Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Ш-Ж» (2 класс)
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой учащихся, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи (2 класс).
Провела: учитель-логопед логопедического пункта
при МОУ «СШ № 108» г.Макеевки Алексашева И.В.
Тема: Дифференциация согласных звуков Ш-Ж в устной и письменной речи в слогах,
словах, предложениях.
Цели:
- учить различать согласные звуки и буквы Ш-Ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- закреплять знания о правописании буквосочетаний ШИ-ЖИ в словах; навыки написания парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова;
- закреплять умения составлять предложения;
- расширять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт»; работать со словами паронимами;
- формировать навыки грамотного письма и чтения;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, связную речь;
- воспитывать осторожность при взаимодействии с огнем, смелость, чувство товарищеской взаимопомощи, закреплять правила пожарной безопасности.
Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт», изображения пожарной машины и пожарного, профили артикуляции звуков Ш-Ж, схемы, таблицы слогов, карточки с заданиями, загадки, тексты для чтения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку. « Я мчусь с сереной на пожар, везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар, мы быстры, словно стрелы.»
( Пожарная машина) –показ картинки.
-Для чего нужна пожарная машина?
- Повторим правила пожарной безопасности.
- Как нужно действовать, если случился пожар? Какой номер нужно набирать? (101)
Показ картинок машины скорой помощи, полицейской машины.
-Как назвать одним словом, машины, которые приходят на помощь людям? (Специальная техника)
- Молодцы!
II Основная часть
1 Сообщение темы занятия
- Ребята, какие шипящие звуки вы слышите в словосочетании «Пожарная машина»?
( Звуки Ж и Ш)
- Сегодня на занятии мы научимся различать и правильно употреблять согласные звуки Ж и Ш.
2 Характеристика и артикуляция звуков Ш и Ж.
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о звуках Ш и Ж.
Звук Ш- согласный, шипящий, парный, глухой, твердый
Звук Ж- согласный, шипящий, парный, звонкий, твердый.
- Чем они отличаются? (Звук Ш-глухой, Ж- звонкий)
- Как произносятся звуки Ш и Ж?
Ш-губы округлены, рот приоткрыт, язык в форме чашечки, поднят вверх, воздушная струя широкая и теплая, голосовые связки разомкнуты, горлышко молчит.
Ж- губы округлены, рот приоткрыт, язык в форме чашечки, поднят вверх, воздушная струя широкая и теплая, голосовые связки сомкнуты, слышен голос. Звук ж-звонкий.
- Давайте, произнесем звуки Ш и Ж ( контроль звонкости- глухости)
- На что похож звук Ш? ( шипение змеи, кошки, шелест, шуршание листьев)
- На что похоже звучание звука Ж? ( жужжание жука, пчелы)
Ш-Ш-Ш Ж-Ж-Ж
3 Игра «Жук-змея». На слух определить какой звук в слове Ш или Ж и поднять соответствующую картинку. Слова: шапка, машина, дождь, мешок, каша, жираф, шум, ёжик, шкаф, жаба.
4 Обозначение звуков Ш-Ж буквами.
- Ребята, какой буквой мы обозначаем звук Ш? (Буквой Ш) Показ буквы Ш среди других букв. Чтение стихотворения «Посмотри на букву Ш, буква очень хороша,
И шумит и шелестит, как осенняя листва»
- Какой буквой обозначаем звук Ж ? (Буквой Ж) Показ буквы Ж среди других букв.
Чтение стихотворения «Эта буква широка и похожа на жука,
И при этом точно жук, издает жужжащий звук»
- На что похожи буквы Ш и Ж ?
- Давайте пропишем буквы Ш и Ж в воздухе.
5 Работа по карточкам.
Задание № 1 Обведи букву Ш-синим карандашом, Ж-зеленым.
И П Ш Т Р Ж Ф Х Ж М Ш Е Н Ш Д Р Ж С К Х Ж К Н П Т Ш
Задание № 2 « Соедини картинку с буквами Ш и Ж» Ш-синим, Ж-зеленым.
6 Чтение слоговых таблиц и чистоговорок.
ША-ЖА-ША ЖО-ШО-ЖО Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
ЖИ-ШИ-ЖИ ШУ-ЖУ-ШУ Жа-жа-жа- в лесу увидели ежа.
7 Работа в тетрадях.
Запись числа и темы занятия. Минутка чистописания.
Задание № 3 «Вставь пропущенную букву» Прочитай слова, запиши.
Ка_а, _аба, ко_ка, пи_ама, ш_пка, ло_ка, _ук, _каф.
Повторение правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ.
Задание № 4 «Слог потерялся»
Вставить слог ШИ или ЖИ в слова. Записать в тетрадь.
Ё_к, ма_на, _раф, ланды_, эта_, мы_, но_к, сторо_ть, су_ть.
Повторение написания парных звонких и глухих согласных в конце и в середине слова.
-Как проверить , какой звук Ш или Ж писать в конце слова? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного был гласный звук, поставить слово во множественное число). - Как нужно проверить написание парных по глухости –звонкости согласных Ш-Ж в середине слова? (нужно сказать ласково)
Задание № 5 «Проверь и напиши Ш или Ж» Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово, прочитать, записать в тетрадь.
Но__(---), шала__(__), стри___(__), малы__(__), гара__(__).
Кни__ка--(---), ко__ка--(__), ло__ка—(__).
8 Работа со словами паронимами.
- Послушайте стихотворение, запомните пары слов, которые отличаются только 1 звуком.
«На 10 этаже, жили буквы Ша и Жэ,
То грустили, то смеялись, то квартирами менялись
Каждый час, и вот что кстати, получилось в результате.
Две вороны ворожили, десять –сено ворошили.
И сороки не тужили, у реки пожар тушили.
А журавль рыбу жарил, шмель, в цветах душистых шарил.
И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами.»
-Прочитайте пары слов? Объясните их значение.
-Закончите предложения: У Сережи сильный____(жар). А у Саши красный ____(шар).
9 Физминутка. «Шоферы»
«Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем-выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники смывают капли, вправо-влево чистота.
Ветер волосы взъерошил, мы шоферы- хоть куда!»
10 Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.Словарная работа.
- Ребята, отгадайте загадки: «Победит огонь коварный тот, кого зовут_____(пожарный).»
«Висит молчит, а перевернешь, шипит и пена летит»
(Огнетушитель)
- Какими качествами должен обладать пожарный? (Пожарный должен быть смелым, сильным, мужественным)
- Запишите слова пожарный и огнетушитель в тетради.
Проанализируем слово пожарный.
- В слове пожарный 3 слога, 8 букв, 8 звуков, 3 гласных звука, 5 согласных звуков.
- Из каких двух слов состоит слово огнетушитель? (огонь и тушить)
11 Работа с предложением и текстом.
- Ребята, сейчас мы будем составлять предложения.
Игра «Доскажи словечко»
Не поедит без бензина наша быстрая----------(машина).
Ты к обеду положи, вилки, ложки и _______( ножи).
Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся _____(мыши).
Задание№ 6 « Составь предложение».
Вставь вместо картинки нужное слово. Прочитай предложения, спиши 1 предложение.
Задание № 7 « Составь рассказ».
Прочитай предложения, поставь их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
№6 №7
12 Кроссворд
-Ребята давайте разгадаем крассворд о транспорте.
13 Разучивание стихотворения. «Пожарная машина»
« Спешит машина красная, не выключая фар,
На службу на опасную, спешит тушить пожар.»
В каких словах мы слышим звук Ш? (спешит, тушить, машина)
В каких словах мы слышим звук Ж? (служба, пожар)
III Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Отлично отвечали на занятии. Выполнили все задания.
- Чему мы научились на занятии?
- Что вам запомнилось? Что понравилось?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Пожарная машина».
Вставить буквы Ш и Ж в слова на карточках.
Потамошнева Наталья Алексеевна