Урок окружающего мира по теме: «Строение тела человека» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 17 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Экономический лицей»

Центрального округа г. Новосибирска

Конкурс профессионального мастерства

учителей начальных классов

общеобразовательных учреждений

«Мой лучший урок»

урок окружающего мира

тема: «Строение тела человека»

Составитель: Гусенкова Марины Анатольевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории


 


 


 

Новосибирск 2017

Автор:Гусенкова Марина Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ «Экономический лицей», город Новосибирск

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «Д» класс

Тема урока: Строение тела человека

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Формирование у обучающихся 3 класса понятия о строении тела человека

Цель:

Ознакомить со строением тела человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать

Задачи

Образовательные:

актуализировать и упорядочить знания детей о строении тела человека;

дать представление о частях тела и внутренних органах в процессе работы с текстом и словом;

учить детей классифицировать части тела и органы.
 

Развивающие:

развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие:

создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
 

Формируемые УУД

Личностные:

- способность брать на себя ответственность;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- определять задачи учебной деятельности, - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять пути решения;

- определять правильность их решения и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;

- делать выбор, высказывать свое предположение

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой личный опыт и информацию, полученную на уроке;

-осмысление цели чтения;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие научно-популярных текстов;

-анализировать, сравнивать, группировать факты, события, самостоятельно делать выводы;

Коммуникативные:

- уметь сотрудничать, выполнять различные роли в группе;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- критично относиться к своему мнению, выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно;

- уметь слушать собеседника, совместно принимать решение

Предметные результаты:

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (уметь измерять пульс в ходе практической работы), следовать инструкциям;

- использовать естественно­научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

- понимать необходимость здорового образа жизни; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

Основные понятия

Строение « внешнее» и « внутреннее», органы, системы органов

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, чтение

Ресурсы: основные

дополнительные

- Учебник для 3 класса в 2-х частях, А,А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, изд-во «Просвещение» .

- презентация урока

- таблички с названием частей тела

- силуэтные картинки

- карточки с утверждениями

Формы организации образовательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в творческих группах

Технологии и методики обучения

Реализация системно-деятельностного подхода через использование элементов техники НЛП (нейролингвистическое программирование) при обучении детей с разными каналами восприятия, через организацию проблемного обучения (приемы : «верно-неверно», «учебная ситуация», «зигзаг»)


 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

актуализировать требования к

обучающемуся со стороны учебной деятельности;

создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Самоконтроль готовности.

Приветствуют друг друга и учителя.

Желают удачи в работе на уроке

Проговаривают девиз урока.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.

 

- Мы с вами сегодня ученые. Наш класс научная лаборатория. Здесь мы будем проводить исследования. Работать вы будете в группах.

Наш девиз на сегодняшний урок:

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!

Итак, господа ученые, приступим к работе

 

Личностные

формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний,

постановка целей урока (Фаза вызова)

(5 мин)

Цели:

организовать актуализацию знаний;

организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия;

организовать фиксирования обучающимися индивидуального затруднения

организовать самостоятельное формулирование целей урока.

Отвечают на поставленные вопросы учителя

Самостоятельно формулируют цели урока:

Узнаем, из каких частей состоит тело человека.

Что значит внешнее и внутреннее строение человека?

Где находятся внутренние органы?

Нужны ли нам знания о строении своего тела?

Организует актуализацию знаний через учебно-проблемную ситуацию.

Совместно с учителем составляют план работы на уроке

Сейчас я вам предлагаю рассмотреть одну картинку. 

Что вы видите? (часы)

Как устроены часы снаружи? (корпус, стрелки, цифры)

То, что мы видим снаружи это внешнее строение.

Как вы думаете, что находится внутри часов? (механизм)

Это относится к  внутреннему строению.

А это машина (автомобиль).

Что мы отнесем к внешнему строению автомобиля? (Корпус, колеса, двери)

Это внешнее строение.

Что может внутри автомобиля? Перечислите (Сидения, руль, панель управления)

Это внутреннее строение.

Машина и часы - это одинаковые предметы или разные?

Часы и автомобиль такие разные предметы. Но у них есть кое-что общее. Что это? (Это внешнее и внутреннее строение).

(На доске появляются записи)


 

Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее (на доске таблица)

Строение


 

внешнее   внутреннее

- Какую цель поставим перед собой?

 

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цель:

выявить место затруднения;

зафиксировать во внешней речи причину затруднения

способствовать фиксированию проблемы урока.

Самостоятельно выполняют работу, вынося на поля пометы «+», « – », «?»

В результате выполнения задания, у учащихся формируется понимание того, что им не хватает знаний по поставленной проблеме.

Учащиеся составляют план выхода из ситуации затруднения, предлагая различные способы.

Составляют план выхода из проблемной ситуации, предлагая различные способы.

Организует актуализацию знаний через приём «Верно-неверно».

Организует выявление места затруднения

 

Мотивирует деятельность детей с помощью эвристической беседы

Но прежде чем приступить к изучению строения тела человека давайте проверить, что мы может мы уже знаем о человеке.

Я предлагаю вам утверждение, а вы ставите знаки:

«+» согласен,

«–» не согласен,

«?» не знаю.

Кто поставил в своей карточке вопрос, то есть сомневается в своих знаниях по нашей теме, поднимите руку.

Какой же план выхода из данной проблемы?

Составление плана:

обратиться к другу;

к учебнику;

к дополнительным источникам;

к учителю.

Уметь работать с содержанием карточки.

Регулятивные

формируем умение составлять план и последовательность действий

Познавательные

формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

IV. Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта. Фаза осмысления.

(20 мин)

организовать постановку цели выхода из затруднения;

организовать работу творческих групп для совместной деятельности;

организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

зафиксировать новое знание в речи и знаках.

Практическая работа «Измерение пульса»

Работают с научно-популярным текстом, находят фактуальную информацию, связанную со строением человека.

Воспринимают устную информацию из выступлений одноклассников,

- сравнивают две точки зрения, опираясь на текст и утверждения на карточке;

-осмысливают полученную информацию,

-устанавливают соответствие между частями тела и внутренними органами на кластере.

Выполняют совместную работу в группах:

составляют макет «Внутреннее строение человека»;

осуществляют само- и взаимоконтроль при переходе в новую группу;

называют причину затруднения, исправляют ошибки.

Участвуют в практической работе, выполняют наблюдения за работой кровеносной системы, (измеряют свой пульс в состоянии и пульс у товарища покоя и после динамической паузы), делают выводы.

Организует работу с научно-популярным текстом учебника.

Организует интерпретацию тестовой информации в схематическую (составление кластера на доске).

Организует восприятие устной информации из выступлений учащихся

Организует совместную, групповую деятельность учащихся

Организует выявление места и причины затруднения, проверку групп

Организует выполнение практической работы

Организует работу с научно-популярным текстом учебника и интерпретацию текстовой информации в виде таблицы.

Организует выполнение практической работы, используя приём «зигзаг»

Обратимся к учебнику и начнём находить ответы на утверждения

«Человек часть природы»

(находят подтверждение в учебнике)

«Грудь, как часть, не входит в туловище»

(находят подтверждение в учебнике)

Используя приём «кластер», прикрепляем полоски с названиями частей тела человека: 

«голова», «шея», «туловище», «верхние конечности», «нижние конечности», «грудь», «живот», «спина»…

-Объясните, чем отличается внутреннее строение от внешнего (скрыты не части, а органы)

-Что такое орган?

-Когда-то люди не знали, как они устроены, как надо лечиться. Поэтому в древности люди жили недолго. Так, например,50000 лет назад средняя продолжительность жизни была около 20 лет,300 лет назад-до30 лет,100 лет назад - до 40 лет. В наше время средняя продолжительность 73-75 лет.

-За счёт чего люди стали жить дольше? (развитие науки, медицины)

-Одним из ученых, работавшим над изучением человеческого организма, был русский учёный- физиолог Павлов И.П.

О нём расскажет научный сотрудник Краснокутская Вика.

Несколько раз прозвучало слово физиология. Обратитесь к нашим утверждениям. Найдите правильный ответ в учебнике и сравните.

Наши учёные продолжают рассказывать нам об органах человека и их работе. Ваша задача слушать и соотносить информацию на карточке с рассказами об органах.

Прослушав, наших учёных и разобрав все утверждения, ваша задача на макетах расположить внутренние органы человека

Скажите достаточно ли этих органов, чтобы наш организм заработал слаженно? (нет, нужны системы органов)

Найдите определение, что такое система? (органы, выполняющие общую работу)

Хотите ли почувствовать, как работает одна из систем?

Приложите руку к груди. Слышите, как стучит сердце

У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту.

Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс»

Определите цель практической работы: (научиться измерять пульс).

Рассмотрите слайд:

Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту.

Запишите данные в таблицу.

Поработай в паре. Научись находить и определять пульс у одноклассника.

Измерение пульса после физической нагрузки(20 приседаний)

Что заметили? (увеличение сердечных сокращений).

Почему?

Продолжая разговор о системах органов, предлагаю поработать в группах. Изучите самостоятельно материал на стр.50-51,заполните таблицу (название системы; из чего состоит; какую работу выполняет)

Использовать естественно­ научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

Уметь соотнести свое решение с решением других групп и оценить правильность выполненного решения.

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (уметь измерять пульс в ходе практической работы), следовать инструкциям.

Знать системы органов, их главные функции.

Уметь соотнести свое решение с решением других групп и оценить правильность выполненного решения

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;

формируем умение работать в группах,

учитывая позицию собеседника

Познавательные

формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста;

формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение);

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение представлять

информацию по предложенному плану.

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

(8 мин)

Цель:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Задают друг другу вопросы по изученной теме

Организует рефлексию учебной деятельности учащихся с помощью приема «Тонкие и толстые вопросы».

Организует самооценку учебной деятельности.

.

Назовите тему сегодняшнего урока?

Какую цель мы перед собой поставили?

Достигли мы цели урока?

Задай вопрос своему товарищу по теме урока

Так для чего мы должны изучать строение своего тела? (чтобы быть здоровыми и не болеть, следить за своим здоровьем, укреплять его)

Вывод: Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Сохранить здоровье - одна из главных задач любого человека. Делать надо это с самого детства. Всем желаю крепкого здоровья!

Домашнее задание:

Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.

Найти в справочной литературе ответ на вопрос есть ли в организме «лишние органы

Уметь применять собственный словарный запас

Регулятивные учащиеся учатся оценивать правильность выполнения действия

Личностные учащиеся учатся проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


 


 


макет тела человека
DOCX / 157.37 Кб

раздаточный материал
DOCX / 36.86 Кб

утверждения
DOCX / 13.9 Кб

презентация урока окружающего мира по теме: органы человека
PPTX / 1.33 Мб

Предварительный просмотр презентации

Девиз: Я умею думать, Я умею рассуждать. Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!

Головной мозг

Легкие

Лёгкие при дыхании

С е р д ц е

Желудок

Кишечник

Печень

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.