12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Деркач Наталья Васильевна20
Россия, Новосибирская обл., с. Остяцк

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Остяцкая основная школа
















Методическая разработка


«Мой лучший урок русского языка»









Составитель: Деркач Наталья Васильевна












2019 год





Тема: «Окончание и основа слова»


Класс: 5


Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.


Тип урока - урок усвоения новых знаний.


Задачи:

Углубить знание об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Ознакомление с окончанием как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные: осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные:

Позновательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.


Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.


Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.


Демонстрационный материал – презентация по теме урока.


Основные понятия – основа слова, окончание.





Пояснительная записка


Данная методическая разработка урока русского языка в 5 классе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Урок составлен по гуманитарному направлению (русский язык)

Тема урока: «Окончание и основа слова»


Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.


Тип урока - урок усвоения новых знаний.


Краткая характеристика класса: принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать. На уроках обучающиеся работают активно, помогая друг другу, справедливо оценивая свою работу и работу одноклассников, выполняя все требования учителя.


Программа, учебник – в работе используется программа по русскому языку для 5 класса. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

(Русский язык. Рабочие программы).

Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2014).

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2015


Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю.

Раздел учебника: Морфемика. Орфография. Культура речи.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)

- Нарисуйте свое настроение на полях.

- Запишем число, классная работа. (Слайд 2)



Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях


УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний


Ребята давайте посмотрим на экран (на слайд : -а, -ый, -ют, -ят, -и, - ая. (Слайд 3))

- Что перед вами?

- А что такое окончание?

- Что можно сделать с этими окончаниями?

- Можно ли по окончанию определить часть речи?

- Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре).

А теперь давайте проверим, что вы там записали.(Слайд 4)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение)


Регулятивные (контроль, коррекция знаний).


Определение темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Слайд 5)

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение)

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).


Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 6)

- Ребята, а теперь я вам предлагаю выполнить новое задание.

Посмотрите на слайд 6.

И скажите, что это за задание?

1 вариант. В, январь, ударять, сильный, морозы.

2 вариант. Пушистые, снежинки, падать, на, земля.

- Можно ли сказать, что это предложения?

- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

- Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 7)

- Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

- Какие значения имеет слово?

-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.






Проблемное объяснение нового материала.


УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Физминутка

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

Какая же зима без снега.

Вот студеною зимой (Дети машут руками.) 
Ветер дует ледяной, 
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) 
Он суровый и могучий. 
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на  несколько секунд, потом встают) 

Даже хитрая лиса. 
Притаилась и сидит, 
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) 
Но утихла злая вьюга, 
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) 
Скачет по полю лиса. ( Прыжки) 
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) 
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Выполняют физминутку


Закрепление знания

- Ребята, а теперь давайте выполним в учебнике

упражнение 384.

Но выполнять мы его будем по следующим критериям.

- Давайте посмотрим на слайд (Слайд 8).

Но последующим критериям оценивания.

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;

На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;

На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.


- А теперь давайте проверим, как вы выполнили упражнение.

- Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал.

- Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал. (Слайд 9).

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.


Коммуникативные (постановка вопроса)


Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)


Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

Контроль усвоения материала

Работа с сигнальными карточками ДА - НЕТ.

- Ребята давайте с вами поиграем, у вас на столах лежат сигнальные карточки ладошки красные и зеленые, я вам буду задавать вопросы, а вы будите подымать карточки. Красная ладошка значит – нет, а зеленая означает - да.

- И так все готовы? Тогда начинаем.

- Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

- Окончание входит в основу слова? (Нет.)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

- С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом




Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Рефлексия

- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока,

- Скажите, что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:


Урок полезен, всё понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Ещё придется потрудиться.


Да, трудно всё-таки учиться.


Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)


Домашнее задание

Упр. 379, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений)

*нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 10)

Записывают домашнее задание

Личностные































Приложение 1


Оценочный лист

Ф.И. учащегося____________________________________

Оцени свою работу в паре:



Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре










t1585291491aa.gift1585291491aa.gif









1. 2.




Приложение 2




Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание -1 балл;



Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием и основой слова– 2 балла;



2. какое значение заключено в окончании и основе слова– 1 балл;



2. выделять окончание – 2 балла;



3. как выделить окончание в слове – 1 балл;



3. выделять основу слова – 2 балла.



4. как определить основу слова – 1 балл.



Итого:























Приложение 3

t1585291491ab.jpg





t1585291491ac.jpg













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.