Тема любви в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание"

19
18
Материал опубликован 25 July

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» Урок № 4 11 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Тема любви занимает одно из значимых мест в творчестве И.А. Бунина. В его произведениях рассматриваются вечные вопросы существования: смысл жизни, смерть, искренность, лицемерие, любовь. Автор пытается показать мгновения настоящего счастья и трагической несправедливости. Рассказ «Легкое дыхание» И.А. Бунин написал в 1916 году. В нем автор раскрывает характерную для литературы этого периода тему любви и смерти О чем же «Лёгкое дыхание»? Что хотел сказать Иван Бунин этим произведением?

История создания рассказа «Легкое дыхание» Толчком к написанию рассказа «Легкое дыхание» послужили воспоминания о прогулке по Капри, когда Бунин случайно набрёл на небольшое кладбище и обнаружил могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её живые глаза, писатель рисовал себе картины из прошлого этой юной девушки, рано ушедшей в мир иной. Позднее Бунин написал рассказ о любви, главной героиней его стала русская гимназистка Оля Мещерская, а портрет ее был «срисован» с портрета на кладбище

Тематика рассказа «Легкое дыхание» такова: Тема молодости и неопытности юности Тема любви Тема полноценной жизни и жалкого прозябания в мире иллюзий и ограничений Проблематика рассказа Безответственность молодых девушек, которые относятся к жизни слишком легко. Отношения между мужчиной и женщиной могут принести как счастье, так и закончиться трагически. Люди, живущие иллюзией, создающие себе рамки, не умеют жить полной жизнью. «Лёгкое дыхание» — новелла Новелла —(итал. novella — новость)—прозаический жанр, для него характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Разновидность рассказа.

События рассказа расположены не в хронологической последовательности. Бунин рассказывает о судьбе гимназистки Оли Мещерской, начиная и заканчивая повествование с описания её могилы на кладбище. После вступления, следует описание детства и взросления Оли. Запись из дневника Мещерской приводится после убийства и расследования, хотя события, описываемые в дневнике, происходят раньше. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая

В рассказе имеют место несколько конфликтов Первый – конфликт начальницы и Оленьки Мещерской, противоречие строгости и беззаботности Второй – конфликт Мещерской и казачьего офицера, связанный с неразделенной любовью

В чем смысл названия рассказа? Что подразумевалось под легким дыханием по Бунину? 1.«Легкое дыхание» – один из старинных эталонов женской красоты (папина книжка). 2.«Легкое дыхание» – единственно возможный способ женского существования вообще. 3.«Легкое дыхание» – это «такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти» Легкое дыхание - беззаботность, непосредственность в выражении чувств, что было присуще Оле Мещерской. Легкое отношение к жизни

Несмотря на то, что рассказ написан не по главам, повествование идет фрагментарно и состоит из нескольких частей, выстроенных не в хронологическом порядке. Каждый фрагмент помогает понять характер и поступки главных героев Ольга Мещерская - гимназистка лет 16, из богатой семьи. До 14 лет она ничем не отличалась от других гимназисток. Хорошенькая, шаловливая девочка, как и ее ровесницы. Когда ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали красавицей. Девушка отличалась от своих сверстниц: ее не беспокоил внешний вид, в гимназии замечали её неумеренную весёлость и ветреность Ольга – из скандинавских языков – Хельга – святая. Мещерская – связана с названием территории. Мещера – дремучесть, нетронутость, неразвитость

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька, не смущаясь, говорит о том, что она стала женщиной. А виноват в этом брат начальницы, Алексей Михайлович Малютин Малютин – от Малюты Скуратова - опричника Ивана Грозного Алексей Михайлович – от имени царя, чей портрет висел в кабинете начальницы. Отсюда черты характера: вседозволенность, властность, зрелость Алексей Малютин — человек, влюбленный в Ольгу. В отношениях с ним девушка впервые стала женщиной. Это уже немолодой, но привлекательный мужчина.

То, что произошло между Ольгой и Малютиным, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Она осознает, что это было неправильно и избегает Малютина 56-летний Алексей Михайлович Малютин – друг и сосед семьи Мещерских. Красивый мужчина. Воспользовался случаем и совратил Ольгу. Погиб он на Русско-японской войне в ту же зиму, когда погибла Ольга

После Алексея Михайловича Малютина Ольга вступает в тайную связь с казачьим офицером, который отличался вспыльчивостью. Казачий офицер - некрасивый и, судя по всему, небогатый мужчина. Девушка обещает ему выйти замуж, но в конце концов заявляет, что не любит его и замуж не пойдет. Узнав о связи Ольги с Малютиным, офицер убивает девушку на вокзале на глазах у всех

Начальница гимназии - сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Ее раздражала живость и непосредственность Оли Мещерской. Строгая, неэмоциональная женщина – пример руководителя образовательного учреждения прошлого века. Автор показал ее с разных сторон: строгий директор, классная дама, опытная женщина. Начальница замечает изменения в образе девушки, улавливает ранние признаки взросления и хочет остановить такое преображение, ищет возможности провести уроки воспитания

Классная дама героини - немолодая женщина, воспитательница Оли Мещерской в гимназии. У нее нет своей личной жизни, она живет в своем вымышленном мире. Каждое воскресенье на тихом кладбище, склонившись над могилой Оли, можно увидеть одинокую фигуру. Это классная дама приходит почтить память своей ученицы, и долгие часы проводит она в молчаливом раздумье, вспоминая о той неуловимой искре жизни, о том самом «лёгком дыхании», которым была наделена Оля Образ и характеристика классной дамы Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание» завершают композицию рассказа 

В рассказе "Лёгкое дыхание" Бунин создаёт контраст между образом главной героини, юной Оли Мещерской, и двумя женскими образами – строгой начальницей гимназии, олицетворяющей собой бездушный порядок и условности, и мечтательной классной дамой, ищущей утешения в мире грёз. Они прожили жизнь, ни к кому не привязываясь, ставя во главе всего правила и мечты. Они не жили той настоящей яркой жизнью, которой жила Оленька. Именно поэтому у них к ней особое отношение. Начальницу раздражает внутренняя свобода девушки, ее смелость и готовность противостоять обществу. Классная дама восхищалась ее беззаботностью, счастьем и красотой Оля – другая: смелая, нарушающая запреты, примеряющая на себя роль роковой женщины, далёкой от страха перед нормами и от наивных фантазий

Смерть Ольги Мещерской изображена автором сухо, официально. Протокольный тон дополняет сцена с судебным приставом, проводящим допрос убийцы. Гибель девушки – это тоже следствие разновидности любви Бунин предостерегает: молодость беспечна и не всегда готова к превратностям взрослой жизни, к сложным отношениям между людьми. А любовь, как он считает, не всегда излучает гармонию и счастье, чаще она разрушительна и стихийна

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо большое, Ирина Владимировна! Люблю обсуждать с детьми этот рассказ Бунина. А вот презентации до сих пор не было. Ваша презентация отличная. Она поможет нам на уроке.

25 July

Юлия Васильевна, буду рада, если пригодится! Спасибо за отзыв!

25 July

Присоединяюсь к словам Юлии Васильевны и также от души благодарю, Ирина Владимировна!

25 July

Вера Сергеевна, очень благодарна за отзыв!

25 July

Благодарю за отличные материалы,Ирина Владимировна!

25 July

Марина Юрьевна, спасибо за отзыв и постоянную поддержку!

25 July

Очень содержательная презентация с интересной подборкой наглядного материала! Спасибо за помощь коллегам, Ирина Владимировна!

25 July

Елена Владимировна, благодарю за отзыв, буду рада, если кто-то воспользуется на своих уроках.

25 July

Спасибо большое, Ирина Владимировна! Ознакомилась с большим интересом!

25 July

Ирина Геннадьевна, вам спасибо за внимание к моим работам!

25 July

Очень интересный материал! Не зватает пояснительной записки только.

25 July

Наталья Федоровна, согласна! Но так надоело их писать в течение года... Спасибо за отзыв!

25 July

Работы ваши интересны,увлекательны,полезны!

25 July

Марина Юрьевна, огромное спасибо, очень приятно! Хочется донести материал до ребят через иллюстративный материал...

25 July

Спасибо за познавательные и увлекательные презентации, Ирина Владимировна! Смотрела фильм. В нём тоже прочтение Михалковым произведения?

25 July

Людмила Павловна, спасибо за интерес к Бунину! Фильм Михалкова, но здесь , мне кажется, больше Бунина..

25 July

Большое спасибо, Ирина Владимировна! Замечательный ресурс! дети читают этот рассказ с удовольствием, Ваша презентация поможет в обсуждении рассказа

29 July

Галина Геннадьевна, да, этот рассказ всегда проходит на УРРРа! Спасибо за отзыв!

7 August