Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

0
0
Материал опубликован 20 February 2020

Урок обучения грамоте 1 класс (ФГОС)

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Тип: урок открытия нового знания.
Цели: познакомить с буквой ь, научить читать буквосочетания, слоги, слова, в которых есть ь.
Задачи:
1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки, нитки.



Оргмомент

Психологический настрой учащихся.

-Здравствуйте, ребята.

Я рада Вас всех видеть на уроке обучения грамоте.

-Давайте мы улыбнёмся друг другу. Повернитесь к соседу, зарядите друг друга доброй энергией. Я желаю всем хорошего настроения и успехов в работе.

- Настроились на урок? Итак, девиз нашего урока:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

В 1 классе учимся.

Всё у нас получится. (Слайд)

Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать должен научиться!

Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

-Проведём небольшую разминку.

Выполним упражнения для развития речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика

«Свеча»: сделаем глубокий вдох носом, выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя.

«Самовар»: сделаем глубокий вдох носом, а выдыхать также через нос порциями.

Артикуляционная разминка

Подготовим наших помощников : губы, зубы, язык для правильного произношения всех звуков.

«Вкусная конфетка»: языком толкаем щёки по очереди, рот закрыт.

«Зубная щётка»: языком совершаем круговые движения по зубам, рот закрыт.

«Лошадка»: цокаем языком.

Актуализация знаний.

Игра «Найди свой домик»

Была хорошая погода. (Показ солнышка на доске)

Вышли буквы погулять.

-Назовите их: А, О, У, Ы, И, Я, Е.

-Это какие буквы? (Гласные)

Вдруг небо потемнело. Набежали тучки. Спрятали солнышко (Показ тучек на доске).

Начался дождь. (Постучать пальчиками по парте)

Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих. Промокли буквы наши.

- Давайте их спрячем в домики.

(По одному ученику выходят и ставят возле домика)

А, О, У, Ы – в синий домик, так как согласные звуки перед ними твёрдые

И, Я, Е – в зелёный, так как согласные звуки перед ними мягкие.

-Среди гласных есть особенные буквы, какие? (Я, Е)

-Почему они особенные?

-В каком случае они обозначают два звука?

Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора»

(Жёлтый смайлик – всё понятно, нет вопросов.

Зелёный смайлик – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно.

Красный смайлик – много ошибок, материал не понят, нужна помощь)

Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру

Кто это? (Конь) (Слайд)

- Давайте составим схему этого слова на доске, а остальные дети на своих местах.

- Какой первый звук? Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый)

- Ставим синий квадратик.

- Какой второй звук? Какой он? (Гласный, ударный)

- Ставим красный квадратик

- Какой третий звук? Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий)

- Ставим зелёный квадратик. (Слайд)

- Прочитаем, что у нас получилось? (Конь)

- Какое слово мы изобразили звуками? (Конь)

-Сколько звуков? (Три)

- Если к нам придут ребята из соседнего класса, они смогут узнать, какое слово мы изобразили? (Наверно нет)

- А можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы другие догадались, какое слово здесь написано? (Мы можем записать рядом данное слово буквами)

- А теперь выложим буквами каждый звук. (Слайд)

- Произнесём слово по звуковой схеме (Конь)

- Прочитаем по буквам (Кон)

- Что заметили?

- Как мы обозначаем мягкость согласного звука в звуковой схеме? (При помощи зелёного квадратика «Звуковичка»)

-Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных на письме? (Мы знаем, что гласные Е, И, Я – указывают на мягкость предшествующих согласных)

-Давайте подставим поочерёдно эти буквы после буквы Н.

- Прочитаем, что получилось? (Коне, кони, коня)

- Всё ли понятно?

- Как же обозначить мягкость согласного звука в слове конь?

- Кто догадался? (В классе найдутся дети, которые знают букву ь)

- Добавляем букву ь.

- Сколько теперь букв в слове конь? (Четыре буквы)

- А сколько звуков? (Три)

- А почему букв больше, чем звуков? (Потому что буква ь- мягкий знак звука не обозначает. Буква есть, а звука нет)

- А для чего он служит? (Для смягчения согласных звуков)

- Мягкий знак – это буква? (Да)

- Докажите? (Можно написать)

5. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. («Мягкий знак ь – показатель мягкости согласных звуков»)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Познакомиться с новой буквой; научиться читать буквосочетания, слоги, слова с новой буквой; узнать особенности (секреты) этой буквы)

6. Работа по теме урока.

Знакомство с буквой ь (мягкий знак)

- Попробуйте написать пальчиком на ладошке букву ь, а теперь – на парте.

Выложите эту букву из ниток.

Вот она наша новая знакомая буква ь. (Слайд)

Не забывайте эту нужную букву.

- Посмотрите на ленту букв.

- Где она стоит? (На белом фоне, она не гласная и не согласная)

- На что похожа буква мягкий знак ь? (Ответы детей)



Это всем давно известно

Мягкий знак похож на кресло.

В нём Алёнушка сидит,

Учит с мамой алфавит.



Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.



7. Физкультминутка

Мы сегодня отмечаем день рождения новой буквы.

- Как она называется? (Мягкий знак)

- А на этом празднике, что делают? (Веселятся, танцуют)

-Давайте и мы повеселимся.

Танец «Буги – Вуги»

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

8. Продолжение работы по теме урока

- Где мы можем добыть знания о новой букве ь? (В учебнике)

- Откроем учебник «Азбуку» на стр. 11

- Найдите букву мягкий знак (ь) в красном квадратике.

- Внимательно посмотрите на эту букву.

- Что заметили? (В красном квадратике она одна. Нет большой печатной буквы, значит и нет слов, которые начинаются с этой буквы)

- Молодцы! Вы сделали чудесное открытие!

Посмотрите на рисунок в красной рамке.

- Кто изображён? (Гусь)

Составим схему слова гусь (На доске и на партах)

-Сколько букв? (Четыре) Сколько звуков? (Три)

- Почему букв больше, а звуков меньше? (Мягкий знак звука не обозначает, он нужен для того, чтобы обозначать мягкость предшествующего согласного звука)

- Кого видим на второй картинке? (Гуси)

Составим схему слова гуси. (На доске и на партах)

- Сколько слогов в этом слове? Два)

- Какой первый слог? Второй?

- Сколько букв? (Четыре)

- Сколько звуков? (Четыре)

-Почему?

Прочитайте правило в учебнике на странице 11

(Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.)

Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью «Светофора».

9. –Давайте прочитаем буквосочетания и сравним (Слайд)

Н-НЬ П-ПЬ

Б-БЬ Л-ЛЬ

В-ВЬ С-СЬ

М-МЬ Р-РЬ

Мальчики читают твёрдые звуки, а девочки – мягкие звуки.

- Почему у девочек звуки были мягкие?

Делаем вывод: мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- Теперь научимся читать слоги.

АНЬ ЕТЬ

ИБЬ ОБЬ

ОРЬ УДЬ

ИНЬ ЯРЬ

АЛЬ АРЬ

- Сколько букв? (Три) Сколько звуков? (Два)

Вывод: буква есть, а звука нет.

Оцените свою работу с помощью «Светофора».

- В чём секрет этой буквы? (Не обозначает звука, а только служит показателем мягкости согласных звуков)

- Да, мягкий знак – настоящий фокусник.

Фокус №1 (Слайд)

Мел – мель

- Что меняется в слове с появлением мягкого знака? (Лексическое значение слова)

Фокус №2 (Слайд)

Угол – уголь

Фокус №3 (Слайд)

Ел – ель

Вывод: заменили твёрдый звук на мягкий, изменилось звучание слова и смысл.

10. Просмотр видео.

- Какие запомнили слова с мягким знаком?

11. Физкультминутка для глаз

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем

1, 2, 3, 4, 5.

Открываем, поморгаем.

И читать мы продолжаем.

12. Самостоятельная работа (Слайд)

Самопроверка по эталону (Слайд)

Самооценивание с помощью «Светофора»

13. Рефлексия

На свой день рождения буква мягкий знак приготовила праздничный салют из звёзд.

Вам нужно выбрать и поднять одну звёздочку.

- Поднимите жёлтую звёздочку, если всё было понятно на уроке.

- Поднимите зелёную, если есть ещё вопросы.

- Поднимите красную, если было не понятно и скучно на уроке

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. У вас всё получилось!

14. Подведение итогов урока. (Слайд)

Быстро пролетел урок,

Подведём скорей итог!

- Давайте вернёмся к нашим учебным задачам, которые поставили в начале урока.

- Достигли мы их?

- Я узнал…..

-Я запомнил…..

- Мне было интересно…..

- Мне было трудно…..

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.