Конспект урока литературы в 8 классе на тему «Тема любви в произведениях русских писателей ХIХ–ХХ веков»
«Тема любви в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» ( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Урок по литературе в 8 классе
Цель:
-осмыслить значение слова «любовь», пользуясь описанием этих чувств в произведениях А.П. Чехова, А.И. Куприна, И. А. Бунина;
-формировать умения выразительного чтения и анализа отрывков текста;
- развивать связную речь обогащать словарный запас;
-подготовка к сочинению по изученным произведениям;
- воспитывать желание читать художественную литературу и стремление к знаниям по творчеству русских писателей.
Задачи:
Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной художественной культуры.
2. Проследить за мастерством писателей в изображении мира человеческих чувств.
3. Показать психологическое мастерство А.П.Чехова, И. А.Бунина и А.И.Куприна в изображении «вечного и прекрасного».
4. Показать редчайший дар высокой любви на примере рассказов Чехова, Бунина и Куприна, как писатели, возвышая любовь, говорят о том, каким опасностям она подвергается в жизни.
5. Выявить их отношения к любви как одной из главных человеческих ценностей.
6. Сопоставить творчество писателей, вызвать желание обсудить прочитанное.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества личности на примере вечных ценностей художественной литературы
2. Воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать филологическое мышление учащихся.
2. Развивать умение излагать собственные мысли.
3. Развивать умение вести дискуссию, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение
2
Ход урока
I Орг.момент. Здравствуйте! Думаю, что мы должны настроиться на позитивный урок, для этого сделаем глубокий вдох и выдох. Здорово! Начало положено…
Ребята, обратите внимание на 3 портрета известных писателей, расположенные на стенде: Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна. Как вы думаете, почему?.................Правильно, это подсказка к нашему уроку.
Мы закончили знакомство с произведениями этих русских писателей, объединённых общей темой. Какой? А к какому жанру относятся эти произведения? (РАССКАЗЫ). Правильно, это малый жанр повествовательной прозы.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а в форме дискуссии (исследования). Давайте уточним, что означает слово «дискуссия».
Учитель: Дискуссия предполагает диалог, а чтобы он состоялся, необходимо помнить несколько основных правил. Назовите их... Каковы ваши предложения?
(Ответы учащихся):
-не перебивать,
- давать возможность высказаться всем,
-уважать точку зрения каждого
А какие цели нашего урока:
1.осмыслить значения слов «любовь», пользуясь описанием этого чувства в рассказах А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна
2.формировать умения анализировать основные моменты из текста
3.развивать связную речь и обогащать словарный запас
4.воспитывать желание к знаниям по творчеству русских писателей и чтению художественной литературы.
Учитель: А теперь подумайте о теме урока?
14 февраля в последние годы в России стал очень популярным праздник День всех влюбленных.
-Как вам кажется, это хорошо или плохо показывать свои чувства? (Высказывания детей.)
- А как вы считаете, лучше любить самому или, чтобы тебя любили? (ОТВЕТЫ)
Думаю, что сюда подойдут слова замечательного писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского: «любовь - это тайна, и от всех людских глаз должна быть закрыта».
Ребята, как вы считаете: Что мешает любви, что делает ее несчастной? (Ревность, зависть, недоверие, эгоизм, предательство, деньги, слава, клевета, сплетни " т. п.)
Я приглашаю вас к разговору по первому, изученному нами рассказу: А.П. Чехова «О любви» .
Мы с вами знаем, что в образе главной героини Анны Алексеевны
Луганович себя узнала писательница Лидия Алексеевна Авилова, Мы знаем их историю взаимоотношений с А.П. Чеховым. Лидия Алексеевна вернула сестре Антона Павловича Марии Павловне, все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо?
(На фоне музыки Чайковского звучит отрывок из письма),
«Мы не признавались друг другу в любви и сбывали её робко, ревниво. * любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к^ чему может повести наша любовь, мне казалось невероятным, что эта моя тихая грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня любили. куда бы я мог увести её? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если бы я, например, боролся за освобождение родины, или был знаменитым человеком, артистом, художником, а то из обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную. она, по-видимому, рассуждала подобным же образом, боясь сделать меня несчастным, хотела, чтобы я щнился на …
(Чтение закончилось, музыка тихо продолжается).
- Знакомы ли вам эти строки? Да, эти строки из письма и в то же время это
строки из рассказа «О любви» А.П.Чехова
Узнаёте ли вы автора музыки? Что сближает повествование А.П.Чехова и
музыку Петра Ильича Чайковского? (Сближает их то настроение, которое они ощущают, слушая и речь, и музыку).
- Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова
имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением,
можно сказать, что «если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово
поёт.»
Какова в данном произведении любовь?( ВЗАИМНА, но СКРЫТА.)
Как вы можете это подтвердить?
Переходим ко 2 Исследованию по тексту А.И.Куприна «Куст сирени»
(ВИДЕО)
Что происходит в данной семье?
Чем же заканчивается эта история?
Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.
Правильно ли поступила Вера? Кто не согласен с высказыванием….?
Вывод: любовь в данном рассказе- ВЗАИМОПОМОЩЬ, ПОНИМАНИЕ и ПОДДЕРЖКА ДРУГ ДРУГА.
Обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ».
1) Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе.)
2) Расскажите, кто главные герои этого рассказа.(Влюбленные)
3)Как вы думаете, почему автор не дает ни имен своим персонажам, ни их портретных описаний? Что для него является более важным? (Важнее переживания героев, тонкие «переливы чувств», показ изменения настроения, для того чтобы к концу рассказа объяснить, что это было — любовь или страсть). Хочу поспорить с вами: это страсть…
ЗАЧИТАЙТЕ Моменты, связанные со счастьем 2-х героев.
Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)
5)Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, так как он любит)
7) В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…).
Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической
Физкультминутка немного отдохнем. предлагаю изобразить чувства счастья и любви. ( сердце, большое сердце, стук сердца, обнять весь мир от счастья, подарить счастье)
Давайте попробуем разобраться о концепции любви в творчестве автора на примере произведения по плану:
1. Краткая характеристика влюбленных.
2. Как зарождалось любовное чувство?
3. Развитие отношений.
4. К чему приводит любовь?
5. Какой предстает любовь у писателя (цитата из текста)?
6. Вывод: любовь – это …
Распределяемся по группам.
……
А.И. Куприн «Куст сирени»
2.А.П.Чехов «О любви»
3 группа И.А. Бунин «Кавказ»
А 3 человека работают по карточкам на Составление интеллект-карт.
Начало фразы у каждого разная:
1.Любовь- это...
2.Взаимная любовь-….
3. Несчастная любовь– это…
.Представление результатов.
Участники группы сообщают результаты,
Произведение | А.И. Куприн «Куст сирени» | А.П. Чехов «О любви» | И.А. Бунин «Кавказ» |
Краткая характеристика влюбленных | Счастливая семья, характеры супругов противоположны (решительность, твердость жены, неумение противостоять трудностям мужа), но оба искренне любят друг друга. | Алехин и Анна Алексеевна близки по духу: интеллигентные, порядочные, заботятся о близких, а не о себе. | У безымянных героев тайный роман, они осознают, что приносят несчастье мужу героини, но не могут противостоять чувствам. |
Как зарождалось любовное чувство? | - | Оба героя не удовлетворены своей серой жизнью, встретив близкого по духу человека, постепенно осознают свои чувства | - |
Развитие отношений. | Показаны крепкие семейные отношения, постоянная поддержка со стороны Веры. | Не решаются признаться много лет. | Резкое, стремительное развитие романа |
К чему приводит любовь? | Счастливая семейная жизнь, основанная на доверии. | У героев не хватило смелости обрести счастье в любви. | Тайный роман привел к трагедии |
Какой предстает любовь у писателя (цитата из текста)? | «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…» | «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». | «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…» |
Вывод: любовь – это … | Благодать / великое счастье, если она основана на доверии, взаимопомощи. | Томление духа / страдания, когда не хватает решимости все изменить. | Солнечный удар / необъяснимое, очень сильное чувство, которое может привести к трагедии. |
Обсуждение выводов:
1.Связаны ли характер героев и та концепция любви, которую они воплощают?
2. Какая концепция любви близка вам как читателям?
3. Вспомните, какие рассказы о любви изучались ранее (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Александр Степанович Грин(Гриневский) «Алые паруса».
Какая любовь показана в этих произведениях?
4. Сделайте вывод о том, какой представлена любовь в произведениях литературы.
Послушаем интеллект-карты.
1-2 ученика зачитывают (Ребята, кто не согласен с …?)
5.Подведение итогов урока.
Ребята, вернемся к теме урока: « Тема любви…,как показана любовь в произведениях А.П. Чехова. И.А. Бунина. А.И. Куприна?»
6.Оценки за урок:
7.Домашнее задание
Продолжить составление таблицы по пунктам:
1 Выпишите цитаты из текста
2. Вывод: любовь-это…
Кучумова Ирина Викторовна