересов, ‏ㅤличного ‏ㅤ опыта ‏ㅤ ребенка, его знаний ‏ㅤ. ‏ㅤ Обязательно тема ‏ㅤ должна ‏ㅤ увлечь ‏ㅤ исследователя.

2. ‏ㅤ Тема ‏ㅤ должна ‏ㅤ быть ‏ㅤ конкретна. ‏ㅤ Объемная ‏ㅤ тема ‏ㅤ в ‏ㅤ рамках ‏ㅤ учебного ‏ㅤ исследования может ‏ㅤ быть ‏ㅤ нераскрытой ‏ㅤ.

3.Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, получение новых знаний, развитие исследовательских умений.

Темы исследовательских работ для младших школьников очень разнообразны: «Зеленый подоконник», «Красная Книга», «Полезная азбука питания», «Рецепты домашней кухни», «Хищники и травоядные», «Птицы – наши друзья», «Что делать с мусором?», « Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?» и другие.

Работы, выполненные школьниками, носят эмпирический или теоретический характер. При выполнении эмпирических работ ученики проводят собственные наблюдения и эксперименты. Теоретические работы связаны с изучением и обобщением фактов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Представительская деятельность выражена такими формами, как конкурсы исследовательских работ школьников, интеллектуальные турниры, школьные научные конференции. Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.

При разработке проекта «Живи, снегирь, живи!» мы создали 4 группы: «аналитики», «экспериментаторы», «исследователи», «писатели». Наметили действия в группе:

Обсуждение задания (коллективно).

«Экспериментаторы» - выполняли практическое задание

«Аналитики» - формулировали выводы

«Исследователи» - рассказали о применении результатов

«Писатели» - проявили творчество

Коллективные действия:

Проведение испытания своего проекта.

Предлагаю детям обсудить цели и задачи урока.

В результате обсуждения формулируются следующие цели и задачи:

Изучение поведения птиц зимой и их образа жизни.

Изучить дополнительную литературу и определить птиц, которые зимуют в наших краях.

Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

Изготовить кормушки для птиц, регулярно сыпать корм в кормушки.

Провести фотосъёмки.

«Аналитики», изучив литературу, составили буклет «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года: воробей, снегирь, ворона, синица, свиристель, сорока и сделали вывод: зимуют в наших краях не все птицы, а только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях.

«Экспериментаторы» сделали несколько видов кормушек с различными креплениями и сделали вывод из наблюдений: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

«Исследователи», проведя наблюдения за птицами, сделали следующие выводы:

Количество птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Для птиц страшнее голод, чем холод.

В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, сороки,

синицы, голуби; из леса прилетают покормиться снегири.

Зимуют в нашей местности не все птицы, а только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях. Есть вероятность в том, что, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

«Писатели» ‏ㅤ написали ‏ㅤ ‏ㅤсочинения, ‏ㅤрассказы ‏ㅤ ‏ㅤпро ‏ㅤ кормушки ‏ㅤ и ‏ㅤ птиц, сочинили стихи. ‏ㅤ Все творческие работы были ‏ㅤ заслушаны в ‏ㅤ классе.

Такие ‏ㅤ проекты ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ выполняют ‏ㅤ ‏ㅤ младшие ‏ㅤ школьники.

Темы ‏ㅤ исследовательских ‏ㅤ ‏ㅤ работ ‏ㅤ ‏ㅤ старших ‏ㅤ школьников ‏ㅤ также очень ‏ㅤ разнообразны: ‏ㅤ ‏ㅤ «Приемы ‏ㅤ и ‏ㅤ способы ‏ㅤ вегетативного ‏ㅤ размножения ‏ㅤ комнатных ‏растений ‏ㅤ на ‏ㅤ примере ‏ㅤ бегонии», ‏ㅤ ‏ㅤ проект ‏ㅤ ‏ㅤ озеленения ‏ㅤ и ‏ㅤ благоустройства ‏школьной ‏ㅤ территории ‏ㅤ ‏ㅤ «Школа ‏ㅤ – ‏ㅤ территория ‏ㅤ радости ‏ㅤ и ‏ㅤ комфорта», ‏ㅤ «Влияние ‏ㅤ сока ‏ㅤ алоэ ‏ㅤ при ‏ㅤ укоренении ‏ㅤ комнатных ‏ㅤ растений ‏ㅤ на ‏ㅤ примере ‏ㅤ бальзамина ‏ㅤ и ‏ㅤ выявление ‏ㅤ его ‏ㅤ лечебных ‏ㅤ свойств», ‏ㅤ «Влияние ‏ㅤ размера ‏ㅤ посадочного ‏ㅤ материала ‏ㅤ на ‏ㅤ урожайность ‏ㅤ картофеля», ‏ㅤ «Влияние ‏ㅤ подкормок ‏ㅤ на ‏ㅤ биологическое ‏ㅤ развитие ‏ㅤ пчёл ‏ㅤ и ‏ㅤ их ‏ㅤ медосбор», ‏ㅤ «Влияние ‏ㅤ различных ‏условий ‏ㅤ ‏ㅤ на ‏ㅤ корнеобразование ‏ㅤ ‏ㅤ и ‏ㅤ укоренение ‏ㅤ листовых ‏ㅤ черенков ‏ㅤ сенполий (фиалок)» ‏ㅤ и ‏ㅤ др. ‏ㅤ (Работы ‏ㅤ представлены ‏ㅤ в ‏ㅤ приложении).

Бесспорно, ‏ㅤ организация ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ – ‏ㅤ перспективный ‏ㅤ путь ‏ㅤ развития ‏ㅤдетей с признаками одаренности ‏ㅤ. ‏ㅤ Считаю, что необходимо ‏ㅤ включить ‏ㅤ исследовательскую ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ в ‏ㅤ образовательный ‏ㅤ процесс ‏ㅤ школы, ‏ㅤ ‏ㅤ чтобы ‏ㅤ сделать ‏ㅤ обучение ‏ㅤкачественным, ‏ㅤнаучным ‏ и ‏ㅤ творческим.

Ценность ‏ㅤ данной ‏ㅤ технологии ‏ㅤ заключается в ‏ㅤ том, ‏ㅤ что ‏ㅤ она ‏ㅤ помогает ‏ㅤ учителю ‏ㅤ подвести ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ к ‏ㅤ самостоятельному ‏ㅤ мышлению ‏ㅤ и ‏ㅤ самостоятельной ‏ㅤ практической ‏ㅤ деятельности; ‏ㅤ способствуют ‏ㅤ формированию ‏ㅤ у ‏ㅤ школьников ‏ㅤ таких ‏ㅤ качеств, ‏ㅤ как ‏ㅤнастойчивость, ‏ㅤвдумчивость, ‏ㅤ терпеливость, ‏ㅤвыдержка, ‏ㅤсообразительность, аккуратность, ‏ㅤ‏ㅤ креативность; ‏ㅤ развивает ‏ㅤ исследовательский ‏ㅤ подход ‏ㅤ к ‏ㅤ изучаемым ‏ㅤ технологическим ‏ㅤ процессам. ‏ㅤ

При ‏ㅤ работе ‏ㅤ с ‏ㅤ‏ㅤ детьми ‏ㅤ с признаками одаренности нахожусь ‏ㅤ в ‏ㅤ постоянном ‏ㅤ развитии, ‏ㅤ‏ㅤ совершенствуюсь. ‏ㅤ Чем ‏ㅤ лучше ‏ㅤ подготовка ‏ㅤ учителя, ‏ㅤ тем ‏ㅤ более ‏ㅤ результативна ‏ㅤ его ‏ㅤ работа ‏ㅤ в ‏ㅤ данном ‏ㅤ направлении, поэтому педагогу необходимо ‏ㅤ быть ‏ㅤ доброжелательным ‏ㅤ и ‏ㅤ чутким, ‏ㅤпоощрять ‏ㅤ его ‏ㅤ творческое ‏ㅤ и ‏ㅤ продуктивное ‏ㅤ мышление, ‏ㅤ стремиться ‏ㅤ к ‏ㅤ глубокой ‏ㅤ проработке ‏ㅤ выбранной ‏ㅤ темы, учитывать ‏ㅤ психологические ‏ㅤ особенности ‏ㅤ ребенка ‏ㅤ. ‏ㅤ Также ‏ㅤ‏ㅤ необходимо ‏ㅤ ‏ㅤ развивать ‏ㅤ профессиональную ‏ㅤ компетенцию. ‏ㅤ Невозможно ‏ㅤ привить ‏ㅤ интерес ‏ㅤ к ‏ㅤ своему ‏ㅤ предмету ‏ㅤ ребятам, ‏ㅤ если ‏ㅤ сам ‏ㅤ учитель ‏ㅤ своим ‏ㅤ предметом ‏ㅤ не ‏ㅤ увлечен. ‏ㅤ Поэтому ‏ㅤ стараюсь ‏ㅤ постоянно ‏ㅤ ‏ㅤ учиться, ‏ㅤ совершенствую ‏ㅤ свои ‏ㅤ знания ‏ㅤ через ‏ㅤ курсы ‏ㅤ повышения ‏ㅤ квалификации, ‏ㅤ методические ‏ㅤ объединения. Проводя исследовательскую ‏ㅤ работу ‏ㅤ с ‏ㅤ детьми, ‏ㅤ я ‏ㅤ сама ‏ㅤ не ‏ㅤ отстаю ‏ㅤ от ‏ㅤ них, ‏ㅤ ‏ㅤ принимаю ‏ㅤ участие ‏ㅤ в ‏ㅤ конкурсах ‏ㅤ профессионального ‏ㅤ мастерства. ‏ㅤ Наработанные ‏ㅤ мной ‏ㅤ материалы ‏ㅤ представляются ‏ㅤ на ‏ㅤ различные ‏ㅤ конкурсы ‏ㅤ разных ‏ㅤ уровней. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ

Использование ‏ㅤ в ‏ㅤ работе ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ на ‏ㅤ уроках ‏ㅤ и ‏ㅤ во ‏ㅤ внеурочное время позволяет ‏ㅤ получить ‏ㅤ ряд ‏ㅤ практических ‏ㅤ результатов: ‏ㅤ отсутствие ‏ㅤ второгодников, ‏ㅤ рост ‏ㅤ качества ‏ㅤ знаний. ‏ㅤ Самое ‏ㅤ важное: ‏ㅤ участие ‏ㅤ в ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ ‏ㅤ дает возможность приобрести ‏ㅤ уникальный ‏ㅤ опыт ‏ㅤ школьнику, ‏ㅤ невозможный ‏ㅤ при ‏ㅤ других ‏ㅤ формах ‏ㅤ обучения.

‏ㅤОбучающиеся, ‏ㅤ выполняющие ‏ㅤ проекты, ‏ㅤ принимают ‏ㅤ участие ‏ㅤ и ‏ㅤ занимают ‏ㅤ призовые ‏ㅤ места ‏ㅤ в ‏ㅤ конкурсах ‏ㅤ различного ‏ㅤ уровня. ‏ㅤ Так, ‏ㅤ мои ‏ㅤ обучающиеся ‏принимали ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ участие ‏ㅤ в ‏ㅤ областных ‏ㅤ конкурсах ‏ㅤ «Юннат» ‏ㅤ (в ‏ㅤ нескольких ‏ㅤ номинациях ‏ㅤ ‏ㅤ - ‏ㅤ 1,2,3 ‏ㅤ места), ‏ㅤ ‏ㅤ «Я ‏ㅤ – ‏ㅤ гражданин ‏ㅤ России» ‏ㅤ (1,2 ‏ㅤ место), ‏«Зеркало ‏ㅤ природы» ‏ㅤ (2 ‏ㅤ место), ‏ㅤ «В ‏ㅤ гармонии ‏ㅤ с ‏ㅤ природой» ‏ㅤ (3 ‏ㅤ место), ‏ㅤ «Конференция ‏ㅤ юных ‏ㅤ исследователей ‏ㅤ окружающей ‏ㅤ среды» ‏ㅤ (2 ‏ㅤ место), ‏ㅤ ‏ㅤ «Смотр ‏ㅤ учебно ‏ㅤ – ‏ㅤ опытных ‏ㅤ участков»(2 ‏ㅤ место), областная экологическая викторина «Рыбы. Птицы. Звери» - сентябрь 2018 г. ‏ㅤ и ‏ㅤ др. ‏ㅤ В ‏ㅤ ‏ㅤ 2014 ‏году ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ моя ‏ㅤ ‏ㅤ ученица ‏ㅤ ‏ㅤ была ‏ㅤ приглашена ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ Москву ‏ㅤ ‏ㅤ для ‏ㅤ участия ‏ㅤ во ‏ㅤ Всероссийском ‏ㅤ ‏ㅤ конкурсе ‏ㅤ ‏ㅤ «Юннат». В 2015, 2016 годах 2 моих обучающихся стали лауреатами премии имени Ю.А. Гагарина в номинации «Творчество». В 2015 году обучающаяся 9 класса принимала участие в конкурсном отборе на звание «Лауреат премии в номинации «Образование».

‏ㅤ ‏ㅤ Таким ‏ㅤ образом, ‏ㅤ как ‏ㅤ показывает ‏ㅤ практика, ‏ㅤ исследовательская ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ реально ‏ㅤ способствует ‏ㅤ формированию ‏ㅤ нового ‏ㅤ типа ‏ㅤ обучающегося, ‏ㅤ обладающего ‏ㅤ набором ‏ㅤ умений ‏ㅤ и ‏ㅤ навыков ‏ㅤ самостоятельной ‏ㅤ конструктивной ‏ㅤ работы, ‏ㅤ владеющего ‏ㅤ способами ‏ㅤ целенаправленной ‏ㅤ деятельности, ‏ㅤ готового ‏ㅤ к ‏ㅤвзаимодействию и сотрудничеству ‏ㅤ ‏ㅤ, ‏ㅤ наделенного ‏ㅤ опытом ‏ㅤ самообразования. ‏ㅤ Только ‏ㅤ четкая ‏ㅤ организация ‏ㅤ самого ‏ㅤ процесса, ‏ㅤ умелая ‏ㅤ координация ‏ㅤ работ ‏ㅤ на ‏ㅤ всех ‏ㅤ этапах, ‏ㅤ наличие ‏ㅤ коллектива ‏ㅤ учителей ‏ㅤ и ‏ㅤ учеников, ‏ㅤ увлеченных ‏ㅤ общей ‏ㅤ идеей ‏ㅤ сотворчества, ‏ㅤ практической ‏ㅤ значимости ‏ㅤ выполняемой ‏ㅤ работы ‏ㅤ для ‏ㅤ всех ‏ㅤ ее ‏ㅤ участников, ‏ㅤ позволяет добиваться стабильных результатов по повышению качества образования. Исследовательская ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ формирует ‏ㅤ у ‏ㅤ учащихся с признаками одаренности ‏ㅤ умение ‏ㅤ самостоятельно ‏ㅤ приобретать ‏ㅤ знания, ‏ㅤ применять ‏ㅤ эти ‏ㅤ знания ‏ㅤ на ‏ㅤ деле, ‏ㅤ работать ‏ㅤ с ‏ㅤ различной ‏ㅤ информацией, ‏ㅤаргументировать, ‏ㅤобобщать, ‏ㅤкритически ‏ㅤ мыслить, ‏ㅤанализировать, ‏ㅤискать ‏ㅤ рациональные ‏ㅤ пути ‏ㅤ в ‏ㅤ решении ‏ㅤ проблем. ‏ㅤ Каждый ‏ㅤ ученик, ‏ㅤ участвуя ‏ㅤ в ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ работе, ‏ㅤ развивается ‏ㅤ как ‏ㅤ личность. ‏ㅤ Личность ‏ㅤ одаренного ‏ㅤ ребенка ‏ㅤ высококонкурентоспособна, ‏ㅤ потому что обладает ‏ㅤ ‏ㅤ такими ‏ㅤ способностями ‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ качествами, ‏ㅤ которые ‏ㅤ характеризуют ‏ㅤ потенциальные ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ возможности ‏ㅤ в ‏ㅤ достижении ‏ㅤ успеха. ‏ㅤ Эрудиция, ‏ㅤ любознательность, ‏ㅤ уверенность ‏ㅤ в ‏ㅤ себе, ‏ㅤ стремление ‏ㅤ к ‏ㅤ саморазвитию ‏ㅤ и ‏ㅤ самообразованию ‏ㅤ – ‏ㅤ это главные ‏ㅤ характеристики ‏ㅤ личности ‏ㅤ школьника-исследователя, ‏ㅤ способного ‏ㅤ не ‏ㅤ только ‏ㅤ выполнить ‏ㅤ ученическую ‏ㅤ исследовательскую ‏ㅤ работу, ‏ㅤ ‏ㅤ но ‏ㅤ и ‏ㅤ успешно ‏ㅤ защитить ‏ㅤ и представить её. ‏ㅤ В ‏ㅤ процессе ‏ㅤ работы ‏ㅤ над ‏ㅤ исследованием ‏ㅤ также ‏ㅤ совершенствуется ‏ㅤ логическое ‏ㅤ мышление. ‏ㅤ Ученики ‏ㅤ овладевают ‏ㅤ способами ‏ㅤ организации планирования, ‏ㅤ‏ㅤ‏ㅤ анализа, целеполагания, ‏ㅤрефлексии. ‏ㅤ Обучающиеся ‏ㅤ учатся ‏ㅤ сотрудничать ‏ㅤ с ‏ㅤ окружающими, ‏ㅤ приобретают ‏ㅤ навыки ‏ㅤ работы ‏ㅤ в ‏ㅤ группе, ‏ㅤ коллективе. ‏ㅤ Они ‏ㅤ активно ‏ㅤ и ‏ㅤ на ‏ㅤ высоком ‏ㅤ уровне ‏ㅤ владеют ‏ㅤ современными ‏ㅤ средствами ‏ㅤ информации, ‏ㅤ информационными ‏ㅤ технологиями, ‏ㅤ осуществляют ‏ㅤ поиск, ‏ㅤотбор ‏ㅤ необходимой ‏ㅤ информации и анализ‏ㅤ, ‏ㅤ её ‏ㅤ преобразование, ‏ㅤ сохранение ‏ㅤ и ‏ㅤ передачу, ‏ㅤ формируют ‏ㅤ умение ‏ㅤ презентовать ‏ㅤ исследовательскую ‏ㅤ работу.

‏ㅤБезусловно, ‏ㅤ в ‏ㅤ нашей сельской малокомплектной школе ‏ㅤ существуют ‏ㅤ определенные ‏ㅤ проблемы в ‏ㅤ работе ‏ㅤ с ‏ㅤ детьми с признаками одаренности, ‏ㅤ которые ‏ㅤ требуют ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ решения: ‏ㅤ

- усиление ‏ㅤ подготовки ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ к ‏ㅤ муниципальным и региональным олимпиадам ‏ㅤ и ‏ㅤ конференциям,

‏ㅤ - привлечение ‏ㅤ более ‏ㅤ пристального ‏ㅤ внимания ‏ㅤ родителей ‏ㅤ к ‏ㅤ проблеме ‏ㅤ развития ‏ㅤ умственной ‏ㅤ одаренности ‏ㅤ детей,

‏ㅤ - проблема ‏ㅤ эффективной ‏ㅤ диагностики ‏ㅤ детской ‏ㅤ одаренности, ввиду отсутствия в штатном расписании психолога ‏ㅤ.

В ‏ㅤ заключение ‏ㅤ следует отметить, ‏ㅤ что ‏ㅤ выявление ‏ㅤ и ‏ㅤ развитие детей с признаками одаренности ‏ㅤ образуют ‏ㅤ единую ‏ㅤ систему. ‏ㅤ Если ‏ㅤ выявление ‏ㅤ детей с признаками одаренности – это процесс создания ‏ㅤ социально-педагогических ‏ㅤ условий, ‏ㅤ позволяющих ‏ㅤ определить ‏ㅤ ‏ㅤ содержательную ‏ㅤ направленность ‏ㅤ одаренности ‏ㅤ детей, ‏ㅤ то ‏ㅤ развитие ‏ㅤ‏ㅤ детей с признаками одаренности – это процесс ‏ㅤ позитивного изменения ‏ㅤ творческой ‏ㅤ инициативы ‏ㅤ детей. ‏ㅤ Навыки ‏ㅤ творческой ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ готовят ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ к ‏ㅤ условиям ‏ㅤ динамично ‏ㅤ меняющейся ‏ㅤ обстановки ‏ㅤ в ‏ㅤ обществе ‏ㅤ и ‏ㅤ к ‏ㅤ столкновению ‏ㅤ с ‏ㅤ неизвестными ‏ㅤ проблемами ‏ㅤ в ‏ㅤ будущем. ‏ㅤ Развитие ‏ㅤ интеллекта ‏ㅤ учащихся, ‏ㅤ их ‏ㅤ творческого ‏ㅤ потенциала, ‏ㅤ формирование ‏ㅤ личности ‏ㅤ происходит ‏ㅤ наиболее ‏ㅤ эффективно, ‏ㅤ если ‏ㅤ в ‏ㅤ учебном ‏ㅤ процессе ‏ㅤ важное ‏ㅤ место ‏ㅤ отведено ‏ㅤ научному ‏ㅤ эксперименту, ‏ㅤ исследовательской ‏ㅤ деятельности ‏ㅤ учащихся.

Работа ‏ㅤ педагога ‏ㅤ с ‏ㅤ детьми ‏ㅤ с признаками одаренности - это сложный ‏ㅤ и непрерывный ‏ㅤ процесс. ‏ㅤ ‏ㅤКак отмечалось ранее, он ‏ㅤ требует ‏ㅤ от ‏ㅤ учителей ‏ㅤ ‏ㅤ личностного ‏ㅤ роста, ‏ㅤ хороших, ‏ㅤ постоянно ‏ㅤ обновляемых ‏ㅤ знаний ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏ㅤ психологии ‏ㅤ одаренных ‏ㅤ и ‏ㅤ их ‏ㅤ обучения, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ тесного ‏ㅤ сотрудничества ‏ㅤ с ‏ㅤ ‏ㅤ другими ‏ㅤ учителями, ‏ㅤ администрацией ‏ㅤ и ‏ㅤ обязательно ‏ㅤ с ‏ㅤ родителями ‏,‏ㅤ педагогической ‏ㅤ гибкости, ‏ㅤ умения ‏ㅤ отказаться ‏ㅤ от ‏ㅤ того, ‏ㅤ что ‏ㅤ еще ‏ㅤ сегодня ‏ㅤ казалось ‏ㅤ творческой ‏ㅤ находкой ‏ㅤ и ‏ㅤ сильной ‏ㅤ стороной. ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Только ‏ㅤ талантливые ‏ㅤ люди ‏ㅤ способны ‏ㅤ внести ‏ㅤ наибольший ‏ㅤ вклад ‏ㅤ в ‏ㅤ развитие ‏ㅤ общества, ‏ㅤ и ‏ㅤ ‏ㅤ не ‏ㅤ развивать ‏ㅤ таланты ‏ㅤ является ‏ㅤ непозволительной ‏ㅤ ошибкой ‏ㅤ для ‏ㅤ развития ‏ㅤ любого ‏ㅤ государства.

Свою работу хочу закончить словами Сократа: «В ‏ㅤ каждом ‏ㅤ человеке  есть солнце, ‏ㅤ только ‏ㅤ дайте ‏ㅤ ему ‏ㅤ светить».

Список ‏ㅤ литературы ‏ㅤ

1. Ильиных ‏ㅤ Л.М. ‏ㅤ Развитие ‏ㅤ исследовательских ‏ㅤ способностей ‏ㅤ школьников.// ‏ㅤ Начальная ‏ㅤ школа. ‏ㅤ Плюс ‏ㅤ до ‏ㅤ и ‏ㅤ после.- ‏ㅤ 2007.- ‏ㅤ №9.- ‏ㅤ с.19-21.

2. Леонтович ‏ㅤ А. ‏ㅤ В. ‏ㅤ Исследовательская ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ как ‏ㅤ способ ‏ㅤ формирования ‏ㅤ мировоззрения. ‏ㅤ // ‏ㅤ Народное ‏ㅤ образование, ‏ㅤ № ‏ㅤ 10, ‏ㅤ 1999.

3. Леонтович ‏ㅤ А. ‏ㅤ В. ‏ㅤ Учебно-исследовательская ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ школьников ‏ㅤ как ‏ㅤ модель ‏ㅤ педагогической ‏ㅤ технологии: ‏ㅤ [Опыт ‏ㅤ учеб. ‏ㅤ комплекса ‏ㅤ на ‏ㅤ базе ‏ㅤ сред. ‏ㅤ шк. ‏ㅤ N ‏ㅤ 1333 ‏ㅤ «Донская ‏ㅤ гимназия» ‏ㅤ и ‏ㅤ Дома ‏ㅤ науч.-техн. ‏ㅤ творчества ‏ㅤ молодежи ‏ㅤ Москвы] ‏ㅤ // ‏ㅤ Школ. ‏ㅤ технологии.- ‏ㅤ 1999.- ‏ㅤ № ‏ㅤ 1-2.- ‏ㅤ C. ‏ㅤ 132-137.

4. Лушников ‏ㅤ И.Д. ‏ㅤ Технология ‏ㅤ проектной ‏ㅤ деятельности.//Источник. ‏ㅤ 2010.- ‏ㅤ №2.- ‏ㅤ с.40-41.

5. Ногтева ‏ㅤ Е.Ю. ‏ㅤ Проектная ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ учащихся ‏ㅤ в ‏ㅤ развитии ‏ㅤ экологической ‏ㅤ культуры.//Источник. ‏ㅤ 2012.- ‏ㅤ №1.- ‏ㅤ с.36-37.

    ‏ㅤ 6. Петровский ‏ㅤ А.В. ‏ㅤ Системно-деятельностный ‏ㅤ подход ‏ㅤ к ‏ㅤ личности: ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ Концепция ‏ㅤ персонализации ‏ㅤ // ‏ㅤ Психология ‏ㅤ развивающейся ‏ㅤ личности. ‏ㅤ - ‏ㅤ М.: ‏ㅤ Педагогика, ‏ㅤ 1987 ‏ㅤ

 ‏ㅤ    7.  Якиманская ‏ㅤ И.С. ‏ㅤ Личностно-ориентированное ‏ㅤ обучение ‏ㅤ в ‏ㅤ современной ‏ㅤ ‏ㅤ школе. ‏ㅤ М., ‏ㅤ 1996

    8.  ‏ㅤ Шашенкова ‏ㅤ Е.А. ‏ㅤ Исследовательская ‏ㅤ деятельность: ‏ㅤ Словарь/ ‏ㅤ Перспектива// ‏ㅤ 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации