Методический доклад на тему «Текстуры и фактуры» (3 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств г. Анива»
Методический доклад
на тему:
«Текстуры и фактуры»
для учащихся 3 класса ФГТ
Разработала:
Власова В.В. преподаватель
художественных дисциплин
г. Анива
19 апреля 2021 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Фактура........................................................................................................4
Глава II Текстура…………………… …………………. ………….……………..6
Создание текстур…………………………………………………………………..8
Вывод……………………………………………………………………………...19
Ссылки, список литературы………..…………………………………………….20
Введение
Фaктурa и текстурa — эти обa определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает очень много неясностей, в чем же все-таки разница между ними.
Текстурa и фaктурa с нашим визуальным тесно связаны, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие — это то что мы видим. Тактильное восприятие — то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смeшанноe визуaльно-тaктильноe восприятиe — это то, что мы видим, не можем потрогaть, но помним ощущeния от прикосновeния.
Глава I
Фактура
Фактура (с лат. означает «строение») – внешний вид материала с его характерными особенностями называют фактурой. Одним из примеров можно назвать – это дерево. Фактурой называют прожилки, которые расходятся кругами по поверхности. А так как дерево обладает шероховатостью – то это относим к текстуре, ее можно потрогать. Так же примером может служить мрамор с ярко выраженным рисунком. Поверхность гладкая, но присутствует на ней хаотичная сетка.
Фактура в искусстве – это тоже поверхность материала. Прежде чем художник напишет свое произведение, он должен решить, на чем будет нарисована его картина. Самым распространенным полем деятельности живописца является холст. Как мы уже знаем, этот материал имеет ярко выраженную фактуру переплетенных нитей. Чтобы немного ее завуалировать, художник грунтует полотно. Но убрать с него фактуру полностью все равно будет невозможно. Примеры фактуры в искусстве: живописные полотна на холсте или ДВП, мраморные статуи, батик.
Фактура — это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или строения поверхности какого - либо материала, способствующие достижению художественно-декоративной выразительности предмета. Под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева», «кожи», «текстиля», «камня», «стекла». Фактура, так же, как и цвет может вызывать у человека различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, активной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и бедной, нежной и колючей. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, гладкость, матовость, бугристость, пушистость, мягкость, шершавость, рельефность. Иллюзии передачи фактуры любого материала можно достичь имитацией, подражанием. Следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше имитации, как бы она не была сделана. Однако в некоторых случаях имитация необходима. Например, при выполнении декораций на занятиях- театрализованное представление, при изготовлении стенда, афиши, объявления, рекламы, поздравительной открытки, альбома группы, изготовления изделия, поделки и т.д. При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации.
Фактура – это свойство, которое характеризует внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть гладкая, шероховатая, матовая, глянцевая и так далее.
Фактура в живописи
Фактура в изобразительном искусстве, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи фактура определяется особенностями наложения красок на холст и зависит как от стиля эпохи, так и от личного темперамента художника. До 19 в. в картинах преобладала «скрытая», гладкая фактура. Живописцы писали жидкими красками, незаметными мазками, с помощью тонких кистей. Лишь некоторые из старых мастеров (Тициан, Рембрандт, Ф. Халс) прибегали к «открытой» фактуре, накладывая мазки свободно, рельефно, что придавало повышенную эмоциональность, взволнованность их картинам. Импрессионисты и постимпрессионисты (В. Ван Гог) использовали «открытую» фактуру как важное выразительное средство.
Фактура в скульптуре
Фактура в скульптуре определяется как особенностями материала (гладкая поверхность бронзы, слоистая структура слоновой кости, шероховатая поверхность известняка и т. д.), так и характером обработки поверхности статуи, рельефа и т. д. с помощью специальных инструментов. С помощью различных приёмов обработки поверхности материала (полировки, сверления, резьбы, чеканки и др.) мастер не только
«оживляет» камень, но и передаёт собственные эмоции от созерцательного покоя до взволнованной экспрессии.
Фактура в ДПИ
Фактура в декоративно-прикладном искусстве, Как и любой другой художник, художник ДПИ должен учитывать фактуру материала прежде, чем начать творить. Ведь если краснодеревщик будет вырезать столешницу бездумно, то красоту дерева раскрыть не удастся. Фактура в изобразительном искусстве играет важную роль, но в прикладном, без учета материала и его особенностей, шедевра создать просто невозможно. Керамист при работе с глиной должен знать, как она себя поведет после высыхания и обжига. Ведь если не учитывать сорт глины, то горшок после обжига может не только поменять цвет, но еще и фактуру. Например, шамот (глина, смешанная с мелким черепком) после высыхания становится зернистым, а это значит, что рисунок, на нем нанесенный, может просто потеряться. Фактура материала заставляет художника подстраиваться под нее. Иногда кажется, что необязательно учитывать материал, если он не имеет ярко выраженного рисунка. Но это не так. Разберем на примере батика. Шелк имеет свою фактуру, а вот краски по шелку не привносят в работу ничего, кроме цвета. И, казалось бы, зачем тогда художнику задумываться о фактуре? Но вот чтобы нанести краску на ткань, нужно пользоваться резервом, который дает дополнительный объем. И если его не учитывать, на готовом рисунке, который пестрит мелкими деталями, будет теряться центр композиции, потому что объем будет брать на себя слишком много внимания.
Глава I
Текстура
Текстура — визуальное и тактильное св ойство по верхности пр едмета, ко торое пе редает ин формацию о вн утренней ст руктуре пр едмета, его материале. То ес ть по вз гляду или пр икосновению мы оп ределяем, ка кой пе ред на ми ма териал: де рево, ме талл, ст екло, ки рпич, бе тон, пластик.
Те кстура- ри сунок ма териала, со зданный природой.
До ска, им итирующая те кстуру на турального де рева
Ви зуальная те кстура — мы ви дим по верхность пр едмета и по нимаем его материал.
Та ктильная те кстура — по нимание к ка кому ма териалу пр инадлежит пр едмет при прикосновении.
Те кстура и ма териал, из ко торого из готовлен пр едмет мо жет не совпадать. На пример, те кстура тк ани на бу маге, те кстура де рева на пл итке, те кстура ст екла в пластике.
При со впадении те кстуры и ма териала мы ск ажем — ес тественная текстура.
Пр едметы, ко торые из готовлены из од ного ма териала, для то го чт обы вы звать ви зуальное или та ктильное во сприятие др угого ма териала, на зываются — имитации.
Те кстура - это св оеобразный де коративный уз ор, ри сунок на по верхности ли ста бу маги, в ко тором по лучаемые не изобразительные мо тивы ва рьируются по фо рме и ра змерам, по сл ожной ри тмичной сх еме, не по ддающейся ло гическому ан ализу (з ёрна, кр исталлы, ни ти, во локна, мр амор, де рево, мы льные ра зводы, ца рапины и т.д.) Пр имером мо гут по служить: мр амор, де рево, мы льные ра зводы, ца рапины и так далее.
Те мпературное во сприятие те кстур – мо жет бы ть хо лодным или тёплым. Ст екло, ме таллы – хо лодные текстуры. Де рево – тё плая текстура. Ка мень мо жет от нестись как к те плому, так и хо лодному в за висимости от цвета. Те мпературные во сприятия те кстур мо гут ус иливаться или ос лабляться цветом.
Оп исание те кстур мо жет бы ть об щетехническим, ут очнённо-техническим, ха рактеризующим или тв орческим: де рево — др евесина бу ка; ко жа — ко жа кр окодила; бу мага — ст арая газета. Нет чё тких пр авил те кстурного описания.
Те кстура, в св ою оч ередь, это ри сунок ма териала, ко торый со здала природа. Ис кусственные ма териалы мо гут им итировать те кстуру др евесины, ка мня, ко жи и так далее.
Со здание те кстур
Те кстуры со здавать оч ень интересно. Пр оцесс со здания те кстур — не иссякаемый по св оим ре сурсам тр енажер ра звития че ловеческой фантазии.
1. Ак варель + со ль
По надобиться лю бая ак варель, пл отная бумага. На мочить бу магу чи стой во дой, на нести на по верхность ак варель ра зных цветов. И все по сыпать солью. Где хо тите бо льше ра зводов, то ту да пр исыпать чу ть бо льше соли. Со ль вб ирает в се бя во ду вм есте с кр асящим пи гментом кр аски, об разуются оч ень ин тересные и не предсказуемые ра зводы и аб страктные зв ёздочки
2. Ак варельная те кстура с ра здутием
Де лаем за ранее ак варельный фон на ак варельной бумаге или бе рем го товый цв етной ма товый картон. Жи дко ра зводим чё рную ак варельную кр аску, ка паем на уже хо рошо пр осохший фон и ра здуваем в ра зные стороны. Са мое гл авное — ду ть по перёк «р учейка», то гда до рожки ра зойдутся «веером». Та кже в эт их це лях мо жно ис пользовать чё рную тушь.
3. Для тр етьей те кстуры по надобится ма сляная па стель (и ли во сковые ме лки) и ак варель
На ва тмане ри суем аб стракцию ма сляной па стелью: во лны, за витки, зи гзаги, пя тна и точки. За тем по крываем фон жи дкой ак варельной краской. Во да (в месте с пи гментом кр аски) ск атывается со сл оя ма сляной пастели. Ес ли кр аска бу дет сл ишком гу стая, то те кстура не по лучится, по тому что гу стая кр аска ро вным сл оем по кроет ваш аб страктный рисунок.
4. Ли стья — пр иродный ма териал, ко торый так зд орово по могает вс ем ху дожникам в их не легком, но ин тересном тв орческом пути.
Мы то же бу дем их ис пользовать в со здании дв ух текстур.
Ли стья+ ма сляная па стель
Для ра боты вы бираем бу магу по тоньше, чт обы че рез нее хо рошо пр ощупывались пр ожилки листочка. По дойдет об ычная, для принтера. Кл адем ли стик «и знанкой» вв ерх, св ерху на крываем бумагой. Ле вой ру кой пл отно пр ижимаем бу магу к ли сту (к ак по казано на фо то) и пр оводим ши рокой ст ороной ме лка по по верхности бумаги. По лучается оч ень кр асивый, аж урный оттиск.
Да льше пр одолжим ра боту с ли стьями, но уже с гуашью. Бу дем де лать кр асочные от печатки на пл отной гл адкой бу маге (ватмане). Кр асим ли стики гу стой кр аской и см ело от печатываем их.
5. Гуашь+различные материалы
Да лее мы бу дем ра ботать с гу ашевыми кр асками, от печатывать ра зличные пр едметы и да же не которые продукты. На кладываем гу стой сл ой кр аски на пл отную бу магу и св ерху ср азу же кл адем пу говицы с ин тересным ре льефом, ст арые не нужные кл ючики, це почки, ни тки, на сыпаем ри с, гр ечку и жд ем до по лного вы сыхания (э то оч ень ва жно — до ждаться по лного высыхания). За тем сн имаем все пр едметы и см отрим, что у нас получилось.
6. Де лаем от печатки по ролоном
Гл авное ус ловие, чт обы гу бка бы ла су хая, а гу ашевая кр аска до статочно густая. По лучается до вольно то нкая, мо жно ск азать, ме лкозернистая текстура.
7. От печатки ск омканной бу маги
Нам по надобятся всё те же гу ашевые кр аски и два ви да бу маги: же сткая (т онкая для пр интера) и мя гкая (с алфетки или бу мажное полотенце). См инаем не большой ку сочек бу маги, вы ступающие ча сти кр асим ну жной нам гу ашевой кр аской и ст авим от печаток на пл отном гл адком листе.
Те перь по пробуем от печатать салфетку. Эф фект бу дет со вершенно др угой, с бо лее мя гкими очертаниями. Ед инственный ми нус в то м, что са лфетка бы стро ра змокает и ее пр иходится ча сто менять. Так же можно использовать кальку, фольгу.
8. Гу ашь + ви лка и ножик
Со всем не ожиданный ма териал для ра боты с кр асками — это вилка и ножик. Об ычные пл астиковые, для на ших лю бимых пикников. Пр осто по водите по не просохшему гу стому сл ою гу ашевой краски. Мо жно сд елать по лосы или клетку.
9. Гу ашь + де тская ма шинка
Вз ять лю бую ма шинку или ко леса от нее. Пр овести не сколько раз по вл ажному сл ою гуаши. По лучилась те кстура в ме лкую точечку.
10. Це ллофан
Ск рутить це ллофановый па кет и на мазать гу ашью и от печатать на пл отной бумаге.
11. Су хая ще тинистая ки сть + гуашь
Су хая ще тинистая ки сть да ет оч ень ин тересный эффект. Ес ли ее сл егка см очить в гу ашевой кр аске, за тем по стучать о кр ышку или ба ночку и по водить по бу маге, то по лучатся лё гкие во локнистые разводы. Ин огда эт от сп особ ис пользуют в жи вописи, ко гда пе редают ко ру де рева или пр описывают волны.
12. Уп аковочный це ллофан с пу пырышками
Для ра боты по надобиться це ллофан с пу пырышками и гуашь. Ит ак, на мазываем густо гуашью и отпечатываем на бумаге.
13. Зубная щётка
Предмет универсальный. Разбрызгивать мы будем гуашевую краску при помощи наших умелых пальцев. Причем есть два варианта: разбрызгивание на сухую поверхность и на мокрую —смотрите сами, что вам больше по душе:
Зубная щетка — эффект по-сухому.
Эффект по-мокрому фону (в этом случае плотная бумага смачивается под краном)
14. Карточка рекламная
Карточку легко применить для создания интереснейшей текстуры. Для работы используем все те же гуашевые краски
15. Штампик из кружева
Небольшой кусочек кружева покрасить гуашью. Затем прижимаем к поверхности бумаги. Получается замысловатый узор.
16. Штамник из ниток
Взять небольшой квадрат картона, на него наматать нитки. Нитки могут быть разные, от толщины будет зависить орнамент. Для работы используем гуашевые краски.
Вывод
И так, перейдем к выводу. Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен (рисунок, цвет). Это рисунок материал, его узор, например заметные волокна дерева или прожилки натурального камня. Наиболее часто текстурой характеризуются изделия из дерева и ткани. Фактура - исключительно внешняя характеристика на глаз и на ощупь поверхности предмета и/или материала, рельеф. Это тип поверхности, или его рельефность: матовая или глянцевая, гладкая или объемная.
Ссылки, список литературы
- Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: Учебное пособие –М: Академия, 2014.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: М: Академия, 2012.
- Беляева С.Е. Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: Учебник СПО – М: Академия, 2011.
- Погонина Ю.В. Основы изобразительного искусства: Учебное пособие для НПО.-М:Академия,2012.
- Даглидян К. Т. Декоративная композиция. Феникс, 2011.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Владос, 2010.
- Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства /под ред. Л.Р. Маиляна.-Ростов н/Дону: Феникс,2014
- «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.
- https://fb.ru/article/351704/faktura---eto-v-iskusstve-chto-takoe-primeryi
- https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-mdk-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-po-teme-dekorativno-oformitelskaya-rabota-3814965.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3394/Фактура
- https://www.liveinternet.ru/users/tatyana_balayan/rubric/3362873/
- http://blogvdom.by/faktura-i-tekstura-v-chyom-raznica/
- https://videouroki.net/video/25-osnovy-kompozitsii-pri-sozdanii-priedmietov-diekorativno-prikladnogho-iskusstva.html
- https://multiurok.ru/files/osnovy-kompozitsii-pri-sozdanii-priedmietov-diek-1.html
- https://www.livemaster.ru/topic/1254103-kak-sozdat-interesnye-tekstury-16-neobychnyh-sposobov
- http://taketop.ru/articles/kyltyra/tvorsh/kljaksa/assoc-formoob
- https://infourok.ru/prezentaciya-po-dizaynproektirovaniyu-na-temu-obraznost-i-stilizaciya-3580289.html
6
Кияйкина Наталья Федоровна
Власова Валерия Валерьевна