Конспекты уроков «Многообразие живого мира. Простейшие под микроскопом» и «Среды обитания организмов»
Тема: Многообразие живого мира. Простейшие под микроскопом.
Цель: познакомиться с многообразием живого мира, с простейшими организмами.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с многообразием живого мира, с простейшими организмами.
развивающие:
учить систематизировать, выделять главное и существенное,
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Оборудование:
Набор ИКТ, инструктивные карты, учебник, тетради для лаб.работ.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Запись домашнего задания в дневники.
Выставление оценок за урок (Оценки за работу на уроке)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)
Выпрямились
Зарядка для глаз
Зарядка для органов дыхания
II. Вступительное слово учителя:
– Здравствуйте, ребята, садитесь!
III. Изучение нового материала.
- Сегодня мы с вами познакомимся с простейшими организмами живой природы. (в словарь)
Одноклеточные (простейшие, лат – Protozoa) - организмы, тело которых состоит из одной клетки, будучи вместе с тем самостоятельным целостным организмом со всеми присущими ему функциями. По уровню организации одноклеточные относятся к прокариотам (бактерии, археи) и эукариотам (некоторые водоросли, простейшие, грибы).
- Для того чтобы поближе познакомиться с простейшими организмами, мы с вами проведем лабораторную работу (слайд)
- Откройте тетради для лабораторных работ, запишите число и тему!
(На парте лежат инструктивные карты)
Царство Простейшие
Представителей этого царства простейшие вы не видели. Потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория-туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих ее тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.
Выполнение лабораторной работы по слайдам!
IV. Закрепление изученного материала.
- А теперь давайте повторим строение ифузории-туфельки по вашим рисункам в тетрадях для лабораторных работ.
- Докажите, что инфузория-туфелька-живой организм…
Ваши выводы по проделанной работе.
V. Запись домашнего задания в дневники.
Д/з на доске.
Изучить п. 40, подготовить ответы на вопросы после п. (устно).
-До свидания, ребята!
Тема урока – “Среды обитания организмов”. (5 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Задачи:
обучающие: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
развивающие:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Оборудование:
Компьютер
проектор,
интерактивная доска,
термины,
магнитная доска,
презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
а) Вступление-приветствие.
– Добрый день, ребята! Я рад видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.
СЛАЙД 2: Цели урока.
Узнать, что такое среда обитания организмов;
Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
- Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, о необычных жителях волшебных королевств…
Начну я сказывать сам, а вы мне помогать будете.
СЛАЙД 3 -4 (рисунки древнейших организмов)
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел?
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
- Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…
Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
СЛАЙД 5-9: Повторение пройденного материала о многообразии живых организмов. (фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные).
СЛАЙД 10: А это что за диковинные организмы?
СЛАЙД 11: Фильм об актиниях.
СЛАЙД 12: Интерактивная игра “Кто из какого царства”.
Учащиеся используют возможности интерактивной доски, размещая объекты живой природы по их принадлежности к определенному царству.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?
- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
СЛАЙД 13: (в словарь)
Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
СЛАЙД 14: Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради.
В какой среде обитания света больше, в каком меньше?
Ответы в виде символов заносятся в схему.
Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.
Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре, (неодинаковое количество тепла влаги обозначается соответствующими знаками). Учитель дает характеристику сред, предлагает, используя схему сделать это учащихся. (Рисунок 1)
СЛАЙД 15-21: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
СЛАЙД 22:
Записи в тетради:
Приспособительные особенности животных и растений:
крылья;
конечности для передвижения по твердой поверхности;
шерсть;
перья;
приспособления для экономного расходования влаги;
приспособления для опыления растений.
СЛАЙД 23: Физкультминутка. Физрук класса проводит комплекс физических упражнений.
СЛАЙД 24-27: Характеристика обитателей водной среды. (в тетрадь)
Приспособления к водной среде обитания
обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники,
ласты
подкожный слой жира
СЛАЙД 28: Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.
Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.
СЛАЙД 29: Обитатели почвенной среды
СЛАЙД 30: Подумайте. Какая среда обитания у рака отшельника?
IV. Этап закрепления знаний
Самоконтроль.
СЛАЙД 31 Интерактивная игра “Кто где живет?”
– А теперь – поиграем:
Попробуем населить наши королевства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:
СЛАЙД 32: Выводы по уроку. (Рисунок 2)
Дайте определение понятию “среда обитания”.
Назовите среды обитания.
Запись домашнего задания.
Подведение итогов.
Выставление оценок с комментариями учителя.
- До свидания, ребята!