Тема: Голос маленькой неизвестной жизни ( по рассказу А.П.Платонова « Неизвестный цветок»)

1
1
Материал опубликован 30 December 2024



Тема: Голос маленькой неизвестной жизни

( по рассказу А.П.Платонова « Неизвестный цветок»)

Цели:

1.Расширить знания обучающихся о творчестве А.П.Платонова; подготовить почву для восприятия романов в выпускном классе; помочь постигать стиль и творческую манеру писателя, понять философский смысл, определить основную идею рассказа.

2.Развивать навыки анализа прозаического произведения, критическое мышление, устную и письменную речь обучающихся.

3. формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

- умение выслушать собеседника;

- умение строить высказывания;

- соотносить поступки и события с этическими принципами.

Метапредметные:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные выводы;

- умение находить цитаты.

Предметные:

- понимать смысл заглавия текста;

- формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному.



Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.

Оборудование урока:

1. Учебники литературы 6 кл.

1. Мультимедийная презентация

2. Тетради учащихся

3.Выставка книг А.П.Платонова;

4. Большой искусно сделанный руками одного из родителей цветок ;

-эпиграф, высказывания на доске: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом (В. Солоухин)

«Я хочу, чтобы всем людям была от меня польза…» (А.П.Платонов)

«Нам часто незаметно то, что безответно» (И.Шевелёв)



Ход урока.

I. Орг. момент. – 2 мин.

1. Начало урока: введение, «разогрев», включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».

Учитель: - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Прикоснитесь к друг –другу ладошками, подарите друг-другу чувство уверенности в том ,что у вас всё получится. Поддержите перед нашей предстоявшей работой. Улыбнитесь друг- другу, опустите ладошки. Улыбнитесь чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

II. Вызов – 22 мин.

Вступительное слово учителя. Знаете, ребята, есть такое увлекательнейшее занятие – совершать открытия. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего и не осталось. Вы, конечно, знаете, что такое открытие, и сейчас подскажете мне, что можно открывать. …

- Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас? Ответная реакция детей на вопрос

- Поделитесь своими открытиями с нами.

На доске составляем кластер со словом «открытие», дети добавляют к этому слову понятия, связанные с ним. Этот приём позволяет органично подвести детей к теме урока.





t1735574924aa.gif



Учитель: - Обсудите в паре: как вы думаете, а на уроке можно что-нибудь открывать? Правильно, на уроке мы будем открывать новое знание. Значит, тема нашего урока… Дети предлагают свои варианты, сами или с помощью учителя формулируют тему: Моё открытие.

III. Вызов Этот этап направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому тексту, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Вот видите, если постараться, то можно открыть что – то важное для себя. Именно об этом написал А.Платонов свою сказку «Неизвестный цветок».

Осмысление содержания. Этот этап направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Слайд 2.

- Ребята, Платонов – уникальный писатель, который умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.

- Вы уже внимательно прочитали сказку «Неизвестный цветок», и сегодня на уроке мы постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь.

- Итак, о чём эта сказка?

Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран!

Слайд 3

1. Об открытии нового вида растения.

2. Об открытии способа разговаривать с цветами.

3.Об открытии закона выживания растений на пустыре.

4. Об открытии способа разводить цветы.

-Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?»

- Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом.

Слайд 4

- А сейчас мы вместе постараемся разобраться, о чём и как хотел рассказать нам автор.

Ребята, для меня очень важны ваши первые впечатления о прочитанном произведении. Поэтому я попросила вас дома написать небольшое рассуждение, предложив несколько вопросов: какой эпизод запомнился больше всего, какие чувства вы испытали, узнав о судьбе героев, какое впечатление на вас произвела эта сказка?

-Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями с нами.( дети зачитывают письменные рассуждения)

- Ребята, сейчас вы каждый по-своему осмыслили это произведение, но самое главное, что оно не оставило вас равнодушными.

Слайд 5.

А сейчас немного отвлечёмся от сказки и подумаем, какие ассоциации вызывает у вас слово «цветы».( красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа) Звучит Вальс цветов. Презентация «Цветы» (Приложение 2).

А сейчас мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом

Один или с хорошим давним другом,

Который сам не терпит суеты.

За ними шум и пыльные хвосты-

Всё улеглось! Одно осталось ясно –

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы. ( Н. Рубцов «Зелёные цветы».)

А попасть на цветущий луг нам помогли художники Врубель, Налбандян, Кончаловский. А вот и наш неизвестный цветок.

Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная. Всегда ли это так?

- Давайте обратимся к тексту сказки.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите и зачитайте отрывки.

- Делаем вывод: жизнь цветка была трудной, одинокой, безрадостной.

- Найдите в тексте описание цветка, зачитайте вслух.

Слайд 6

Почему автор сравнил цветок со звездой?

( автор хотел подчеркнуть одиночество цветка; он так же одинок, как и звезда в бесконечном пространстве Вселенной)

- Были ли у цветка радости? Какие?

- Скажите, а была ли у цветка цель в жизни? ( Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.)

- Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности? ( Труд и сила духа)

- Ребята, у нашего цветка, как и у других цветов, есть венчик, стебель, листья, он питается влагой, ловит лучи солнца.

- Но чем же всё-таки цветок из сказки не похож на все остальные цветы?

( он живой, он, как человек, умеет говорить, чувствовать)

- Какой литературный приём использует автор в данном случае? (Олицетворение)

- Делаем вывод: цветок наделён ощущением, которое испытывает живое создание, борется за жизнь, как настоящий герой, даёт жизнь сильному потомству.

- Кто и почему потревожил одиночество цветка?

- Девочки помогут нам вспомнить этот эпизод.( чтение эпизода по ролям)

- Почему Даша оказалась около пустыря? Какое было у неё настроение?

(грустное; Даша шла на станцию, чтобы отправить письмо маме)

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?( дети дискутируют)

- С чем сравнивает автор запах цветка? ( Зовущий голос маленькой жизни)

- Почему? ( каждое живое создание мечтает быть кому-то нужным)

- Как вы думаете, какое значение имела эта встреча для цветка и для Даши?

( Цветок поддержал Дашу в тот момент, когда она грустила. Даша проявила сочувствие, сострадание к маленькому цветку)

IV. Физкультминутка Слайд №7

- Представьте цветок Добра и хорошего настроения на ваших ладонях.

Почувствуйте, как он согревает ваши руки, ваше тело, вашу душу.

От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.

Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.

У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.

Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью.

Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок.

У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты.

Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами…

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите добрые мысли.

Всего вам доброго.

- Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному.

- В чём проявилось сострадание Даши?

( она познакомилась с цветком, постаралась его понять, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом.)

- Итак, что же открыла Даша для себя?

( она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал.)- Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок.



V. Рефлексия. Слайд №8. На данном этапе происходит творческая переработка, анализ, интерпретация информации

Слово учителя.

- Мы должны постараться понять не только то, что как бы лежит на поверхности этой сказки, но и скрытый смысл. Понять его может только внимательный читатель. Будем же внимательны – сделаем открытие.Слайд 9

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И. Шевелёва – известного русского учёного: « Нам часто незаметно то, что неприметно».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Вывод:

А. Платонов умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и читателю помогает совершить открытие.

Так цветок-труженик нашёл продолжение в своём потомке, который, упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильным и прекрасным.

- Писатель не случайно «вырастил» сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал?( чтобы мы задумались о том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живёт, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию)

- Слайд 9. Учитель: - В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Синквейн– это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Учитель: Этот вид стиха составляется по следующей схеме

(СЛАЙД – схема синквейна)

Как это делать:

Название (обычно существительное)

Описание (обычно прилагательные)

Действия (глаголы)

Чувство (фраза)

Повторение суть

( через несколько минут дети зачитывают свои синквэйны.) Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.

- Итак, о чём же эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А. Платонова?

- Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?( дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)

. Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы, в конце урока цветы необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цветок).

VI. Домашнее задание – 3 мин.

Расспросите своих родных, были ли в их жизни маленькие, но очень важные для них открытия. (Ребятам раздаются вырезанные из бумаги цветы, на лепестках которых нужно написать об этих маленьких открытиях.) Если взрослые не возражают, расскажите об их открытиях в классе.



VII. Выставление отметок. - 1 мин.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует заявленная презентация

31 December 2024