Урок русского языка в 5 класссе «Окончание и основа слова»

1
0
Материал опубликован 27 March 2020

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Остяцкая основная школа
















Методическая разработка


«Мой лучший урок русского языка»









Составитель: Деркач Наталья Васильевна












2019 год





Тема: «Окончание и основа слова»


Класс: 5


Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.


Тип урока - урок усвоения новых знаний.


Задачи:

Углубить знание об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Ознакомление с окончанием как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

Углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные: осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные:

Позновательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.


Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.


Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.


Демонстрационный материал – презентация по теме урока.


Основные понятия – основа слова, окончание.





Пояснительная записка


Данная методическая разработка урока русского языка в 5 классе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Урок составлен по гуманитарному направлению (русский язык)

Тема урока: «Окончание и основа слова»


Методы и формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод, индивидуальная работа в паре.


Тип урока - урок усвоения новых знаний.


Краткая характеристика класса: принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать. На уроках обучающиеся работают активно, помогая друг другу, справедливо оценивая свою работу и работу одноклассников, выполняя все требования учителя.


Программа, учебник – в работе используется программа по русскому языку для 5 класса. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

(Русский язык. Рабочие программы).

Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2014).

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2015


Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю.

Раздел учебника: Морфемика. Орфография. Культура речи.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)

- Нарисуйте свое настроение на полях.

- Запишем число, классная работа. (Слайд 2)



Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях


УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний


Ребята давайте посмотрим на экран (на слайд : -а, -ый, -ют, -ят, -и, - ая. (Слайд 3))

- Что перед вами?

- А что такое окончание?

- Что можно сделать с этими окончаниями?

- Можно ли по окончанию определить часть речи?

- Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре).

А теперь давайте проверим, что вы там записали.(Слайд 4)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение)


Регулятивные (контроль, коррекция знаний).


Определение темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Слайд 5)

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Формулируют тему и цель урока, работают с оценочным листом. (Приложение)

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).


Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями. (Слайд 6)

- Ребята, а теперь я вам предлагаю выполнить новое задание.

Посмотрите на слайд 6.

И скажите, что это за задание?

1 вариант. В, январь, ударять, сильный, морозы.

2 вариант. Пушистые, снежинки, падать, на, земля.

- Можно ли сказать, что это предложения?

- Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

- Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 7)

- Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

- Какие значения имеет слово?

-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания и основы, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.






Проблемное объяснение нового материала.


УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Физминутка

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.

Какая же зима без снега.

Вот студеною зимой (Дети машут руками.) 
Ветер дует ледяной, 
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) 
Он суровый и могучий. 
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на  несколько секунд, потом встают) 

Даже хитрая лиса. 
Притаилась и сидит, 
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) 
Но утихла злая вьюга, 
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) 
Скачет по полю лиса. ( Прыжки) 
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) 
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Выполняют физминутку


Закрепление знания

- Ребята, а теперь давайте выполним в учебнике

упражнение 384.

Но выполнять мы его будем по следующим критериям.

- Давайте посмотрим на слайд (Слайд 8).

Но последующим критериям оценивания.

На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;

На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;

На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.


- А теперь давайте проверим, как вы выполнили упражнение.

- Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал.

- Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал. (Слайд 9).

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.


Коммуникативные (постановка вопроса)


Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)


Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

Контроль усвоения материала

Работа с сигнальными карточками ДА - НЕТ.

- Ребята давайте с вами поиграем, у вас на столах лежат сигнальные карточки ладошки красные и зеленые, я вам буду задавать вопросы, а вы будите подымать карточки. Красная ладошка значит – нет, а зеленая означает - да.

- И так все готовы? Тогда начинаем.

- Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

- Окончание входит в основу слова? (Нет.)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

- С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

- Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом




Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Рефлексия

- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока,

- Скажите, что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:


Урок полезен, всё понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Ещё придется потрудиться.


Да, трудно всё-таки учиться.


Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)


Домашнее задание

Упр. 379, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений)

*нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 10)

Записывают домашнее задание

Личностные































Приложение 1


Оценочный лист

Ф.И. учащегося____________________________________

Оцени свою работу в паре:



Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре










t1585291491aa.gift1585291491aa.gif









1. 2.




Приложение 2




Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание -1 балл;



Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием и основой слова– 2 балла;



2. какое значение заключено в окончании и основе слова– 1 балл;



2. выделять окончание – 2 балла;



3. как выделить окончание в слове – 1 балл;



3. выделять основу слова – 2 балла.



4. как определить основу слова – 1 балл.



Итого:























Приложение 3

t1585291491ab.jpg





t1585291491ac.jpg













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.