Методическая разработка урока для участия в конкурсе «Лучший урок письма - 2022»
Составила учитель русского языка и литературы
Филиала «Невинномысский» Автономной некоммерческой организации среднего
профессионального образования "Северо-Кавказский медицинский колледж"
357100 Ставропольский край
г.Невинномысск, ул.Чкалова,67
Учитель высшей квалификационной категории
Широкова Ольга Васильевна
Тема: «Письмо Тигру»
Дидактическая цель: формирование и систематизирование знаний о написании писем.
Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный
Триединые цели:
1.рассмотреть вопрос о том, что такое письмо, как оно создаётся;
2. развивать навыки правильного написания письма;
3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся:
* языкового чутья
* способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;
* психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникабельность, ясность речи;
4. затронуть вопросы экологического воспитания:
*расширить знания об амурском тигре;
*познакомить с проблемами, с которыми пришлось столкнуться хозяину уссурийской тайги.
Урок построен на базе приёмов ТРКМ
Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная)
Средства работы: наглядный материал, справочные карточки, тетради, доска
Фаза вызова
Актуализация знаний
Ребята, отгадайте загадки и скажите, какая тема их объединяет:
Вопросы |
Ответы |
Цифровое условное обозначение населенного пункта, состоящее из шести цифр. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. Сообщение, поздравление, просьба, которое написано на бумаге и предназначено для отправки на расстояние. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.
|
Индекс Адрес Конверт Письмо Почтальон
Вывод: эти слова относятся к почтовой переписке |
Пробуждение интереса.
А теперь с помощью приёма «Плюс – Минус – Интересно» познакомимся с историей создания почтового конверта.
(При чтении текста в парах вам предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
положительные стороны явления – «+»;
отрицательные стороны явления – «–»;
а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».)
Предлагаемый текст
Утверждают, что самые первые конверты появились в Древней Ассирии. Они были сделаны из глины, потому что и письма писались на глиняных табличках. Глиняное письмо вкладывалось в конверт, а на нем палочкой писались адрес и имя получателя.
В 1920 году владелец магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина выставку. Всю ночь он сооружал пирамиду из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы для печатания газет, а вершиной - листок бумаги величиной с визитную карточку.
Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. После этой выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.
Вскоре выяснилось. Что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.
Владелец, продумав форму и размеры, изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям.
Заслушивание нескольких пар
Постановка цели
Ребята, какую цель для нашего урока мы перед собой поставим?
( Уяснить зачем, о чем и как писать письма)
Фаза реализации / осмысления
Получение информации
Ребята, вот перед нами письмо в конверте. Давайте узнаем, что там, а после составим кластер на тему этого письма. В письме изображение тигра со статьёй из справочника на обороте (на случай затруднений)
(Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди)
Что он делает?
Кто это?
Каким образом?
Какой он?
Кто это? – ТИГР (амурский или уссурийский). Занесен в Международную Красную книгу.
Ребята, а если представить, что слово «тигр» - это аббревиатура, то как можно её расшифровать? В течение 2 минут придумайте в парах «расшифровку» этого слова.
(примерно: Таёжная Индивидуальность Государства Российского). Докажем это.
Какой он?
А) самый крупный представитель семейства кошачьих;
Б) самый северный обитатель этого семейства;
В) самцы на четверть крупнее самок;
Г) по размеру как малолитражный автомобиль;
Д) длина тела: 1,5 – 2 метра;
Е) длина хвоста: 1 – 1,5 метра;
Ж) высота – 1 метр;
З) вес от 180 до 300 кг;
И) обладает густой и длинной шерстью, цвет почти не меняет;
К) имеет довольно широкие лапы.
Что делает?
А) обитает в южной части Дальнего Востока;
Б) является вершиной пищевой цепочки уссурийской тайги;
В) питается копытными;
Г) годами живет на одной территории, если там хватает пищи;
Д) размножаются раз в два года;
Е) свои эмоции показывают звуками и прикосновениями.
Каким образом?
А) по образу жизни – одиночки;
Б) самец в воспитании тигрят не участвует;
В) территорию за собой закрепляет пахучими метками и задирами на деревьях;
Г) охотится так: видит жертву, подползает ближе к ней, выгибает спину и дает упор задними лапами в землю. Если удается остаться незамеченным, после прыжка хищник забирает трофей, но по статистике успешная только одна и десяти попыток.
Итак, удалось ли нам доказать индивидуальность амурского тигра? (Да)
А теперь на несколько минут отвлечемся от нашего кластера, к которому нам предстоит еще вернуться, объединимся в группы и попробуем составить определение из перепутанных фраз. Итак, что такое «письмо»?
Перепутанная логическая цепочка
Ребята, давайте сформулируем определение, расставив части фразы в логическом порядке
Перепутанные фразы |
Верная формулировка |
обобщенное название служащих средством общения различных по содержанию документов самый распространенный способ обмена информацией между людьми между учреждениями в процессе осуществления их деятельности. выделяемых по способу передачи текста (по почте). а также оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов Письмо —, Письма и имеют множество разновидностей. составляют большую часть любого учреждения входящих и исходящих документов |
Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности. Письмо — самый распространенный способ обмена информацией между людьми, а также оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов, выделяемых по способу передачи текста (по почте). Письма составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения и имеют множество разновидностей.
|
Ребята, давайте проверим ваши предположения (командиры групп озвучивают ответы, а на слайде выводится определение)
А сейчас пора узнать о том, с какой бедой столкнулись наши тигры. Давайте представим причины и факты в виде скелета рыбы, то есть используем приём «Фишбоун» и разложим «по косточкам», почему наши тигры оказались на грани вымирания и что с этим делать. Итак, есть проблемный вопрос: почему амурский тигр оказался под угрозой исчезновения? Давайте подумаем и порассуждаем вместе.
Фаза рефлексии
Вот мы познакомились с нелёгкой жизнью наших тигров и узнали о том, что такое письмо и как оно отправляется. Теперь давайте пофантазируем, как можно связать эти две части занятия?
(Варианты:
А) тигры нам пишут письмо с просьбой о помощи;
Б) мы напишем письмо поддержки тиграм;
В) письмо в фонд поддержки тигров)
* Вы правы, ребята. Это и будет вашим домашним заданием.
А теперь попробуем вывести алгоритм написания письма. Обсудите в парах основные приметы писем и составьте план.
Алгоритм написания письма.
Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо.
Здравствуйте...
Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощения.
Подпись. Дата.
Правила заполнения конверта:
ОТ КОГО: от Тигра Упорного
ОТКУДА: Хабаровский край, центр «Утёс»
ИНДЕКС: 680017
КОМУ: жителям посёлка Вяземский
КУДА: Хабаровский край, посёлок Вяземский
ИНДЕКС: 682950
Подытоживая нашу работу, попробуем объединиться в группы и составить по этому алгоритму письмо от тигра Упорного, который от голода пришёл к людям в посёлок. Воспользуемся справочными карточками «тигр Упорный» и «Интересные факты».
Тигр Упорный
Тигр Упорный пришел в поселок Вяземский и задавил трех местных собак из-за нехватки пищи. Жители воевать не стали и вызвали инспекторов по разрешению конфликтов. Истощенного хищника отвезли в реабилитационный центр «Утес», а спустя полгода выпустили в тайгу, надев GPS-ошейник. Благодаря ошейнику сотрудники центра проследили, что дикие инстинкты не исчезли: Упорный без проблем охотился и налаживал связи с другими тиграми в дикой природе, а к людям больше не приходил.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ АМУРСКОМ ТИГРЕ
Черные полосы на шкуре отличаются у каждой особи: найти двух тигров с одинаковой шубкой не получится.
У тигра 30 зубов, как у домашнего котика.
В приливе нежности тигр мурлычет, опровергая этим научные исследования.
Амурский тигр — единственный подвид, который освоил жизнь в полутораметровых снегах и температуре -40°С.
Плохое самочувствие животное лечит специальными травами из лесов и полей.
Ночью амурские кошки видят в 5 раз лучше, чем человек.
Тигру ничего не стоит прыгнуть на два этажа вверх — это 5-6 метров.
Так же, как и развить среднюю скорость машины на шоссе — 80 км/ч, это еще и по снегу.
Самый мощный тигр в мире весил 384 кг, это почти как 100 домашних кошек.
Итак, группа №1 составляет вступительную часть письма, группа №2 напишет о злоключениях тигра и о том, как на это отреагировали люди, группа №3 от имени тигра расскажет, чем он примечателен, а группа №4 завершит письмо.
*Итог работы закрепляется на листе ватмана на доске и получившееся письмо зачитывается целиком.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору):
Написать письмо
(Варианты:
А) тигры нам пишут письмо с просьбой о помощи;
Б) мы напишем письмо поддержки тиграм;
В) письмо в фонд поддержки тигров)
6
Легоцкая Вера Сергеевна