12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Рогова Ирина Васильевна27
Я учитель начальных классов с 2010г. в ГБОУ СОШ 535. Люблю читать, с радостью познаю что-то новое и не обязательно в сфере образования. Увлекаюсь спортом, очень люблю плавание.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

(УМК «Школа России»)

Тема: Тела. Вещества. Частицы.

Цель: Формировать у детей новые представления о «теле», «веществе», «частице».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «тела», «вещества», «частицы».
  • Учить детей отличать «тела» и «вещества».
  • Учить работать коллективно.
  • Прививать интерес к предмету.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.


 

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы не в школе на уроке окружающий мир, а находимся в научно-исследовательском институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие… Все данные наших опытов мы будем заносить в таблицу.

II. Знакомство с понятием «тело».

1. Любой предмет, любое живое существо ученые называют ТЕЛОМ.

(появляется табличка на экране)

Показываю приготовленные тела: шарф, яблоко, стакан, кусочек сахара, кусок пластилина.

- Ребята тела могут быть твердыми, жидкими и газообразными.

Например, камень, как Вы думаете, он какой? (твердый)

- Карандаш?

- А капля воды?

- Капля молока?

- Пузырек воздуха в воде?

- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».

(цветок, парта, мел, Саша, дверь, доска….)

2. Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.

У каждого тела есть главные признаки: его

Я приглашаю несколько моих научных коллег помочь мне доказать это на опытах:

1) Детям завязываются глаза и в руки даются различные тела; дети ощупывают их и попытаются узнать тело. Предлагается ручка, мел, стакан.

2) Детям предлагается рассмотреть какой-нибудь предмет, назначение и функции которого им неизвестны.

Дети дают характеристику телу, описывая его размеры и форму.

Вывод: мы можем ничего не знать о каком-то конкретном теле, мы его только увидели. Но каждое тело характеризуется определенными параметрами. (Записываем в таблицу форма, размер).

3. – Возьмите в руки свои ручки. Что это? (тело).

- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная часть ручки, колпачок).

- Какими параметрами обладает каждое новое тело?

(стержень – длинный, тонкий; колпачок – меленький, продолговатый)

Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало существовать, но вместо него получилось 2-3 и т.д. других тела с другими признаками (размером и формой).

4. – Скажите, изменятся ли эти новые тела, если мы их и разделим на части?

(да, например: стержень – пластмассовая трубочка, паста, металлический шарик)

Вывод: всякое деление на части приводит к изменению признаков тела, т.е. к появлению новых тел (Записываем в таблицу изменяется).

5. – А теперь давайте попробуем другое исследование произвести:

* У меня в руках слепленная из пластилина фигурка змеи .

- Давайте определим основные признаки этого тела? (форму, размер).

* А теперь я превратила эту фигуру в шарик. . Изменилось ли тело? (Да, хотя мы делили его на части, не изменяли количество пластилина, но с изменением формы изменилось и тело). Любое тело характеризуется формой и размерами. При их изменении тело превращается в другое тело, а при делении – в другие тела.

III. Знакомство с понятием «вещество».

1. То из чего состоит тело, называется ВЕЩЕСТВОМ.

 

Вещества также имеют свои признаки. Например:

Капля росы – это тело, а вода из которой она состоит – вещество. Кусок сахара – тело, а сам сахар – вещество. Вещество сахар имеет вкус – он сладкий.

Воск (пластилин) – определенного цвета, с особым запахом, вязкий, размягчается при нагревании и становится тверже при охлаждении. (Записываем в таблицу вкус, цвет, запах).

2. – Давайте выясним, что происходит с веществом, когда мы делим тело на части или изменяем его форму.

* У меня в руках большой кусочек сахара, я делю его на мелкие кусочки. Посмотрите. Прошу выйти 1 человека. Попробуй, изменился ли вкус сахара (вещество)при делении тела (кусок сахара) на части.

Ребенок пробует. Нет. Вещество – сахар не изменился.

* У вас на партах лежат кусочки пластилина – попробуйте изменить форму этого тела. Дети лепят различные фигурки.

демонстрация фигурок у доски.

- Изменилось ли при этом само вещество – пластилин?

- Нет. Не изменяется.

3. Вывод: вещество и тело не одно и то же. Вещество при делении на части не изменяет своих свойств и остается прежним, в то время как тело изменяется.

IV. Физкультминутка.

- Я называю тело – вы приседаете, вещество – садитесь за парты….

V. Знакомство с понятием «частица».

1. Вещество можно тоже разделить на очень маленькие, невидимые невооруженным глазом части. И они, эти части, все равно будут иметь свойства этого вещества. Их называют «ЧАСТИЦЫ».

Итак, частицы – это самые маленькие частички вещества, которые сохраняют свойства этого вещества.

2. – Теперь давайте проведем некоторые опыты в нашей «научной лаборатории»:

* - Я приглашаю двух человек ко мне. Возьмите кусочек сахара.

- Что такое сам сахар? (вещество).

- Каким главным веществом обладает он? (сладкий).

Попробуйте, так ли это.

*Положите сахар в стакан с водой. Размешайте.

- Что вы наблюдаете? (сахар исчез).

- Попробуйте воду. Какая она? (сладкая).

Вывод: сахар не исчез, он распался на мельчайшие невидимые частицы, но его основное свойство – сладкий вкус сохранился.

3. У каждого вещества свои, отличные от других частицы. (сахар – частицы сахара, воск – частицы воздуха т.д.).

Вещество всегда состоит из ОДИНАКОВЫХ частиц. (Записываем в таблицу всегда одинаковые).

4. – Исходя из того, о чем мы сейчас говорили, следует, что вещество не может состоять из разных частиц.

- А тело? Из каких частиц может состоять?

* кусочек сахара – состоит из одного вещества – сахар. Следовательно, тело может состоять из одного вещества, значит из одинаковых частиц. (Записываем в таблицу это).

*- Посмотрите, вот другое тело

- Как вы думаете, это тело состоит из одного вещества или нескольких? (нескольких).

- Каких? (стекло, пластмасса, металл).

Следовательно, тела могут состоять из нескольких веществ. (Записываем в таблицу это).

5. – Посмотрите на стакан воды, в котором мы растворили сахар. В стакане сначала была вода, т.е. частицы воды. Затем добавили сахар, т.е. частицы сахара. Сахар растворился, т.е.частицы сахара и воды перемещались и получилась СМЕСЬ ВЕЩЕСТВ.

 

Работа со схемой:

* На схеме, изображающей строение вещества половника видно, что все частицы одинаковы. Значит, половник состоит из одного вещества.

* На второй схеме частицы, изображающие воду, тоже одинаковые, значит, вода состоит из одного вещества.

* На третьей схеме частицы, изображающие воздух разные, значит, воздух – смесь веществ.

- Можем ли мы по схеме определить, из скольких веществ состоит воздух?

(да, на схеме показаны частицы трех видов:

.

Следовательно, воздух состоит из 3 веществ.

 

Практическая часть.

- Сейчас мы разделимся на 3 группы и у каждой будет своё задание:

- Нарисуйте схемы строения веществ, из которых состоят:

А) кусочек сахара;

Б) кусок воска;

В) раствор сахара.

Изображения частиц придумайте сами.

1.2. 3.

- Сколько веществ в стакане?

(два: вода и сахар).

6. Итог.

Таблица в законченном виде.

Что наблюдали?

Главные признаки

При делении на части

При изменении формы

Частицы могут быть

ТЕЛО

форма, размер

изменяется

изменяется

Одинаковые (одно вещество)

Разные (смесь веществ)

ВЕЩЕСТВО

вкус, цвет, запах и т.д.

не изменяется

не изменяется

Всегда одинаковые

 

VI. Закрепление.

Работа с иллюстрацией с.21.

- На картинке схематически нарисованы частицы веществ, из которых состоят изображенные тела: половник и кастрюля, вода, воздух в шариках.

- Посмотрите на схемы и скажите, из одинаковых ли веществ состоят все эти тела?

- Как вы определили?

(Частицы, изображенные на трех схемах, отличаются друг от друга, значит вещества разные. Различные тела, изображенные на рисунке, состоят из разных веществ).

- Каждое из этих тел состоит из одного вещества или из смеси веществ?

Постарайтесь доказать свои научные предположения.

- Изучением веществ занимается наука – ХИМИЯ, ее вы будете изучать в старших классах.

Демонстрация опыта:

Добавление раствора йода к крахмалу.

VII. Подведение итогов урока.

Читают итоговый вывод на с. 22.

VIII. Домашние задание.

С. 20-22 пересказ, № 1,2.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чернышева Татьяна Васильевна, 06.08.16 в 01:26 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. У меня в этом году 3 класс. Хорошо бы посмотреть презентацию к уроку.
власова Наталья Николаевна, 07.08.16 в 07:43 0 Ответить Пожаловаться
Очень хорошо, подбор экспериментов прекрасный. Ваши ученики будут прекрасными экспериментаторами. Как учитель физики, могу порекомендовать следующее: 1) включить в перечень тел линейку и термометр (это важно, они не просто тела, они - измерительные приборы); 2) обратить внимание на то, что лёд, вода, водяной пар состоят из одинаковых частиц; можно сделать модели молекул воды и ученики смоделируют состояния.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.