Конспект урока чтения и развития речи в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему «Произведения русских писателей XIX века»

1
5
Материал опубликован 24 February 2019 в группе

 

 

 

Тема « Произведения русских писателей XIX века»

Цель: обобщить знания учащихся по пройденному разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; воспитывать нравственные качества личности, умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

I.Организационное начало

Начался урок чтения. Попрошу вас всех потереть свои ладошки. Сильнее. А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте тепло наших рук. Передайте его друг другу. Улыбнитесь друг другу, подумайте о чем-то хорошем, добром, чудесном. Сегодня на уроке мы попытаемся работать именно так по-доброму, чудесному. И я уверенна, что наши хорошие мысли воплотятся в наш урок. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний

Почти все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение. Чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, мы сыграем в игру «Угадай произведение». Посмотрите на экран. Ваша задача выбрать любую цифру. За каждой цифрой спрятан предмет, который относится к прочитанному нами произведению. Вам нужно назвать это произведение и его автора. За правильные ответы в течение урока каждый из вас получит орешек. И в конце урока мы подсчитаем их.

 

Что вам напоминают эти рисунки?

Какова же тема сегодняшнего урока? О ком мы будем сегодня говорить?

(О писателях)

- А еще? (О произведениях, которые мы изучили)

-Давайте проверим, так ли это? (слайд)

Совершенно верно. И сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам прочитанных произведений.

На предыдущих уроках мы изучали творчество великих писателей XIХ века.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Все имена, фамилии и отчества перепутались. Мне нужна ваша помощь, чтобы навести здесь порядок. И мне помогут …

(на доске портреты писателей и разбросанные Ф.И.О. и географические объекты - Ясная Поляна, Михайловское, Украина, Москва, Кавказ)

Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Лев Николаевич Толстой Владимир Галактионович Короленко Михаил Юрьевич Лермонтов

Остальные будут работать в парах.

(Остальные обучающиеся работают на карточках, используя прием «Распределение»)

А.С. Пушкин


 

Л.Н. Толстой


 

И.А. Крылов


 

 

В.Г. Короленко

 

М.Ю. Лермонтов


 

Давайте проверим. У кого все верно ставим плюс.

-Как же зовут великих русских писателей. Давайте их назовем. Хором.

-Спасибо. Молодцы. Мы обязательно должны знать писателей в лицо, знать, как их зовут, потому что они русские и потому что они великие.

У каждого человека есть Родина.

- А что такое Родина? (…) Мы должны любить свою Родину, гордиться ею и беречь.

И у каждого писателя есть то место, где он родился или провел этапы своей жизни. Как вы думаете, а для этих писателей была важна малая Родина, место где они жили, трудились?

(Для них это было важное место, они проводили там большую часть своего времени, писали там свои произведения)

- Что еще добавим к этой теме? (Писатели очень любили свою Родину и даже посвящали свои произведения ей)

- На доске остались карточки с географическими объектами. Каждый объект связан с жизнью писателя. Давайте соотнесем их с фамилиями писателей. Работать будем по цепочке. Называем писателя и то место, которое связано с его жизнью.

Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна

М.Ю. Лермонтов- детство провел в Тарханах.

В. Г. Короленко родился на Украине

А.С. Пушкин был сослан в село Михайловское

Иван Андреевич Крылов жил в Санкт-Петербурге.

III. Работа по теме урока.

Работа по карточкам

Мы с вами прочитали много произведений различных жанров.

Теперь вам нужно определить, что это за жанры и как их отличить среди других.

Положите перед собой задание. Прочитайте.

Определите, о каком жанре идет речь и запишите.

Приступаем к работе.

Арина читай высказывание под номером один.

Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. (Это басня)

- Кто согласен поднимите руки. Правильный ответ есть.

Полина читай второе понятие - небольшое произведение, где есть созвучные строчки (рифмы).Это стих.

Есть согласные с этим утверждением?

Третье определение.

Небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. (Рассказ)

Отложите листочек в сторонку.

-Сейчас я покажу диафильм. А вы угадаете жанр этого произведения.

-Что это был за жанр. (басня)

- А как отличить басню от остальных жанров? (в басне есть животные, наделенные человеческими пороками, плохими качествами. Басни всегда чему то учат. В басне есть мораль)

Физминутка

Игра « Деревья в лесу»

Встаньте, пожалуйста, в круг. Представьте, что вы превратились в деревья. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались и потянулись к солнышку. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

- Отдохнули? Присаживайтесь.

Работа в группе

А теперь открываем ноутбуки. Посмотрите внимательно. Знакомо ли вам данное произведение? Кто его автор? (это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья…»)

Строчки этой поэмы рассыпались. Нужно собрать их.

Златая цепь на дубе том:

У лукоморья дуб зеленый;

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо-песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

И днем и ночью кот ученый

https://learningapps.org/watch?v=pr1e3syta19

Арина, прочитай, наизусть несколько строчек из этой поэмы. А группы в это время проверят правильность выполнения здания.

Кто еще желает прочитать или рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина?

В этом году мы отмечаем 205-летие со дня рождения великого поэта. Кто подскажет какого? (М.Ю. Лермонтова)

- Полина, расскажи отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова.

Спасибо, а теперь поиграем в игру «Аукцион»

Тема аукциона -повесть Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Вам необходимо назвать все имена, события, географические объекты, связанные с произведением. Для того, чтобы ответить, нужно поднять красную карточку.

(Обучающиеся называют все, что помнят по повести. Последний получает орешек)

Работа в группе. Составление кластера.

- Следующее задание будем выполнять в группе. Группа номер … Вторая группа … Напоминаю девочки, что в группе вы должны работать сообща, задания выполнять вместе.

Задание группе номер один. Составить план путешествия по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Все необходимое для этого есть в конвертах.

Задание второй группе: показать, как менялось представление Васи о жизни в произведении В.Г. Короленко «Дети подземелья». Ваша задача показать Васину дорогу добра.

В конце работы нужно собрать пословицу, которая раскрывает смысл каждого произведения.

Объяснение по схеме 1 группа.

- Выберите ответственного. Зачитайте, что у вас получилось. (ответ группы)

Я думаю, повесть «Кавказский пленник» никого не оставила равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких, ценить дружбу.

Спасибо девочки, присаживайтесь.

- Просим 2 группу. Выберите ответственного. Зачитайте, что у вас получилось. Расскажите о Васиной дороге добра.

- Повесть В.Г. Короленко учит нас терпимости, уважению к любому человеку. Мы не должны быть равнодушными к чужому горю. Нужно любить людей и помогать в сложной ситуации. Какой же главный урок мы вынесли из этой повести. Зачитайте.

Русские поэты и писатели, творчество которых мы изучили - великие и во многом мы у них учимся. Писатели призывают читателей к тому, чтобы в душе каждого человека жили доброта, чуткость, сострадание, милосердие. Я думаю, что путешествуя по страницам прочитанных книг, вы все стали добрее к окружающим.


 

Итог урока

-Давайте подведем итоги нашего путешествия.

-О чем мы сегодня говорили на уроке? (о произведениях писателей 19 века)

-Давайте еще раз вспомним этих великих писателей.

Рефлексия

- А теперь поделитесь своим впечатлением от урока. Выберите любую фразу и закончите ее.

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Было трудно…

Я выполнял задания…

Мне урок понравился тем, что …


 

Каждый из вас в течение урока получил орешки. А как они связаны с темой нашего урока?

Подсчитайте, сколько же вы орешков набрали? (Оценивание)

Вы заметили, что орешки сегодня были красными и желтыми. И это неспроста. Красный орешек означает, что у вас на уроке сегодня все получилось. А желтый-мне было трудно. Выберите подходящий орешек вам по цвету и прикрепите его к нашему дереву.

(прием «Дерево успеха»)

Вы очень активно и усердно работали сегодня. Поэтому у нас сегодня все получилось. И на нашем дереве успеха только красные орешки.

 

 

 

 

Презентация
PPT / 7.84 Мб

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Только не обижайтесь, но не надо задавать такой вопрос "О чем мы сегодня говорили на уроке?" Лучше спросить, что понравилось, что запомнилось и т.п.

24 February 2019

Спасибо, я поняла суть вашего замечания, учту. Вопросы такого характера были заданы на этапе рефлексии.

24 February 2019

Я поняла, что на этапе рефлексии. Удачи в работе, у Вас всё получится!!!

24 February 2019

Интересный урок. У меня ученик в 8 классе, но идеи урока можно перенять, точнее сказать уже "слизала".

24 February 2019

Спасибо, пользуйтесь)

25 February 2019

Похожие публикации