12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139

Форма и методы работы: сюжетно - игровая.

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для воспитанников форме.

Задачи:

Развивающие:

- развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;

- активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.

- развивать умение рассуждать и делать выводы.


Воспитывающие:

- воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

- воспитывать дружелюбие и ответственность

- воспитывать будущего гражданина

- воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям


Обучающие: 
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев.

- учить детей отстаивать свои права

- учить детей уважать достоинство и личные права другого человека.

Словарная работа: 
Обогащение словаря:  фоторепортёр,  посол, закон, ООН.
Уточнение словаря: отстоять права, соблюдать обязанности, знак "SOS”.
Активизация  словаря:  равноправие, свобода, работа,  унижение, суд, вина, владение имуществом, гражданин,  личная жизнь.

Ожидаемые результаты: знать свои права и обязанности, уметь уважать права других людей, отвечать на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения.

Оборудование:  компьютер, проектор, иллюстрации к сказкам,  письмо, камера,  рисунки-раскраски, нарисованное дерево без листьев на ватмане, листики из цветной бумаги .

План:

1.Ритуал начала занятия. Упражнение «Колокол»

2.Вводная часть:

Чтение стихотворения;

Сообщение темы.

3. Основная часть:

Вступительная беседа;

Игра: «Кто права нарушил»;

Физкультминутка: барбарики;

Игровая ситуация;

Игра «Поговорим о правах и обязанностях»;

Работа с раскрасками;

4.Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов.
































  1. Ритуал начала.  Упражнение «Колокол».

Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и в слух произносят звуки колокола: «Бом-м-м-м, бом-м-м-м, бом-м-м-м».


  1. Вводная часть. 


- Послушайте  стихотворение.

Слайд: 1
Мамы, папы всей страны, 
Это знать давно должны, 
Есть права и у детишек,
Например на чтенье книжек. 
Право на заботу, ласку,
И на жизнь, как будто в сказке, 
Еще право быть счастливым,
В нашем самом лучшем мире!

- Вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня будем говорить. (ответ детей)

- Да, мы будем говорить о правах и обязанностях.


  1. Основная часть.

 - Сегодня ребята мы с вами поговорим о самом важном документе на нашей планете - "Декларации прав человека”. Давайте вспомним, о чем говорится в этом документе?  

Слайд:2

Дети: В ней говорится о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. 
Воспитатель: Да, ребята у  всех людей есть права и обязанности. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? 
Дети: Есть. 
Воспитатель: Какие они, по-вашему?  

Слайд:  3 на жизнь.

Слайд: 4  на семью.

Слайд: 5 ученье.

Слайд: 6 на отдых.

Слайд: 7  на медицинское обслуживание.


Дети:  Право:  на жизнь, на  семью, на  ученье, на  отдых,  на медицинское  обслуживание, на имя, на  свободу, на  жилище, на питание, на имущество, на друзей, на собственное мнение, на выбор, на защиту, на заботу, на любовь,  на внимание,  на  помощь, на развитие.
Воспитатель: Где записаны эти права? 
Дети:  В Конвенции прав  ребенка.

Слайд:8

Воспитатель:   

Это книга  не простая

Развернёшь – как хороша

Где написано что можно,

Где написано нельзя.

Права и обязанности  записаны в Конвенции  прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

   - Эта организация защищает права всех детей во всем мире независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто права нарушил?»

Ход игры: Нужно определить, кто и какие права нарушает?

Посмотрите на экран.

Слайд: 9
Кто и какое право здесь нарушил? 
«Колобок» - Лиса нарушила право на жизнь. Она съела колобка.

Слайд:  10
«Заюшкина избушка»  - Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища, выгнала зайца из дома.

Слайд:  11
«Маша и медведь» -  медведь нарушил право на свободу, не отпускал Машу домой.


Воспитатель: Какие права имеют герои?

Слайд: 12
«Волк и семеро козлят» - право на семью; на жизнь;

Слайд:  13
«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское  обслуживание;

Слайд:  14

 «Буратино» - право на образование, учение, развитие. 
 
Воспитатель: А какие права имеют эти герои?

Слайд: 15
«Золушка» - право на отдых, на любовь;

Слайд:  16
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу;

Слайд: 17

 «Три поросенка» - право на жилище, на жизнь. 

Воспитатель: Молодцы, вы правильно  определили  права наших героев.

И пришло время поиграть.

Физкультминутка: барбарики.

Игровая ситуация.
Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт. 
Воспитатель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям: "Что за чудеса за дверями никого нет, а конверт нам передали!” На нем и адрес имеется.  Станица Попутная, ул.  Красная  26,  детский центр  с пометкой "SOS”. 
Откуда: Страна Беззакония.

- Дети, кто из вас знает, что обозначает слово "SOS”? Да, действительно, это значит кто–то в беде, и ему срочно нужна наша помощь. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.


Воспитатель читает письмо:  

"Я, фоторепортёр страны Беззакония,  высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.

 Слайд: 18

Воспитатель: Жители страны Беззакония просят выслать к ним посла. 
А кто такой посол?  (ответ детей)
- Дипломатический представитель в другом  государстве. 

 - Как вы думаете, кто бы мог помочь нам в этом деле? (ответ детей)
 - Человек, который хорошо знает права и обязанности люде, записанные в Декларации прав человека, и сумел бы отстоять их.

Предлагаю выбрать того, кто лучше всех справился с заданием в игре, тот и будет послом.

Дети: предлагают.

- Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззакония, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться "Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту) все ваши ответы посол отвезёт в страну Беззаконию. 
- А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: "Права и обязанности”, как будто это одно целое? 
Дети:
Каждый человек имеет права и обязанности, которые он должен соблюдать. Это как одно целое.

Воспитатель:
Правильно, это действительно одно целое. И, чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и соблюдать обязанности. А чтобы жителям этой страны было интересно смотреть наш фильм, мы покажем им игру.

 
Игра: "Поговорим о правах и обязанностях”. 
Для этого надо разделиться на две команды: 
1–я команда – "Права”, 
2–я команда – "Обязанности”. 
Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда "Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда "Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.

Слайд: 19

Воспитатель: Внимание на экран. Что здесь изображено? (рабство)

Какое право здесь нарушено?

Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ. 
«Право» - право на свободу 
«Обязанности» - каждый человек обязан уважать право другого человека.
Воспитатель подводит общий итог после высказывания  команд.
 - Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба. 

 Слайд: 20
Воспитатель: Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика? 
Ответы детей команды:
«Права» - не имеет право обижать. 
Воспитатель: А какие обязанности должны соблюдать родители и дети? 
«Обязанность»  - обязаны  воспитывать своих детей. 
Воспитатель:  Да, вы сказали всё правильно: "Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”. 

Слайд: 21

Воспитатель: Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в стране Беззаконии? 
Ответы детей команды "

«Права» – право на свободу, 
 «Обязанность» -  человек обязан знать и соблюдать закон своей страны.
Воспитатель: Действительно, никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его. 

Слайд: 22

Воспитатель: Но посмотрите, что здесь происходит? (обсуждение фотографии  «врач берет деньги»). Для чего врачу предлагают деньги? Какое право нарушено? 
Ответы детей. 
«Права» - соблюдать закон,  право на медицинскую помощь. 
«Обязанности» - врач  обязан  быть честным и справедливым и оказать медицинскую помощь.
Воспитатель: Правильно, дети. Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А врач обязан оказать медицинскую помощь и без денег.


Слайд: 23

Воспитатель: Что же здесь собираются сделать? Какое право нарушается? Давайте послушаем ответы детей команды 
"Права”- право на жилище 
Воспитатель: А что нам могут сказать участники команды обязанности.
"Обязанности”- все обязаны  содержать своё жилище в чистоте и порядке. 
Воспитатель:  Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке. 

Воспитатель: Давайте посмотрим, о чем еще хотели бы узнать жители этой страны.

Слайд:24

Что здесь произошло? Какие права не знают дети?  (ребенок взял чужую игрушку)

«Право» -  право на собственность.

«Обязанность» - ребенок  обязан спросить разрешение.
Воспитатель:  Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешения. 

Слайд: 25

Воспитатель:  Что делают дети? (дети играют).
«Право» - на отдых, игру, друзей, дружбу.

«Обязанности» - дети обязаны хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитатель: Каждый человек имеет право на отдых, и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.
 - Молодцы ребята, порадовали вы меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.

- А сейчас мы с вами выполним ещё одно задание, раскрасим картинки, где отражены права и обязанности и передадим их послу, который отправит их в страну Беззаконию.

Выполнение работ детьми  (звучит музыка).

Послу  уже пора отправляться в страну Беззаконию, с Вашими, ребята, советами, рисунками, думаю, там будет порядок. (Отдаёт камеру послу).

-  Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте свои обязанности. Не забывайте эту книгу. Она всегда вам подскажет и поможет в жизни.

Права ребенка надо знать

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить!

4. Подведем итог занятия.  Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали сегодня?

Дети: - Я узнала о правах и обязанностях.

           - Узнала, что и  у героев мультфильмов есть права и обязанности.

           -  Мне понравилась физкультминутка

           - Мне понравилось раскрашивать картинки.

           - Мы узнали, кто такой посол.

Воспитатель:

 Если вам понравилось занятие,  вы справились с заданиями,

то возьмите - зеленый листик.

Если вы  в чем – то затруднялись, возьмите – желтый  листик.

Если было трудно  и непонятно, занятие не понравилось,

возьмите – красный листик.

 Я попрошу наклеить ваши листики на дерево (нарисованное на бумаге).

Обсуждение изображённого дерева по ситуации.











Литература:


  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
  2.  Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
  3.  «Конвенция ООН о правах ребенка»
  4.  Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
  6. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
  7. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 12.06.21 в 09:50 0Ответить Пожаловаться
ПЛАГИАТ!!!
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НОД: "О ПРАВАХ - ИГРАЯ" (подготовительная группа),
Выполнил: Воспитатель II квалификационной категории
Маркова Татьяна Петровна, Моршанск, 2014
https://shkolnie.ru/pravo/124279/index.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.