Тема: Голос маленькой неизвестной жизни ( по рассказу А.П.Платонова « Неизвестный цветок»)
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема урока:
«Голос маленькой неизвестной жизни
( по рассказу А.П.Платонова « Неизвестный цветок»)
Подготовила
Скрыльникова О.А.
Голос маленькой неизвестной жизни
(по рассказу А.П.Платонова «Неизвестный цветок»)
Учебный предмет – литература
Класс -6
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
1.Расширить знания обучающихся о творчестве А.П.Платонова; подготовить почву для восприятия романов в выпускном классе; помочь постигать стиль и творческую манеру писателя, понять философский смысл, определить основную идею рассказа.
2.Развивать навыки анализа прозаического произведения, критическое мышление, устную и письменную речь обучающихся.
3. формировать в обучающихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту, использование разных видов чтения.
Личностные (Л): содействовать сознанию ценностей изучаемого предмета; наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру, диалогового общения (работа в парах).
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый, технология деятельностного метода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.
Оборудование урока:
1. Учебники литературы 6 кл.
1. Мультимедийная презентация
2. Тетради учащихся
3.Выставка книг А.П.Платонова;
4. Большой искусно сделанный руками одного из родителей цветок;
-эпиграф, высказывания на доске: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом (В. Солоухин)
«Я хочу, чтобы всем людям была от меня польза…» (А.П.Платонов)
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Включение в деловой ритм урока. - - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Прикоснитесь к друг – другу ладошками, подарите друг-другу чувство уверенности в том, что у вас всё получится. Поддержите перед нашей предстоявшей работой. Улыбнитесь друг- другу, опустите ладошки. Улыбнитесь, чтобы наш класс наполнился светом и счастьем. Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей. Ни своих прозрений, ни открытий Не держите в тайне от людей | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. 3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности . | Знаете, ребята, есть такое увлекательнейшее занятие – совершать открытия. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего и не осталось. Вы, конечно, знаете, что такое открытие, и сейчас подскажете мне, что можно открывать. … - Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас? Ответная реакция детей на вопрос - Поделитесь своими открытиями с нами. На доске составляем кластер со словом «открытие», дети добавляют к этому слову понятия, связанные с ним. Этот приём позволяет органично подвести детей к теме урока. Учитель: - Обсудите в паре: как вы думаете, а на уроке можно что-нибудь открывать? Правильно, на уроке мы будем открывать новое знание. Значит, тема нашего урока… Дети предлагают свои варианты, сами или с помощью учителя формулируют тему: Моё открытие. III. Вызов Этот этап направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому тексту, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Вот видите, если постараться, то можно открыть что – то важное для себя. Именно об этом написал А.Платонов свою сказку «Неизвестный цветок». Осмысление содержания. Этот этап направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому - Ребята, Платонов – уникальный писатель, который умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие. - Вы уже внимательно прочитали сказку «Неизвестный цветок», и сегодня на уроке мы постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь. - Итак, о чём эта сказка? Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран! Слайд 3 1. Об открытии нового вида растения. 2. Об открытии способа разговаривать с цветами. 3.Об открытии закона выживания растений на пустыре. 4. Об открытии способа разводить цветы. -Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?» - Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом. - А сейчас мы вместе постараемся разобраться, о чём и как хотел рассказать нам автор. Ребята, для меня очень важны ваши первые впечатления о прочитанном произведении. Поэтому я попросила вас дома написать небольшое рассуждение, предложив несколько вопросов: какой эпизод запомнился больше всего, какие чувства вы испытали, узнав о судьбе героев, какое впечатление на вас произвела эта сказка? -Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями с нами. (дети зачитывают письменные рассуждения) - Ребята, сейчас вы каждый по-своему осмыслили это произведение, но самое главное, что оно не оставило вас равнодушными. | Читают текст на слайде Выполняют задание в парах. Ответы учащихся. Продолжают предложения: Познакомиться… Совершенствовать умения… Развивать умения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы , высказывать своё предположение. |
4. 5. 6 7 8 9 | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) Физкультминутка Первичное закрепление во внешней речи. Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание Выставление отметок. | А сейчас немного отвлечёмся от сказки и подумаем, какие ассоциации вызывает у вас слово «цветы».( красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа) Звучит Вальс цветов. Презентация «Цветы» (Приложение 2). А сейчас мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов. Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я многоцветным лугом Один или с хорошим давним другом, Который сам не терпит суеты. За ними шум и пыльные хвосты- Всё улеглось! Одно осталось ясно – Что мир устроен грозно и прекрасно, Что легче там, где поле и цветы. ( Н. Рубцов «Зелёные цветы».) А попасть на цветущий луг нам помогли художники Врубель, Налбандян, Кончаловский. А вот и наш неизвестный цветок. Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная. Всегда ли это так? - Давайте обратимся к тексту сказки. - Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите и зачитайте отрывки. - Делаем вывод: жизнь цветка была трудной, одинокой, безрадостной. - Найдите в тексте описание цветка, зачитайте вслух. Слайд 6 Почему автор сравнил цветок со звездой? ( автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной) - Были ли у цветка радости? Какие? - Скажите, а была ли у цветка цель в жизни? ( Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.) - Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности? - Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца. - Но чем же всё-таки цветок из сказки не похож на все остальные цветы? - Какой литературный приём использует автор в данном случае? (Олицетворение) - Делаем вывод: цветок наделён ощущением, которое испытывает живое создание, борется за жизнь, как настоящий герой, даёт жизнь сильному потомству. - Кто и почему потревожил одиночество цветка? - Девочки помогут нам вспомнить этот эпизод.( чтение эпизода по ролям) - Почему Даша оказалась около пустыря? Какое было у неё настроение? (грустное; Даша шла на станцию, чтобы отправить письмо маме) - Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? - С чем сравнивает автор запах цветка? ( Зовущий голос маленькой жизни) - Почему? ( каждое живое создание мечтает быть кому-то нужным) - Как вы думаете, какое значение имела эта встреча для цветка и для Даши? ( Цветок поддержал Дашу в тот момент, когда она грустила. Даша проявила сочувствие, сострадание к маленькому цветку - Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели). Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья к земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь. - Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному. - В чём проявилось сострадание Даши? ( она познакомилась с цветком, постаралась его понять, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом.) - Итак, что же открыла Даша для себя? ( она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал.)- Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок. - мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Учитель: - Молодцы! Этот вид стиха составляется по следующей схеме (СЛАЙД – схема синквейна) Как это делать: Название (обычно существительное) Описание (обычно прилагательные) Действия (глаголы) Чувство (фраза) Повторение суть ( через несколько минут дети зачитывают свои синквэйны.) - Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное. - Итак, о чём же эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А. Платонова? - Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?( дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа») . Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы, в конце урока цветы необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цветок). Расспросите своих родных, были ли в их жизни маленькие, но очень важные для них открытия. (Ребятам раздаются вырезанные из бумаги цветы, на лепестках которых нужно написать об этих маленьких открытиях.) Если взрослые не возражают, расскажите об их открытиях в классе. ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА" Представьте цветок Добра и хорошего настроения на ваших ладонях. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами… Пошлите добрые мысли. Всего вам доброго. | Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование). Дети читают слова и объясняют значение. Погружение в текст. Прогнозирование ситуации, дети Труд и сила духа он живой, он, как человек, умеет говорить, чувствовать Ответы учащихся дети дискутируют Вдруг мы упустили что-то важное, будем искать ключевые слова, отрабатывать выразительность. ( дети дискутируют Дети выполняют соответствующие движения. Ответы учащихся. Выполняют задание. . Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам быть милосердным , заботиться друг о друге, сопереживать, помогать в трудную минуту жизни Нужно любить людей, приносить им радость. -Ответы детей - Отзывчивости, любви, доброте, Дети оценивают свою работу. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы , высказывать своё предположение. Регулятивные : планирование, прогнозирование. Познавательные : умение извлекать информацию из, иллюстраций, текста, моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,. умение слушать и понимать других Личностные: чувство сопереживания. Регулятивные : работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные :умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценивать результат своей деятельности |
Ирина Владимировна Казарцева