Классный час на тему «Как можно изменить себя?»
Тема: «Как можно изменить себя?»
Цели:
• активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты характера;
• дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя стороны;
• выявить у себя положительные и отрицательные качества в поведении;
• зародить желание исправить негативные черты характера и вселить уверенность, что эта работа по самосовершенствованию поможет им в будущем.
Форма проведения:
Беседа с элементами драматизации.
Подготовка:
1. Распределить отобранный материал между докладчиками,
2. Отрепетировать ролевые диалоги и сценки.
3. Выбрать ведущих.
4. Подготовить аудиторию.
5. Пригласить учащихся выпускных классов.
Вводное слово учителя:
Ребята, когда мы говорили о том, как сделать карьеру, то пришли к выводу, что эта проблема далеко не призрачна и лежит не за горами, что каждого из вас она достаточно волнует. Эта проблема очень скоро станет самой насущной в вашей жизни. И главным условием реализации поставленной цели является постоянная работа над собой, попытка критически и объективно анализировать себя и свои поступки. Итак, слово ведущим.
Часть первая ХАРАКТЕРЫ ПО ФЕОФРАСТУ
Ведущая: Характер — греческое слово, в переводе означает «царапать», «писать на камне, дереве или меди». Сначала оно означало инструмент, которым прикладывают «штамп» или «клеймо», затем «отпечаток», «чекан», «оттиск». Образ штампа, отпечатка рано стал применяться к человеку. Так, например, у Геродота, характер — это черты лица.
Ведущий: Феофраст рассматривает характер как сумму душевных свойств, проявляющихся в поступках и словах.
Характеры Феофраста — это серия из 30 зарисовок, в которых изображены типические носители какого-нибудь недостатка — льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т.д.
Феофраст, родом из г. Эреса на острове Лесбосе, был сыном сукновала Меланта. Еще юношей Феофраст прибыл в Афины, где слушал лекции Платона, а после его смерти познакомился с Аристотелем, вместе с которым жил в Македонии на родине Аристотеля в г. Стагире. Феофраст был верным учеником и помощником Аристотеля.
Ведущая: Мы подготовили несколько выдержек из работ Феофраста, где он дает описание различным проявлениям характера. Думаю, всем будет интересно посмотреть и послушать, что думали древние греки и как видели со стороны такие качества характера, как....
Бестактность
Выходят два участника ролевого диалога в туниках.
1-й ученик: Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься.
2-й ученик: А бестактный вот какой человек.
1-й ученик: К занятому человеку он приходит за советом.
2-й ученик: Врывается к своей возлюбленной с толпой друзей, когда та лежит в лихорадке.
1-й ученик: Когда предстоит выступать свидетелем, он является в суд уже по окончании дела.
2-й ученик: На свадьбе начинает поносить женский пол.
1-й ученик: Человека, который только что пришел домой усталый, он упорно приглашает на прогулку.
2-й ученик: Он способен к торговцу, продавшему что-нибудь, привести покупателя, который предлагает более высокую цену.
1-й ученик: В собрании, когда все уже знают и поняли суть дела, он встает и начинает рассказывать все сначала.
2-й ученик: Он усердно предлагает свою помощь в деле, которое хотят прекратить.
1-й ученик: В третейском суде он старается поссорить стороны, желающие примириться.
2-й ученик: Пускаясь в пляс, тащит за собой соседа, который еще не закончил трапезу или просто не желает веселиться.
МИНИ-ВЫВОД:
Ведущий: В переводе с греческого, бестактность означает несвоевременность, неуместность.
Ведущая: Если сравнивать с бесстыдством, то бестактный человек действует не по злому умыслу, но всегда невпопад и не вовремя.
Болтливость
2-й ученик: Болтливость, если угодно дать ей определение, — это, скажем, невоздержанность в речи.
3-й ученик: А болтун вот какой человек.
2-й ученик: Первому встречному в ответ на каждое слово он твердит, что все это глупости, а он, мол, сам все лучше знает, и кто его выслушает — убедится в этом.
3-й ученик: Болтун перебивает собеседника такими словами: «Не забудь здесь еще об этом сказать», «Хорошо, что ты мне напомнил», «Вот как полезно бывает поболтать», «Я давно уже ждал, придешь ли ты к тому выводу, что и я».
2-й ученик: Он придумывает выражения в таком же роде, так что встречный не успевает и передохнуть.
3-й ученик: Истощив терпенье всех прохожих поодиночке, он способен взяться и за людей, занятых разговором о делах, и обратить их бегство.
2-й ученик: Он мешает детям учиться, занимает долгой болтовней преподавателей.
3-й ученик: Если собеседник скажет, что торопится домой, то болтун готов даже идти за ним следом и проводить до дому.
2-й ученик: Он расскажет вам, какие речи держал в народном собрании. И вместе с тем в свой рассказ он вставляет обвинения против толпы, так что слушатели или забывают о чем речь, или впадают в дремоту, или даже в середине речи уходят.
3-й ученик: В суде болтун мешает другим судьям выносить решения.
2-й ученик: В театре — мешает соседям смотреть пьесу.
3-й ученик: За столом не дает сотрапезникам есть.
2-й ученик: Он признается, что молчать болтуну — мученье и что язык у него без костей.
3-й ученик: Даже собственные дети смеются над ним, и когда захотят спать, то просят его: «Папа, поболтай о чем-нибудь, чтобы мы поскорее уснули».
МИНИ-ВЫВОД:
Ведущая: Мы должны отметить, что эти черты характера сохранились у людей и в наше время.
Ведущий: Я бы сказал, что и житейские ситуации тоже очень актуальны.
Ведущая: Итак, мы можем сказать, что болтун — это человек тщеславный и самодовольный.
Ведущий: Он назойлив, бестактен, и надоедлив, так что люди принуждены спасаться от него бегством.
Давайте посмотрим некоторые современные школьные зарисовки, попытаемся их проанализировать. Может быть, мы в них выявим негативные черты, которые во взрослой жизни будут сильно - раздражать вашего босса.
Часть вторая ШКОЛЬНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Зарисовка № 1: «Контрольная»
Учитель: Ребята, я раздал вам листы с заданиями. Приступайте к работе. На выполнение этой работы у вас 30 минут.
Ученик: Иван Петрович, а тему писать в тетради?
Учитель: Конечно, она написана на доске и в вашем варианте с заданиями.
Ученик: Иван Петрович, а число писать?
Учитель: Да.
Ученик: А где писать число — на полях или в середине листа?
Учитель (немного раздраженно): Мне все равно, это неважно.
Ученик: Иван Петрович, а условие переписывать?
Учитель: Да.
Ученик: Иван Петрович, а отвечать по порядку или можно начать с любого вопроса?
Учитель: Можно с любого.
Ученик: А лучше с простого начать или сложного вопроса?
Учитель (повышенным тоном): Сидоров, когда вы начнете работать? Уже пол-урока прошло! Мне все равно, с какого вопроса вы будете отвечать!
Ученик (обижено бурчит себе под нос): А почему вы на меня кричите? Я теперь не могу думать. Толком не можете все объяснить, а я виноватый. Из-за вас ничего не получается. И звонок через пять минут прозвенит. Вот, не успел. И, опять двойку поставите.
Зарисовка № 2: «Столовая»
Ведущий: Ученица встречает в коридоре Наталью Сергеевну, которая направляется в школьную столовую.
Ученица: Наталья Сергеевна, можно вас спросить?
Учитель (доброжелательно): Да, конечно, спрашивайте.
Ученица: Я взяла тему реферата, но она мне не очень нравится.
Учитель: Возьмите другую тему, я дала целый список, там их около 20.
Учительница ест пирожок с чаем в столовой.
Ученица: Наталья Сергеевна, а я уже начала писать эту тему, так что, мне ее теперь бросить?
Учитель (уже недовольно): Не знаю, попробуй дописать то, что начала.
Ученица (усаживается за стол рядом с учительницей и вытаскивает свои бумажки): А посмотрите, что у меня не так?
Учитель (давится своим пирожком): Иванова, у меня нет сейчас времени смотреть это здесь.
Ученица: Да ничего, тогда я вам сейчас быстренько прочту, что написала!
Учитель (бросает свою еду): Знаете, Иванова, не пишите реферат, я им уже сыта по горло!
Ученица: Странная женщина, то пишите, то не пишите, а потом зачет не поставит. Не пойму я этих учителей.
Обсуждение.
Ведущая: Ребята, эти ситуация знакомы каждому из нас. Давайте обсудим, какие черты характера здесь проявляются у Сидорова и Ивановой?
Учащиеся отмечают, что:
• Ученик отвлекается на второстепенные вопросы, забывая сосредоточиться на главном — выполнении работы.
• Скорее всего, чувствуется неуверенность в себе у обоих учащихся.
• Сидоров просто не подготовлен к работе, вот и отвлекается по пустякам.
• Ученик проявляет явную бестактность, отвлекая и раздражая учителя.
• Он бестактно ведет себя и по отношению к одноклассникам, мешая им писать контрольную.
• Нужно отметить еще излишнюю болтливость обоих учащихся.
• Ученица проявляет неуважение по отношению к учителю, которая решила перекусить на перемене, неприлично садиться рядом с ней и отвлекать своими вопросами.
• Чтобы решить такой вопрос, необходимо договориться с учителем об удобном для него времени и месте.
• Оба учащихся пытаются обвинить других в своей несостоятельности.
МИНИ-ВЫВОД:
Такое отношение к учебе и бестактное поведение вполне может перерасти в привычку. А это будет сказываться на работе. Такие сотрудники будут отвлекаться по пустякам и постоянно расспрашивать о порученной работе своего начальника?
Часть третья КАК БЫТЬ, ЧТОБ СЕБЯ ИЗМЕНИТЬ
«Дневник пороков»
1. Бывает очень сложно составить список своих недостатков. В этом случае можно воспользоваться методикой Б. Франклина. На протяжении многих лет он ежедневно записывал все свои пороки, плохие мысли и поступки, которые совершил в этот день. Даже если вас хватит всего на неделю, чтобы вести такой «Дневник пороков», все равно можно увидеть, какие именно недостатки проявляются у вас в повседневной жизни. И даже больше: вы заметите, какие из них больше мешают вам в достижении поставленных целей, от каких нужно избавиться как можно скорее.
«Техника двух стульев»
2. Внимательно просмотрите составленный вами список достоинств и недостатков. Нет ли в нем противоречий? Например, в графу «Достоинства» Вы занесли дружелюбие и общительность, а в графу «Недостатки» — отсутствие друзей. Такое вполне может случиться, так как зачастую бывает довольно сложно реально оценить себя, мы все стараемся закрыть глаза на нелицеприятные факты. Чтобы разобраться, почему возникло такое противоречие, можно использовать упражнение «Техника двух стульев». В уединенном месте, где никто не помешает, поставьте друг напротив друга 2 стула. На одном стуле будете сидеть вы — такой, каким вы себя воспринимаете. А когда вы будете садиться на другой стул, то будете своим собственным оппонентом, собеседником. Таким образом, вы будете вести диалог между собой — общительным человеком — и собой — человеком, у которого нет друзей. Вести диалог следует до тех пор, пока вы не поймете, почему же у вас возникло такое противоречие.
Работа с одним недостатком
3. Еще один способ использовал Франклин. Он выделял какой-то свой недостаток и в течение недели работал только над ним. Оба указанных способа применимы только к недостаткам, касающимся вашего характера.
Замена недостатка на достоинство
4. Для исправления недостатков вы можете прибегнуть к технике, которая также используется в гештальттерапии. Вы должны играть роль, в которой недостаток, который вы хотите исправить, замените достоинством. Например, вы стеснительный человек, а будете играть себя как открытого и общительного. При этом нужно помнить, что это игра, и не бояться играть. Постепенно вы заметите, как у вас появится эта положительная черта характера.
Частный детектив
5. Наша жизнь полна неожиданных событий. В разных ситуациях мы иногда теряем над собой контроль и попадаем в неловкое положение. Наймите себя как «частного детектива», чтобы проследить и оценить свои действия в экстремальных случаях, чтобы не скатиться от положительных качеств своего характера в минусовую яму. Если у вас есть искренний и задушевный друг, обсудите эту игру в «частного детектива» и понаблюдайте друг за другом, а затем обсудите с ним результаты проделанной работы.
МИНИ-ВЫВОД:
•Ученые понимают под характером набор устойчивых врожденных особенностей человека, проявляющихся и реализующихся в связи и под влиянием условий жизни.
• Зная заранее характер того или иного человека, можно предугадать, как он себя будет вести в определенных обстоятельствах.
• Характер каждого человека весьма сложен. В нем могут присутствовать порой самые противоположные черты, вступающие во внутреннюю борьбу друг с другом. Проще всего увидеть проявления характера в отношении людей друг к другу. Есть люди общительные и замкнутые, тактичные или грубые, скромные или нахальные, упрямые или склонные к уступкам.
• Формирование характера происходит под влиянием окружающей обстановки, деятельности или воздействия, оказываемого другими людьми. Большую роль в этом играют воспитание и самовоспитание.
В психологической науке выделяется несколько типов характеров:
• сильные, могущие настоять на своем, и слабые, подчиняющиеся другим;
• конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь), пассивные (занимающие всегда выжидательную позицию);
• приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя);
• инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке и, словно маленькие дети, нуждающиеся в том, чтобы им все приносили в готовом виде на блюдечке с голубой каемочкой);
• романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, к новым знакомым, новой работе, но также быстро остывающие при первых же неудачах);
• агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них).
Примечание. Значительный вклад в формирование характера вносят школа, учебная деятельность. В школьные годы человек может стать старательным, трудолюбивым или же, наоборот, разгильдяем и лодырем.
Часть четвертая КАК СТИМУЛИРОВАТЬ СЕБЯ К ТРУДУ?
Далеко не все трудятся в полную силу. А в обычной, свободной от работы или учебы, жизни, используем ли мы стимулирование и мотивацию своего труда? Может быть, в примитивной форме. А ведь с их помощью можно добиться очень многого!
Самым эффективным стимулом является цель. Если человек чего-то очень хочет, достижение этого становится для него целью. В результате он получает то, чего хотел:
• материальные ценности (машина, одежда, путевка на курорт),
• моральные ценности (признание, гордость, уважение).
В данном случае результат и является стимулом — человек осуществляет определенные действия с желанием, чтобы достичь своей цели.
Перехитрите цель
Большинство повседневных дел не является для нас интересными или желанными, поэтому и результат не может быть стимулом. В таком случае стимул нужно придумать. Для этого можно применить прием «подмена основания». Подумайте, чего вы хотите. Лучше, конечно, придумать милый, приятный пустячок. Например, сходить в гости к друзьям, купить интересную книгу, посмотреть любимый фильм. Когда возникает неинтересное, но нужное дело, переопределите цель. Теперь вашей целью не является уборка. Цель — съездить за город, отдохнуть, но только после уборки. Уборка является необходимым этапом достижения цели. А после нее вы с радостью можете осуществить задуманное. Тогда уборку вы сделаете очень быстро и почти с удовольствием. Мысль о предстоящей поездке прибавит вам сил и энергии, поднимет настроение.
Маленькие радости себе
Подарки. Вы действительно что-то себе покупаете за выполнение работы. Стоимость покупки зависит от ваших материальных возможностей. Обязательно оцените сложность выполняемого дела. Постарайтесь сделать так, чтобы стоимость подарка зависела от сложности дела, иначе такой стимул будет бессмысленным. Если вы действительно будете выполнять трудную работу, выполнение ее займет много времени, лучше подарить себе что-то существенное. А если дело легкое, просто неинтересное, то подарите себе что-нибудь приятное, но не дорогое. Скоро вы сможете с легкостью оценивать стоимость своего труда.
Отдых. Такой стимул можно применять тогда, когда денег на подарки себе у вас нет. В данном случае имеется в виду такой отдых, который можно осуществить без денежных затрат. Можно просто погулять, почитать книгу, полежать на диване и т.д. Ведь отдых нам необходим, но мы не всегда можем позволить себе расслабиться, найти на это время. Поэтому после выполнения работы нужно пообещать себе отдохнуть.
Праздник. Можно устроить настоящий праздник, правда, на который потребуются денежные средства. После выполнения работы организуйте вечеринку или пикник. Это можно сделать на природе, в кафе, у друзей или дома. Все зависит от ваших желаний и суммы денег, которую вы можете потратить. Этот стимул лучше применять для выполнения очень сложной и продолжительной работы.
Соревнование. Соревноваться можно с самим собой или с кем-то, опять же все зависит от вида выполняемой работы. Если вы работаете один и уже выполняли такую работу раньше, попробуйте сделать ее быстрее, чем в прошлый раз. Если сравнивать не с чем, просто установите показатели выполнения работы. Это может быть срок выполнения, качество, или и то и другое вместе. Если же вы работаете с напарниками, посоревнуйтесь вместе с ними. Например, при работе на даче можно соревноваться и с собой, и с напарником. Установите себе срок, за который вы должны прополоть грядку, полить, собрать ягоды. А с другом устройте соревнование, кто быстрей и качественней сделает работу.
Условия труда. Если вам нравятся средства труда, окружающая обстановка, выполнять работу будет приятней и легче. Если дело, которое вы выполняете, связано с определенным рабочим местом — столом, комнатой — постарайтесь сделать его максимально комфортным, чистым, уютным. В ином случае постарайтесь обратить внимание на средства труда. Пусть они будут красивыми, удобными. Вам будет приятно, а работа пойдет веселей. Вот, например, заниматься дома спортом советуют под энергичную музыку. Теперь, когда вы думаете, что надо начинать тренировку, в душе возникает радость.
Гладить белье или пришивать пуговицы легче во время интересной передачи или просмотра фильма. В этом случае монотонный процесс будет мысленно связываться с удовольствием и интересом к получаемой информации.
Поставьте себя на место другого человека, находящегося в более сложных условиях, и который никогда не жалуется на жизнь... Возьмите пример с него!
Подарок для... если я это сделаю, родители (мои друзья) очень обрадуются, а мне их одобрение и хорошее настроение будет приятно.
Абстрагируйтесь от однообразной работы — например, если надо вскопать грядки, представьте, что вы ищете клад. И он действительно будет в виде прекрасной редиски, зеленого лука весной.
МИНИ-ВЫВОД:
Постарайтесь найти подход к себе, придумать стимулы, которые действительно будут действовать на вас. Это может быть что-то необычное, или привычные маленькие радости. Когда вы научитесь стимулировать свой труд, станет намного проще и интересней выполнять работу любой сложности и продолжительности.
Часть пятая ЖИЗНЕННЫЙ ЦЕЙТНОТ
Вводное слово учителя:
Нехватка времени — вечная проблема всех людей, независимо от возраста, социального статуса и занимаемой должности. Человек, не успевающий за вечер и выходные управиться с хозяйством и отдохнуть, не думает о своей карьере. Для карьеры надо постоянно повышать уровень знаний, а когда это делать? Следовательно, образуется масса упущенных возможностей и незаработанных денег! А может, ваше хобби способно приносить доход, но вы об этом даже не задумывались.
Ведущая: А как быть старшеклассникам? Они загружены учебными предметами, подкурсами для подготовки в вузы, дополнительными занятиями.
Ведущий: Многие ребята помимо учебы занимаются спортом в секциях, клубах.
Ведущая: А девушки посещают бассейн, занимаются аэробикой.
Ведущий: У кого-то уже сложившееся хобби — музыка, рисование, компьютерный дизайн.
Ведущая: А внеклассные мероприятия? Как бы интересны они ни были, на них тоже нужно время!
Ведущий: Кстати, некоторые ребята еще и подрабатывают...
Ведущая: Да, выходит, старшекласснику по этим причинам не только отдыхать, а толком поесть и поспать не удается?
Ведущий: Наша задача — отыскать имеющиеся резервы
времени.
Ведущая: Думаю, что следует познакомить всех с советами по поиску дополнительного времени (по материалам книги Алана Лакейна «Искусство успевать»):
Ведущий: Правда, мы эти советы немного обработали, чтобы более конкретно применить к жизни загруженного выпускника.
Изменение рациона времени.
Перераспределите затраты времени. Например, сократите время на чтение детективов, компьютерных игр, пустые телефонные разговоры и увеличьте временные затраты на написание и подготовку зачетов, с которыми вы все время опаздываете.
Продуктивный час
Есть часы, когда уроков мало, телефон, молчит, родителей дома нет. Используйте это продуктивное время для решения самых важных вопросов.
Безделье, экономящее время
Чем больше вы работаете, тем сильнее снижается эффективность ваших действий. Поэтому 15 минут безделья (болтовни с друзьями, прогулка на свежем воздухе, посещения сайта с анекдотами) могут сэкономить несколько часов.
Время в дороге
Если школа близко от дома, ходите пешком. Если не получается — изучайте в дороге иностранный язык.
Подаренное время
Большинство людей ненавидят ожидание. А вы относитесь к нему, как к подаренному времени, которое можно посвятить отдыху, обдумыванию важных идей или составлению новых планов.
Работа во сне
Если вы мучаетесь над какой-либо проблемой, задачей, решение которой никак не дается, — не тратьте время. Попробуйте дома перед сном расслабиться и еще раз подробно поставить себе трудную задачу. Утром вернитесь к проблеме вновь. Скорее всего, ночью ваше подсознание подыскало подходящее решение.
Совмещение дел
Некоторые дела можно совместить, высвободив дополнительное время.
Организация рабочего места
Выдумайте и постоянно воплощайте в жизнь четкую организацию книг, тетрадей, на столе, файлов в компьютере, записей в еженедельнике.
Скорочтение
Научитесь быстро читать, выделять фактическую информацию из художественного изложения, запоминать или конспектировать самое важное. Для того чтобы овладеть этими полезными навыками, можно пройти курсы по скорочтению.
Учитесь говорить «нет»
Учитесь отказываться от бесполезных или не нужных вам поручений. А если вы все-таки взялись помочь — не сожалейте о потерянном времени.
Полезные 5 минут
Вас ждет праздничный обед, а за написание реферата все никак не дойдут руки. Как раз сейчас можно приступить к делу, за которое вы никак не могли взяться. Конечно, сделать вы успеете немного, но трудный момент начинания будет пройден.
Правило 80/20
Обычно дела распределяются таким образом, что, сделав 20 процентов из них, вы достигнете 80 процентов успеха. Найдите эти дела и начните с них, а остальные вам, возможно, делать и не придется.
КАК Я ЭКОНОМЛЮ ВРЕМЯ (вопросы для самоконтроля из книги Алана Лакейна «Искусство успевать»)
1. Я стараюсь получить удовлетворение от каждой минуты жизни, имеющейся в моем распоряжении.
2. Я стараюсь получить удовлетворение от всего, что я делаю.
3. Я — неисправимый оптимист.
4. Я стараюсь идти от победы к победе.
5. Я не трачу время на переживания по поводу своих неудач.
6. Я не трачу время, испытывая чувство вины в связи с тем, что я не сделал.
7. Я постоянно напоминаю себе: «Всегда можно найти достаточно времени для того, чтобы сделать важные вещи». Если это — важные вещи, я всегда найду время для того, чтобы их сделать.
8. Я каждый день стараюсь найти новый способ для того, чтобы воспользоваться им для выигрыша во времени.
9. Я рано встаю.
10. Я съедаю облегченный обед, чтобы не чувствовать сонливость во второй половине дня.
11. Я не читаю газет или журналов (за редким исключением). Я лишь проглядываю газетные заголовки, когда прохожу мимо продавцов газет, для того чтобы знать о происходящем в мире.
12. Я бегло проглядываю книги в поисках интересных мыслей.
13. У меня нет телевизора.
14. Моя работа расположена близко от дома, и я хожу на работу пешком. Лишь когда я ленюсь или спешу, я еду туда на машине.
15. Я анализирую свои привычки для того, чтобы или избавиться от их негативных сторон, или чтобы перевести их в достоинства.
16. Я раз и навсегда покончил с «ожиданиями». Если мне приходится ждать, то я рассматриваю такую ситуацию, как «подаренное время» для того, чтобы расслабиться, поразмышлять или сделать что-нибудь такое, что бы я иначе не сделал.
17. Я ставлю свои часы на три минуты вперед для того, чтобы начать день раньше.
18. В моем кармане я ношу пустые карточки размером с визитные, или библиотечные формуляры, чтобы записывать на них наблюдения или мысли, возникающие в голове.
19. Раз в месяц я пересматриваю свои жизненные цели.
20. Даже когда я выполняю ничтожные задания, я не забываю про свои долгосрочные цели.
21. Первое, что я делаю утром, — это планирую свою деятельность на целый день и распределяю дела по степени их значимости.
22. Я составляю список конкретных дел, которые следует сделать в течение дня, и распределяю их в порядке значимости, а затем стараюсь сделать самые важные дела как можно раньше.
23. Я заранее составляю расписание своей деятельности на три месяца вперед таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки и разнообразие в занятиях на каждый месяц, а также зарезервировать «дополнительное время» для осуществления «горящих» проектов.
24. Я предоставляю себе возможность отдохнуть и награждаю себя, когда завершаю важные дела.
25. Я делаю значительные дела в первую очередь.
26. Я стараюсь добиться успеха не столько напряженным, сколько умелым трудом.
27. Я верю в свою способность верно распределять дела по степени их значимости и стараюсь придерживаться этого порядка.
28. Я задаю себе вопрос: «Произойдет ли что-нибудь ужасное, если я не выполню этого дела?» Если ответ отрицательный, то я его не делаю.
29. Если мне кажется, что я начинаю медлить, я задаю себе вопрос: «Чего я стараюсь избежать?» и, получив ответ, стараюсь встретить эту проблему лицом к лицу.
30. Я начинаю работу с наиболее плодотворной части проекта и часто после этого мне не нужно делать остальное.
31. Я стараюсь отбросить непроизводительную деятельность как можно быстрее.
32. Я предоставляю себе достаточно времени для того, чтобы сосредоточиться на выполнении дел высокой значимости.
33. Я развил у себя способность сосредотачивать свое внимание и свои усилия на одном предмете на протяжении значительных отрезков времени.
34. Я концентрирую свои усилия на предметах, которые принесут мне наиболее значительные долгосрочные блага.
35. Я стараюсь проявить особую энергию и упорство, когда я чувствую, что могу победить.
36. Я приучил себя выполнять свой список «Что надо сделать», не пропуская трудных дел.
37. Я определяю точные сроки для завершения дел для себя и других.
38. Я стараюсь активно вслушиваться в ход каждой дискуссии.
39. Я стараюсь не растрачивать попусту время других людей.
40. Я стараюсь поручить исполнение дел другим людям, если эти дела находятся в сфере их компетенции, и они лучше могут с ними справиться.
41. Я обращаюсь за помощью к специалистам, чтобы они мне помогли в решении проблем, требующих особых знаний и специальной квалификации.
42. Я стараюсь плодить как можно меньше бумаг и выбрасываю как можно больше ненужных бумаг.
43. Я стараюсь сразу же написать ответ на большинство писем.
44. Все мои вещи имеют свои определенные места (поэтому я трачу минимум времени на их поиск).
45. Я выделяю три часа в месяц специально для того, чтобы разобрать различные пустяковые дела.
46. По выходным дням я стараюсь не думать о работе.
47. Я довольно часто расслабляюсь и ничего не делаю.
48. Я исхожу из того, что некоторая часть моего времени неизбежно будет затрачена на дела, находящиеся вне моего контроля, но я не переживаю из-за этого.
49. Во время работы я стараюсь свести болтовню к минимуму.
50. Я постоянно задаю себе вопрос: «Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?»
Заключение:
Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи различают в нем действия, которые осознанны и контролируются человеческим разумом. За них человек полностью несет ответственность, так как отчетливо осознает последствия сделанного. Но бывают и неосознанные поступки, совершая которые, человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Чаще всего человек действует неосознанно в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно». Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, нельзя полностью избавиться от бессознательных действий и взрослому человеку. Разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать абсолютно все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты. Но все-таки у наиболее оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно.
Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой». Желаем вам успехов в этой удивительно интересной работе — познании самого себя.
12