Занятие «Общение – основа взаимодействия человека друг с другом»
Занятие № 1
Тема: ОБЩЕНИЕ – ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА
ДРУГ С ДРУГОМ.
Цель:, развитие навыков знакомства с другими людьми.
Ход занятия
Знакомство с группой, с целями и задачами курса.
Приветствие. Игра «Найди пару». Психолог называет число, учащиеся должны объединиться в группы по заданному числу. Договариваться нельзя.
Определения правил работы в группе.
Информационный блок
-
Внимательно слушать других,
Говорить искренне,
Говорить по одному,
Уважать мнение других и т. д.
Беседа с учащимися: - Зачем нужно общение? Определение понятия общение
Общение- сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействия. (из словаря). Люди общаются между собой, речевыми и неречевыми средствами. Речевое общение- передача информации от одного человека к другому и ее осмысление при помощи слов. К неречевому общению относятся: жесты, мимика, пантомимика, тембр голоса, громкость, быстрота речи, паузы, смех, контакт глазами, прикосновения.
При общении следует учитывать следующие закономерности:
-человек способен эффективно воспринимать 15-20 мин., после этого следует сделать паузу
-наиболее эффективными внимание и восприятие являются первые и последние 30 секунд. В начале, чтобы узнать о чем пойдет речь; в конце, чтобы не упустить смысл
-необходимо учитывать, что в среднем человек воспринимает 50-60 слов в минуту.
Подготовка к беседе:
Упражнение «Интервью» учащиеся делятся на пары, в течение 10 мин. они должны как можно больше получить информации о собеседнике. Потом меняются. Итог упражнения: - Какие трудности возникли при общении в парах?
-
Анализ темы, ее участников
Предварительный сбор информации по теме
Обдумывание и компоновка материала
Составление рабочего плана беседы
Разработка начала, основной части, окончания беседы
На листочках бумаги (вырезанных в форме лепестков) учащиеся пишут свое понимание смысла слова ОБЩЕНИЕ, которые затем собираются в форме «цветка- ромашки». Обсуждение понятия ОБЩЕНИЯ.
Психолог делает общий вывод: в общении мы обмениваемся информацией, пытаемся понять друг друга и построить взаимодействие
Занятие № 2
Тема: КТО Я? ЧТО Я НЕ ЗНАЮ О СЕБЕ?
Цель: Создание условий для самоанализа подростков. Развитие навыков внимательного отношения к другому человеку.
Ход занятия
Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Заполнение учащимися анкеты
Имя |
|
Сколько лет |
|
Цвет глаз |
|
Мой адрес |
|
Любимая еда |
|
Любимое животное |
|
Любимая книга |
|
Мой кумир |
|
Мой лучший друг |
|
Мое хобби |
|
Мой лучший друг |
|
Лучше всего я умею |
|
Моя цель в жизни |
Рефлексия
Упражнение «Я глазами других». Из числа учащихся выбираем двух-трех «натурщиков». Ребята делятся на группы по числу «натурщиков» им необходимо нарисовать портрет «натурщиков» (я вижу его так…) отобразить психологические особенности «натурщика».
Обсуждение: «натурщики» высказывают свое мнение, «художники» поясняют свои мысли.
4. Упражнение «Сотвори друга»
Ребятам предлагается одеть (нарядить) того человека, с которым ему приятно общаться (например, привязать бантик, изготовить эмблему и т.п).
5. Итог занятия упражнение «Что в имени твоем»
Ребятам предлагается написать свои сильные качества личности в соответствии с буквами своего имени ( О- оптимистичная
Л- любимая
Я- ясная)