12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексашева И.В.
Аккаунт удалён
Украина, ДНР, Донецкая область, г. Макеевка

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи (2 класс).

Провела: учитель-логопед логопедического пункта

при МОУ «СШ № 108» г.Макеевки Алексашева И.В.

Тема: Дифференциация согласных звуков Ш-Ж в устной и письменной речи в слогах,

словах, предложениях.

Цели:

- учить различать согласные звуки и буквы Ш-Ж в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

- закреплять знания о правописании буквосочетаний ШИ-ЖИ в словах; навыки написания парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова;

- закреплять умения составлять предложения;

- расширять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт»; работать со словами паронимами;

- формировать навыки грамотного письма и чтения;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, связную речь;

- воспитывать осторожность при взаимодействии с огнем, смелость, чувство товарищеской взаимопомощи, закреплять правила пожарной безопасности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт», изображения пожарной машины и пожарного, профили артикуляции звуков Ш-Ж, схемы, таблицы слогов, карточки с заданиями, загадки, тексты для чтения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку. « Я мчусь с сереной на пожар, везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар, мы быстры, словно стрелы.»

t1656248629aa.jpg( Пожарная машина) –показ картинки.

-Для чего нужна пожарная машина?

- Повторим правила пожарной безопасности.

- Как нужно действовать, если случился пожар? Какой номер нужно набирать? (101)

Показ картинок машины скорой помощи, полицейской машины.

-Как назвать одним словом, машины, которые приходят на помощь людям? (Специальная техника)

- Молодцы!

II Основная часть

1 Сообщение темы занятия

- Ребята, какие шипящие звуки вы слышите в словосочетании «Пожарная машина»?

( Звуки Ж и Ш)

- Сегодня на занятии мы научимся различать и правильно употреблять согласные звуки Ж и Ш.

2 Характеристика и артикуляция звуков Ш и Ж.

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о звуках Ш и Ж.

t1656248629ab.pngt1656248629ac.jpgt1656248629ad.gift1656248629ae.gif

Звук Ш- согласный, шипящий, парный, глухой, твердый

Звук Ж- согласный, шипящий, парный, звонкий, твердый.

- Чем они отличаются? (Звук Ш-глухой, Ж- звонкий)

- Как произносятся звуки Ш и Ж?

Ш-губы округлены, рот приоткрыт, язык в форме чашечки, поднят вверх, воздушная струя широкая и теплая, голосовые связки разомкнуты, горлышко молчит.

Ж- губы округлены, рот приоткрыт, язык в форме чашечки, поднят вверх, воздушная струя широкая и теплая, голосовые связки сомкнуты, слышен голос. Звук ж-звонкий.

- Давайте, произнесем звуки Ш и Ж ( контроль звонкости- глухости)

- На что похож звук Ш? ( шипение змеи, кошки, шелест, шуршание листьев)

- На что похоже звучание звука Ж? ( жужжание жука, пчелы)

Ш-Ш-Шt1656248629af.png t1656248629ag.png Ж-Ж-Ж

3 Игра «Жук-змея». На слух определить какой звук в слове Ш или Ж и поднять соответствующую картинку. Слова: шапка, машина, дождь, мешок, каша, жираф, шум, ёжик, шкаф, жаба.

4 Обозначение звуков Ш-Ж буквами.

- Ребята, какой буквой мы обозначаем звук Ш? (Буквой Ш) Показ буквы Ш среди других букв. Чтение стихотворения «Посмотри на букву Ш, буква очень хороша,

И шумит и шелестит, как осенняя листва»

- Какой буквой обозначаем звук Ж ? (Буквой Ж) Показ буквы Ж среди других букв.

Чтение стихотворения «Эта буква широка и похожа на жука,

И при этом точно жук, издает жужжащий звук»

- На что похожи буквы Ш и Ж ?

- Давайте пропишем буквы Ш и Ж в воздухе.

5 Работа по карточкам.

Задание № 1 Обведи букву Ш-синим карандашом, Ж-зеленым.

И П Ш Т Р Ж Ф Х Ж М Ш Е Н Ш Д Р Ж С К Х Ж К Н П Т Ш

Задание № 2 « Соедини картинку с буквами Ш и Ж» Ш-синим, Ж-зеленым.

t1656248629ah.png

6 Чтение слоговых таблиц и чистоговорок.

ША-ЖА-ША ЖО-ШО-ЖО Ша-ша-ша-наша Маша хороша.

ЖИ-ШИ-ЖИ ШУ-ЖУ-ШУ Жа-жа-жа- в лесу увидели ежа.

7 Работа в тетрадях.

Запись числа и темы занятия. Минутка чистописания.

Задание № 3 «Вставь пропущенную букву» Прочитай слова, запиши.

Ка_а, _аба, ко_ка, пи_ама, ш_пка, ло_ка, _ук, _каф.

Повторение правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ.

t1656248629ai.jpg

Задание № 4 «Слог потерялся»

Вставить слог ШИ или ЖИ в слова. Записать в тетрадь.

Ё_к, ма_на, _раф, ланды_, эта_, мы_, но_к, сторо_ть, су_ть.

Повторение написания парных звонких и глухих согласных в конце и в середине слова.

-Как проверить , какой звук Ш или Ж писать в конце слова? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного был гласный звук, поставить слово во множественное число). - Как нужно проверить написание парных по глухости –звонкости согласных Ш-Ж в середине слова? (нужно сказать ласково)

Задание № 5 «Проверь и напиши Ш или Ж» Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово, прочитать, записать в тетрадь.

Но__(---), шала__(__), стри___(__), малы__(__), гара__(__).

Кни__ка--(---), ко__ка--(__), ло__ка—(__).

8 Работа со словами паронимами.

- Послушайте стихотворение, запомните пары слов, которые отличаются только 1 звуком.

«На 10 этаже, жили буквы Ша и Жэ,

То грустили, то смеялись, то квартирами менялись

Каждый час, и вот что кстати, получилось в результате.

Две вороны ворожили, десять –сено ворошили.

И сороки не тужили, у реки пожар тушили.

А журавль рыбу жарил, шмель, в цветах душистых шарил.

И беседовал с ужами заяц, хлопая ушами

-Прочитайте пары слов? Объясните их значение.

t1656248629aj.jpgt1656248629ak.jpgt1656248629al.jpg

-Закончите предложения: У Сережи сильный____(жар). А у Саши красный ____(шар).

9 Физминутка. «Шоферы»

«Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.

Газ включаем-выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники смывают капли, вправо-влево чистота.

Ветер волосы взъерошил, мы шоферы- хоть куда!»

10 Звуко-буквенный и слоговой анализ слов.Словарная работа.

- Ребята, отгадайте загадки: «Победит огонь коварный тот, кого зовут_____(пожарный).»

«Висит молчит, а перевернешь, шипит и пена летит» t1656248629am.png

(Огнетушитель)

- Какими качествами должен обладать пожарный? (Пожарный должен быть смелым, сильным, мужественным)

- Запишите слова пожарный и огнетушитель в тетради.

Проанализируем слово пожарный.

- В слове пожарный 3 слога, 8 букв, 8 звуков, 3 гласных звука, 5 согласных звуков.

- Из каких двух слов состоит слово огнетушитель? (огонь и тушить)

11 Работа с предложением и текстом.

- Ребята, сейчас мы будем составлять предложения.

Игра «Доскажи словечко»

Не поедит без бензина наша быстрая----------(машина).

Ты к обеду положи, вилки, ложки и _______( ножи).

Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся _____(мыши).

Задание№ 6 « Составь предложение».

Вставь вместо картинки нужное слово. Прочитай предложения, спиши 1 предложение.

Задание № 7 « Составь рассказ».

Прочитай предложения, поставь их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.


6 t1656248629an.jpg №7 t1656248629ao.jpg

12 Кроссворд

-Ребята давайте разгадаем крассворд о транспорте.

t1656248629ap.jpg

13 Разучивание стихотворения. «Пожарная машина»

« Спешит машина красная, не выключая фар,

На службу на опасную, спешит тушить пожар.»

В каких словах мы слышим звук Ш? (спешит, тушить, машина)

В каких словах мы слышим звук Ж? (служба, пожар)

III Итог занятия.

- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Отлично отвечали на занятии. Выполнили все задания.

- Чему мы научились на занятии?

- Что вам запомнилось? Что понравилось?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Пожарная машина».

Вставить буквы Ш и Ж в слова на карточках.






Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 27.06.22 в 08:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам! Интересные задания, красочное оформление.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.