Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [с] – [ш]»
Цель: дифференциация звуков [с] – [ш]
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнить и сравнить артикуляции звуков [С] - [Ш], закрепить правильное произношение их изолированно, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами;
- учить образовывать существительные множественного числа;
- упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа;
- учить подбирать обобщающие понятия.
Коррекционно – развивающие:
- развивать и совершенствовать психологическую базу речи: слухового, зрительного внимания и памяти, тактильной чувствительности;
- формировать динамическую организацию двигательного акта: координацию, переключаемость движений, чувство ритма;
- развивать мелкую моторику рук;
- улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок;
- совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: предметные картинки (чайник, змея, окно, улыбка), коктейльные трубочки, игра «Сложи в корзину», ноутбук (игра «Чего не стало»).
Ход занятия
Организационный момент.
- Посмотри, у нас сегодня гости, поздоровайся. Я им рассказала, что у меня в группе есть удивительная девочка Варя, очень старательная, внимательная и сообразительная.
- Скажи, какое сейчас время года?
Ребенок: Осень.
- Верно. Предлагаю вспомнить пальчиковую гимнастику про осень.
1. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (сжимают и разжимают ладони)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки (сжимают и разжимают ладони)
Ветер бросил на тропинку. (стряхивают кисти рук)
2. Дыхательная гимнастика, сообщение темы
- А ты хочешь узнать, чем мы сегодня с тобой займемся? (ответ) На подносах под осенними листочками подсказки. Сдуешь листочки, увидишь картинки.
- Возьми трубочку, как я. Следи: плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дуем на одну кучу, а сейчас на другую. Что ты видишь? (чайник, змея) Как свистит чайник? (ссссс) Как шипит змея? (шшшшш).
- Сегодня будем продолжать различать звуки [с] – [ш] и правильно произносить их в словах.
Основная часть.
3. Артикуляционная гимнастика (с элементами биоэнергопластики)
- Чтобы правильно произносить звуки [с] – [ш], вспомним с тобой:
- Что делают наши губки, когда мы свистим? (улыбаются) А как выглядят наши губки, когда мы шипим (губы круглые)
упражнения «Улыбка»- «Окошечко»
- Где находится язычок, когда мы свистим? (язычок внизу - кисть руки вниз.) А когда шипим? (язычок вверх, кисть – вверх.)
Упражнение «Качели» (движения кистями вверх-вниз)
4. Дифференциация произношения [с] – [ш]
Изолированно (с движениями рук):
- А теперь усложним.
с-ш-с-ш с-ш-с-ш
в слогах (с движениями рук):
са-ша сы-ши со-шо су-шу
ша-са ши-сы шо-со шу-су
са-са-ша сы-сы-ши ша-ша-са ши-ши-сы
в словах:
- Молодец! Посмотри, как много у нас осенних листочков. Эти листья не простые, а волшебные. Под каждым листочком спряталась картинка. Подними листочек, назови картинку.
Сова, самолет, сумка, санки.
Шуба, шапка, шоколад, шина.
Игры с картинками:
Игра «Сложи в корзину»
- А сейчас нам нужно эти осенние листья разложить в корзинки. В одной корзинке будут лежать картинки, в названии которых есть звук [с], в другой – звук [ш]. Бери первый листок – санки. Слово свистит или шипит? В какую корзинку положишь?
- Посмотри на эти корзинки и назови одежду (мебель, птицу, транспорт).
Игра «Один-иного»
Одна сова, а много…сов
Одна шуба – много… шуб
Одна шапка – много… шапок
Один самолет – много… самолетов
Игра «Чего не стало» (с использованием ИКТ)
- Посмотри внимательно на картинки, запомни их, а теперь скажи, чего не стало?
Не стало совы (шины, самолета, шубы).
- Молодец! Какая ты внимательная!
5. Зрительная гимнастика
- Теперь предлагаю тебе зажмуриться, отрой глаза, повторим еще раз.
А сейчас найди глазами картинку, на которой изображен чайник - окошко – змея – лягушка. Спинка прямая, голова остается неподвижной! Молодец!
Итог, рефлексия.
- Итак, мы сегодня с тобой много играли. Какие звуки мы сегодня тренировались произносить чётко и правильно? Назови слово, в котором есть звук [с], звук [ш]. Молодец!