НОД по социально-нравственному воспитанию «Если друг попал в беду»

2
0
Материал опубликован 13 November 2022 в группе

НОД по социально-нравственному воспитанию

Тема: «Если друг попал в беду»

Цель: Способствовать формированию нравственного сознания и поведения.

Задачи:

Обучающие:

формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе;

формировать умение осмысливать поступки литературных героев, понимать мотивы их поведения; учить давать моральную оценку поступкам героев;

познакомить с новой пословицей о дружбе «Сам пропадай, а друга выручай», помочь понять её значение;

формировать умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией;

учить избегать ссор, исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.

Развивающие:

совершенствовать коммуникативные навыки;

развивать умение высказывать свое мнение, делать простейшие выводы, вступать в диалог между воспитателем и детьми;

продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

побуждать к доброжелательным отношениям с окружающими;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, отзывчивость, сочувствие, уважение друг к другу;

воспитывать желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Предварительная работа: тематические беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание проблемных ситуаций.

Словарная работа: дружба, друзья, мирилка,

Оборудование: аудиозапись песни Т. Залужной «У друзей нет выходных», мяч, шкатулка, бумажные сердечки, ноутбук, видеопроектор.

Организационно-мотивационный момент.

(Дети сидят на стульях)

- Ребята, я очень рада сегодня видеть всех вас здоровыми, в хорошем настроении! 

Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг

(Дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг 

Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают друг на друга)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)

- Мы друг другу улыбнулись, и на сердце сразу стало теплее. Сегодня я предлагаю отправиться в невидимую, но хорошо знакомую нам всем страну.

Чтобы узнать, о какой стране идет речь, послушайте отрывок песни (звучит отрывок из песни Т. Залужной «У друзей нет выходных»)

-В какую страну мы с вами отправимся? (в страну под названием Дружба).

- Улыбки, которые вы подарили друг другу - это первый знак дружбы, хорошего отношения к другу. В страну эту попадёт тот, кто ответит на мой вопрос.

Проблемно-поисковый этап.

Игра с мячом.

(Воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок, отвечая на вопрос, возвращает мяч воспитателю).

- Кто же такой, друг? (тот, кто делится игрушками, помогает…)

- Что такое дружба? (дружба - это когда все играют вместе, делятся игрушками, друга не обижают, помогают в трудную минуту)

- Вот мы и оказались в стране под названием Дружба. Предлагаю поиграть в игру.

Словесная игра «Кто такой друг?»

(воспитатель читает стихотворение, дети произносят: «Да!», если считают, что так поступает настоящий друг, или говорят: «Нет!», если считают, что друг не должен так поступать)

Он в беде всегда со мной, +

Я за ним как за горой, +

Он всегда грязнее ночи. -

Он цветы на клумбе топчет -

Он у малышей забрал

Куклу, мишку, самосвал. -

Он утешит, если плачу, +

Он решит со мной задачу. +

Он дружбой нашей дорожит, +

Всегда на помощь мне спешит +

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться. +

(Дети садятся на стулья)

- Я знаю такую поговорку  «Сам пропадай, а друга выручай»

- Как вы её понимаете? 

- Предлагаю послушать историю, которая однажды произошла в стране Дружба

(воспитатель читает рассказ Любови Воронковой «Что сказала бы мама?»

Чтение рассказа:

«Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

- Ступай, ступай,— сказала бабушка.— Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

—  Что-то здесь пчёл много!

—   Правда, здесь пчел много,— сказал и Ваня.— Всё время гудят.

—  Эй, ребята,— закричал издали Гринька,— поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

—  Ребята, отступай! — скомандовал Гринька.— Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли назад от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И почти ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

—  Ребята! — крикнул Ваня.— Васятку пчёлы закусали!

—  А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.

—  Надо его отца позвать,— сказал Федя.— Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.

И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

—   Иди сюда! — крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

—  Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню.— Ах, батюшки, Ванёк,— сказала она,— и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!

—  Мне ничего,— сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

-Ну и хорош! — сказала бабушка.— Это кто же тебя так разукрасил?

—   Пчёлы,— ответил Ваня.

—  А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

—  Они убежали, а я Васятку вёл,— сказал Ваня.— А что ж такого? Поболит — перестанет.

Отец пришёл с работы обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

—  Федя с Гринькой от пчёл убежали,— сказала бабушка,— а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

—  Она бы сказала: «Молодец у меня сынок!» Вот бы что она сказала!»

Вопросы для беседы по рассказу:

- О ком этот рассказ?

- Как зовут героев этого рассказа?

- Кто из героев рассказа поступил правильно? Что он сделал?

- А как вы бы поступили на месте Вани?

Физминутка - Игра «Спина к спине».

(Пары, сидя на полу, держась за руки, встают из положения 1. лицо к лицу,

2. спина к спине, держа вместе руки и спины).

Обыгрывание ситуации

-А теперь представьте такую ситуацию: два мальчика, два друга идут по лесу. Вдруг неожиданно начинается гроза. У одного из мальчиков есть плащ, у другого с собой ничего нет. Как вы думаете, как в такой ситуации поступит настоящий друг? Что он скажет?

- Как вы думаете, что можно сказать про поступок Вани, он какой? (добрый)

- Как вы считаете, легко, или трудно совершать добрые поступки и добрые дела?

Просмотр видеоролика

- Мне кажется, что добрые дела совсем не трудно совершать, просто нужно быть внимательными к окружающим.

- Предлагаю посмотреть фильм, который так и называется «Добрые дела» и запомнить добрые поступки, которые совершают в этом фильме герои (просмотр видеоролика)

- Какие добрые поступки вы запомнили?

- Бывает такое, что друзья ссорятся?

-Что нужно делать, чтобы не ссориться? (делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)

Мирилка

- Если вы хотите, чтобы у вас были друзья, то и сами должны стать хорошими друзьями. Но, если, по какой-то случайной ошибке, вы поссоритесь с другом, вам обязательно нужно помириться.

Давайте встанем в круг и выучим мирилку жителей страны Дружба:

«Хватит нам уже сердиться, (движения указательным пальцем в правую и левую сторону)
Веселятся все вокруг! (повороты в право и влево, с распахнутыми руками)
Поскорей давай мириться: (обе руки вытянуты вперёд)
- Ты мне друг!
(протянуть руку соседу справа)
- И ты мне друг! (протянуть руку соседу слева)
Мы обиды все забудем
(махнуть рукой)
И дружить как прежде будем»
(обняться за плечи всем кругом)

Упражнение «Сердечко»

- Чтобы дружба между вами была крепкой и настоящей, предлагаю каждому из вас взять сердечко и положить его в шкатулку со своими пожеланиями о дружбе. Это пожелание о том, какими надо быть, чтобы появились друзья (добрые, внимательные, заботливые…)

Рефлексия

- Кому было трудно, или может кто-то устал во время нашего путешествия по стране Дружба, потопайте ногами. Почему ты потопал?

- Кому сегодня было легко и интересно – похлопайте руками. Что вам понравилось?


Делайте добрые дела просто так
WEBM / 45.82 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.