Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [с] – [ш]»

4
0
Материал опубликован 21 January 2020 в группе

Цель: дифференциация звуков [с] – [ш]

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • уточнить и сравнить артикуляции звуков [С] - [Ш], закрепить правильное произношение их изолированно, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами;
  • учить образовывать существительные множественного числа;
  • упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа;
  • учить подбирать обобщающие понятия.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать и совершенствовать психологическую базу речи:  слухового,  зрительного  внимания и памяти, тактильной чувствительности;
  • формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений, чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок;
  • совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.

Коррекционно - воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: предметные картинки (чайник, змея, окно, улыбка), коктейльные трубочки, игра «Сложи в корзину», ноутбук (игра «Чего не стало»).

Ход занятия

Организационный момент.

-  Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся. Я им рассказала, что у меня в группе есть удивительная девочка Варя, очень старательная, внимательная и сообразительная.

- Скажи, какое сейчас время года?

Ребенок: Осень.

- Верно. Предлагаю вспомнить пальчиковую гимнастику про осень.

1. Пальчиковая гимнастика  «Осень»

Ветер по лесу летал, (сжимают и разжимают ладони)

Ветер листики считал: (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки (сжимают и разжимают ладони)

Ветер бросил на тропинку. (стряхивают кисти рук)

2. Дыхательная гимнастика, сообщение темы

- А ты хочешь узнать, чем мы сегодня с тобой займемся? (ответ) На подносах под осенними листочками  подсказки. Сдуешь листочки, увидишь картинки.

- Возьми трубочку, как я. Следи: плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дуем на одну кучу, а сейчас на другую. Что ты видишь? (чайник, змея) Как свистит чайник? (ссссс) Как шипит змея? (шшшшш).

- Сегодня будем продолжать различать звуки         [с] – [ш] и правильно произносить их в словах.

Основная часть.

3. Артикуляционная гимнастика (с элементами биоэнергопластики)

- Чтобы правильно произносить  звуки [с] – [ш], вспомним с тобой:

- Что делают наши губки, когда мы свистим?  (улыбаются) А как выглядят наши губки, когда мы шипим (губы круглые)

упражнения «Улыбка»- «Окошечко»

- Где находится язычок, когда мы свистим? (язычок внизу - кисть руки вниз.) А когда шипим? (язычок вверх, кисть – вверх.)

Упражнение «Качели» (движения кистями вверх-вниз)

4. Дифференциация произношения [с] – [ш]

Изолированно (с движениями рук):

- А теперь усложним.

с-ш-с-ш     с-ш-с-ш

в слогах (с движениями рук):

са-ша   сы-ши   со-шо   су-шу

ша-са   ши-сы   шо-со   шу-су

са-са-ша     сы-сы-ши    ша-ша-са    ши-ши-сы

в словах:

- Молодец! Посмотри, как много у нас осенних листочков. Эти листья не простые, а волшебные. Под каждым листочком спряталась картинка. Подними листочек, назови картинку.

Сова, самолет, сумка, санки.

Шуба, шапка, шоколад, шина.

Игры с картинками:

Игра «Сложи в корзину»

- А сейчас нам нужно эти осенние листья разложить в корзинки. В одной корзинке будут лежать картинки, в названии которых есть звук [с], в другой – звук [ш]. Бери первый листок – санки. Слово свистит или шипит? В какую корзинку положишь?

- Посмотри на эти корзинки и назови одежду (мебель, птицу, транспорт).

Игра «Один-иного»

Одна сова, а много…сов

Одна шуба – много… шуб

Одна шапка – много… шапок

Один самолет – много… самолетов

Игра «Чего не стало» (с использованием ИКТ)

- Посмотри внимательно на картинки, запомни их, а теперь скажи, чего не стало?

Не стало совы (шины, самолета, шубы).

- Молодец! Какая ты внимательная!

5. Зрительная гимнастика

 - Теперь предлагаю тебе зажмуриться, отрой глаза, повторим еще раз.

 А сейчас найди глазами картинку, на которой изображен чайник - окошко – змея – лягушка. Спинка прямая, голова остается неподвижной! Молодец!​​​​​​​

Итог, рефлексия.

- Итак, мы сегодня с тобой много играли. Какие звуки мы сегодня тренировались произносить чётко и правильно? Назови слово, в котором есть звук [с], звук [ш]. Молодец!


Игра "Чего не стало?"
PPTX / 1.42 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.