Конспект урока чтения и развития речи в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему «Произведения русских писателей XIX века»
Тема « Произведения русских писателей XIX века»
Цель: обобщить знания учащихся по пройденному разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; воспитывать нравственные качества личности, умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
I.Организационное начало
Начался урок чтения. Попрошу вас всех потереть свои ладошки. Сильнее. А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте тепло наших рук. Передайте его друг другу. Улыбнитесь друг другу, подумайте о чем-то хорошем, добром, чудесном. Сегодня на уроке мы попытаемся работать именно так по-доброму, чудесному. И я уверенна, что наши хорошие мысли воплотятся в наш урок. Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний
Почти все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение. Чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, мы сыграем в игру «Угадай произведение». Посмотрите на экран. Ваша задача выбрать любую цифру. За каждой цифрой спрятан предмет, который относится к прочитанному нами произведению. Вам нужно назвать это произведение и его автора. За правильные ответы в течение урока каждый из вас получит орешек. И в конце урока мы подсчитаем их.
Что вам напоминают эти рисунки?
Какова же тема сегодняшнего урока? О ком мы будем сегодня говорить?
(О писателях)
- А еще? (О произведениях, которые мы изучили)
-Давайте проверим, так ли это? (слайд)
Совершенно верно. И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам прочитанных произведений.
На предыдущих уроках мы изучали творчество великих писателей XIХ века.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Все имена, фамилии и отчества перепутались. Мне нужна ваша помощь, чтобы навести здесь порядок. И мне помогут …
(на доске портреты писателей и разбросанные Ф.И.О. и географические объекты - Ясная Поляна, Михайловское, Украина, Москва, Кавказ)
Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Лев Николаевич Толстой Владимир Галактионович Короленко Михаил Юрьевич Лермонтов
Остальные будут работать в парах.
(Остальные обучающиеся работают на карточках, используя прием «Распределение»)
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой
И.А. Крылов
В.Г. Короленко
М.Ю. Лермонтов
Давайте проверим. У кого все верно ставим плюс.
-Как же зовут великих русских писателей. Давайте их назовем. Хором.
-Спасибо. Молодцы. Мы обязательно должны знать писателей в лицо, знать, как их зовут, потому что они русские и потому что они великие.
У каждого человека есть Родина.
- А что такое Родина? (…) Мы должны любить свою Родину, гордиться ею и беречь.
И у каждого писателя есть то место, где он родился или провел этапы своей жизни. Как вы думаете, а для этих писателей была важна малая Родина, место где они жили, трудились?
(Для них это было важное место, они проводили там большую часть своего времени, писали там свои произведения)
- Что еще добавим к этой теме? (Писатели очень любили свою Родину и даже посвящали свои произведения ей)
- На доске остались карточки с географическими объектами. Каждый объект связан с жизнью писателя. Давайте соотнесем их с фамилиями писателей. Работать будем по цепочке. Называем писателя и то место, которое связано с его жизнью.
Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна
М.Ю. Лермонтов- детство провел в Тарханах.
В. Г. Короленко родился на Украине
А.С. Пушкин был сослан в село Михайловское
Иван Андреевич Крылов жил в Санкт-Петербурге.
III. Работа по теме урока.
Работа по карточкам
Мы с вами прочитали много произведений различных жанров.
Теперь вам нужно определить, что это за жанры и как их отличить среди других.
Положите перед собой задание. Прочитайте.
Определите, о каком жанре идет речь и запишите.
Приступаем к работе.
Арина читай высказывание под номером один.
Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. (Это басня)
- Кто согласен поднимите руки. Правильный ответ есть.
Полина читай второе понятие - небольшое произведение, где есть созвучные строчки (рифмы).Это стих.
Есть согласные с этим утверждением?
Третье определение.
Небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. (Рассказ)
Отложите листочек в сторонку.
-Сейчас я покажу диафильм. А вы угадаете жанр этого произведения.
-Что это был за жанр. (басня)
- А как отличить басню от остальных жанров? (в басне есть животные, наделенные человеческими пороками, плохими качествами. Басни всегда чему то учат. В басне есть мораль)
Физминутка
Игра « Деревья в лесу»
Встаньте, пожалуйста, в круг. Представьте, что вы превратились в деревья. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались и потянулись к солнышку. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
- Отдохнули? Присаживайтесь.
Работа в группе
А теперь открываем ноутбуки. Посмотрите внимательно. Знакомо ли вам данное произведение? Кто его автор? (это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья…»)
Строчки этой поэмы рассыпались. Нужно собрать их.
Златая цепь на дубе том:
У лукоморья дуб зеленый;
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо-песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
И днем и ночью кот ученый
https://learningapps.org/watch?v=pr1e3syta19
Арина, прочитай, наизусть несколько строчек из этой поэмы. А группы в это время проверят правильность выполнения здания.
Кто еще желает прочитать или рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина?
В этом году мы отмечаем 205-летие со дня рождения великого поэта. Кто подскажет какого? (М.Ю. Лермонтова)
- Полина, расскажи отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова.
Спасибо, а теперь поиграем в игру «Аукцион»
Тема аукциона -повесть Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Вам необходимо назвать все имена, события, географические объекты, связанные с произведением. Для того, чтобы ответить, нужно поднять красную карточку.
(Обучающиеся называют все, что помнят по повести. Последний получает орешек)
Работа в группе. Составление кластера.
- Следующее задание будем выполнять в группе. Группа номер … Вторая группа … Напоминаю девочки, что в группе вы должны работать сообща, задания выполнять вместе.
Задание группе номер один. Составить план путешествия по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Все необходимое для этого есть в конвертах.
Задание второй группе: показать, как менялось представление Васи о жизни в произведении В.Г. Короленко «Дети подземелья». Ваша задача показать Васину дорогу добра.
В конце работы нужно собрать пословицу, которая раскрывает смысл каждого произведения.
Объяснение по схеме 1 группа.
- Выберите ответственного. Зачитайте, что у вас получилось. (ответ группы)
Я думаю, повесть «Кавказский пленник» никого не оставила равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, ценить дружбу.
Спасибо девочки, присаживайтесь.
- Просим 2 группу. Выберите ответственного. Зачитайте, что у вас получилось. Расскажите о Васиной дороге добра.
- Повесть В.Г. Короленко учит нас терпимости, уважению к любому человеку. Мы не должны быть равнодушными к чужому горю. Нужно любить людей и помогать в сложной ситуации. Какой же главный урок мы вынесли из этой повести. Зачитайте.
Русские поэты и писатели, творчество которых мы изучили - великие и во многом мы у них учимся. Писатели призывают читателей к тому, чтобы в душе каждого человека жили доброта, чуткость, сострадание, милосердие. Я думаю, что путешествуя по страницам прочитанных книг, вы все стали добрее к окружающим.
Итог урока
-Давайте подведем итоги нашего путешествия.
-О чем мы сегодня говорили на уроке? (о произведениях писателей 19 века)
-Давайте еще раз вспомним этих великих писателей.
Рефлексия
- А теперь поделитесь своим впечатлением от урока. Выберите любую фразу и закончите ее.
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Было трудно…
Я выполнял задания…
Мне урок понравился тем, что …
Каждый из вас в течение урока получил орешки. А как они связаны с темой нашего урока?
Подсчитайте, сколько же вы орешков набрали? (Оценивание)
Вы заметили, что орешки сегодня были красными и желтыми. И это неспроста. Красный орешек означает, что у вас на уроке сегодня все получилось. А желтый-мне было трудно. Выберите подходящий орешек вам по цвету и прикрепите его к нашему дереву.
Вы очень активно и усердно работали сегодня. Поэтому у нас сегодня все получилось. И на нашем дереве успеха только красные орешки.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Шибанкова Юлия Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Морозова Татьяна
Шибанкова Юлия Александровна