НОД по социально-нравственному воспитанию
Тема: «Если друг попал в беду»
Цель: Способствовать формированию нравственного сознания и поведения.
Задачи:
Обучающие:
формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе;
формировать умение осмысливать поступки литературных героев, понимать мотивы их поведения; учить давать моральную оценку поступкам героев;
познакомить с новой пословицей о дружбе «Сам пропадай, а друга выручай», помочь понять её значение;
формировать умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией;
учить избегать ссор, исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.
Развивающие:
совершенствовать коммуникативные навыки;
развивать умение высказывать свое мнение, делать простейшие выводы, вступать в диалог между воспитателем и детьми;
продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
побуждать к доброжелательным отношениям с окружающими;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, отзывчивость, сочувствие, уважение друг к другу;
воспитывать желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Предварительная работа: тематические беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание проблемных ситуаций.
Словарная работа: дружба, друзья, мирилка,
Оборудование: аудиозапись песни Т. Залужной «У друзей нет выходных», мяч, шкатулка, бумажные сердечки, ноутбук, видеопроектор.
Организационно-мотивационный момент.
(Дети сидят на стульях)
- Ребята, я очень рада сегодня видеть всех вас здоровыми, в хорошем настроении!
Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг
(Дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают друг на друга)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
- Мы друг другу улыбнулись, и на сердце сразу стало теплее. Сегодня я предлагаю отправиться в невидимую, но хорошо знакомую нам всем страну.
Чтобы узнать, о какой стране идет речь, послушайте отрывок песни (звучит отрывок из песни Т. Залужной «У друзей нет выходных»)
-В какую страну мы с вами отправимся? (в страну под названием Дружба).
- Улыбки, которые вы подарили друг другу - это первый знак дружбы, хорошего отношения к другу. В страну эту попадёт тот, кто ответит на мой вопрос.
Проблемно-поисковый этап.
Игра с мячом.
(Воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок, отвечая на вопрос, возвращает мяч воспитателю).
- Кто же такой, друг? (тот, кто делится игрушками, помогает…)
- Что такое дружба? (дружба - это когда все играют вместе, делятся игрушками, друга не обижают, помогают в трудную минуту)
- Вот мы и оказались в стране под названием Дружба. Предлагаю поиграть в игру.
Словесная игра «Кто такой друг?»
(воспитатель читает стихотворение, дети произносят: «Да!», если считают, что так поступает настоящий друг, или говорят: «Нет!», если считают, что друг не должен так поступать)
Он в беде всегда со мной, +
Я за ним как за горой, +
Он всегда грязнее ночи. -
Он цветы на клумбе топчет -
Он у малышей забрал
Куклу, мишку, самосвал. -
Он утешит, если плачу, +
Он решит со мной задачу. +
Он дружбой нашей дорожит, +
Всегда на помощь мне спешит +
Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться. +
(Дети садятся на стулья)
- Я знаю такую поговорку «Сам пропадай, а друга выручай»
- Как вы её понимаете?
- Предлагаю послушать историю, которая однажды произошла в стране Дружба
(воспитатель читает рассказ Любови Воронковой «Что сказала бы мама?»
Чтение рассказа:
«Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.
- Ступай, ступай,— сказала бабушка.— Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.
Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по весёлым цветам.
Вдруг Федя сказал:
— Что-то здесь пчёл много!
— Правда, здесь пчел много,— сказал и Ваня.— Всё время гудят.
— Эй, ребята,— закричал издали Гринька,— поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька.— Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
Ребятишки осторожно пошли назад от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И почти ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
— Ребята! — крикнул Ваня.— Васятку пчёлы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.
— Надо его отца позвать,— сказал Федя.— Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню.— Ах, батюшки, Ванёк,— сказала она,— и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего,— сказал Ваня.
И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
-Ну и хорош! — сказала бабушка.— Это кто же тебя так разукрасил?
— Пчёлы,— ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вёл,— сказал Ваня.— А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришёл с работы обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчёл убежали,— сказала бабушка,— а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: «Молодец у меня сынок!» Вот бы что она сказала!»
Вопросы для беседы по рассказу:
- О ком этот рассказ?
- Как зовут героев этого рассказа?
- Кто из героев рассказа поступил правильно? Что он сделал?
- А как вы бы поступили на месте Вани?
Физминутка - Игра «Спина к спине».
(Пары, сидя на полу, держась за руки, встают из положения 1. лицо к лицу,
2. спина к спине, держа вместе руки и спины).
Обыгрывание ситуации
-А теперь представьте такую ситуацию: два мальчика, два друга идут по лесу. Вдруг неожиданно начинается гроза. У одного из мальчиков есть плащ, у другого с собой ничего нет. Как вы думаете, как в такой ситуации поступит настоящий друг? Что он скажет?
- Как вы думаете, что можно сказать про поступок Вани, он какой? (добрый)
- Как вы считаете, легко, или трудно совершать добрые поступки и добрые дела?
Просмотр видеоролика
- Мне кажется, что добрые дела совсем не трудно совершать, просто нужно быть внимательными к окружающим.
- Предлагаю посмотреть фильм, который так и называется «Добрые дела» и запомнить добрые поступки, которые совершают в этом фильме герои (просмотр видеоролика)
- Какие добрые поступки вы запомнили?
- Бывает такое, что друзья ссорятся?
-Что нужно делать, чтобы не ссориться? (делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)
Мирилка
- Если вы хотите, чтобы у вас были друзья, то и сами должны стать хорошими друзьями. Но, если, по какой-то случайной ошибке, вы поссоритесь с другом, вам обязательно нужно помириться.
Давайте встанем в круг и выучим мирилку жителей страны Дружба:
«Хватит нам уже сердиться, (движения указательным пальцем в правую и левую сторону)
Веселятся все вокруг! (повороты в право и влево, с распахнутыми руками)
Поскорей давай мириться: (обе руки вытянуты вперёд)
- Ты мне друг! (протянуть руку соседу справа)
- И ты мне друг! (протянуть руку соседу слева)
Мы обиды все забудем (махнуть рукой)
И дружить как прежде будем» (обняться за плечи всем кругом)
Упражнение «Сердечко»
- Чтобы дружба между вами была крепкой и настоящей, предлагаю каждому из вас взять сердечко и положить его в шкатулку со своими пожеланиями о дружбе. Это пожелание о том, какими надо быть, чтобы появились друзья (добрые, внимательные, заботливые…)
Рефлексия
- Кому было трудно, или может кто-то устал во время нашего путешествия по стране Дружба, потопайте ногами. Почему ты потопал?
- Кому сегодня было легко и интересно – похлопайте руками. Что вам понравилось?