Тема: «Письмо Тигру»

9
1
Материал опубликован 3 July в группе

Методическая разработка урока для участия в конкурсе «Лучший урок письма - 2022»

Составила учитель русского языка и литературы

Филиала «Невинномысский» Автономной некоммерческой организации среднего

профессионального образования "Северо-Кавказский медицинский колледж"

357100 Ставропольский край

г.Невинномысск, ул.Чкалова,67

Учитель высшей квалификационной категории

Широкова Ольга Васильевна






Тема: «Письмо Тигру» 

Дидактическая цель: формирование и систематизирование знаний о написании писем.


Тип урока: урок рефлексии; вид урока: комбинированный

Триединые цели:

1.рассмотреть вопрос о том, что такое письмо, как оно создаётся;

2. развивать навыки правильного написания письма;

3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся:
* языкового чутья
* способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;
* психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникабельность, ясность речи;

4. затронуть вопросы экологического воспитания:

*расширить знания об амурском тигре;

*познакомить с проблемами, с которыми пришлось столкнуться хозяину уссурийской тайги.

Урок построен на базе приёмов ТРКМ

Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная)

Средства работы: наглядный материал, справочные карточки, тетради, доска

Фаза вызова

Актуализация знаний

Ребята, отгадайте загадки и скажите, какая тема их объединяет:

Вопросы

Ответы

Цифровое условное обозначение населенного пункта, состоящее из шести цифр.

Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

Сообщение, поздравление, просьба, которое написано на бумаге и предназначено для отправки на расстояние.

Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.


Индекс

Адрес

Конверт

Письмо

Почтальон


Вывод: эти слова относятся к почтовой переписке


Пробуждение интереса.

А теперь с помощью приёма «Плюс – Минус – Интересно» познакомимся с историей создания почтового конверта.

(При чтении текста в парах вам предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

положительные стороны явления – «+»;

отрицательные стороны явления – «–»;

а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».)


Предлагаемый текст


Утверждают, что самые первые конверты появились в Древней Ассирии. Они были сделаны из глины, потому что и письма писались на глиняных табличках. Глиняное письмо вкладывалось в конверт, а на нем палочкой писались адрес и имя получателя.

В 1920 году владелец магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина выставку. Всю ночь он сооружал пирамиду из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы для печатания газет, а вершиной - листок бумаги величиной с визитную карточку.

Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. После этой выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось. Что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец, продумав форму и размеры, изготовил нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям.

Заслушивание нескольких пар


Постановка цели

Ребята, какую цель для нашего урока мы перед собой поставим?

( Уяснить зачем, о чем и как писать письма)


Фаза реализации / осмысления


Получение информации

Ребята, вот перед нами письмо в конверте. Давайте узнаем, что там, а после составим кластер на тему этого письма. В письме изображение тигра со статьёй из справочника на обороте (на случай затруднений)

(Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди)

t1720026320aa.gift1720026320ab.gif

Что он делает?

Кто это?



t1720026320aa.gift1720026320ac.gif

Каким образом?

Какой он?

t1720026320ad.jpg



Кто это? – ТИГР (амурский или уссурийский). Занесен в Международную Красную книгу.

Ребята, а если представить, что слово «тигр» - это аббревиатура, то как можно её расшифровать? В течение 2 минут придумайте в парах «расшифровку» этого слова.

(примерно: Таёжная Индивидуальность Государства Российского). Докажем это.

Какой он?

А) самый крупный представитель семейства кошачьих;

Б) самый северный обитатель этого семейства;

В) самцы на четверть крупнее самок;

Г) по размеру как малолитражный автомобиль;

Д) длина тела: 1,5 – 2 метра;

Е) длина хвоста: 1 – 1,5 метра;

Ж) высота – 1 метр;

З) вес от 180 до 300 кг;

И) обладает густой и длинной шерстью, цвет почти не меняет;

К) имеет довольно широкие лапы.

Что делает?

А) обитает в южной части Дальнего Востока;

Б) является вершиной пищевой цепочки уссурийской тайги;

В) питается копытными;

Г) годами живет на одной территории, если там хватает пищи;

Д) размножаются раз в два года;

Е) свои эмоции показывают звуками и прикосновениями.

Каким образом?

А) по образу жизни – одиночки;

Б) самец в воспитании тигрят не участвует;

В) территорию за собой закрепляет пахучими метками и задирами на деревьях;

Г) охотится так: видит жертву, подползает ближе к ней, выгибает спину и дает упор задними лапами в землю. Если удается остаться незамеченным, после прыжка хищник забирает трофей, но по статистике успешная только одна и десяти попыток.


Итак, удалось ли нам доказать индивидуальность амурского тигра? (Да)

А теперь на несколько минут отвлечемся от нашего кластера, к которому нам предстоит еще вернуться, объединимся в группы и попробуем составить определение из перепутанных фраз. Итак, что такое «письмо»?


Перепутанная логическая цепочка

Ребята, давайте сформулируем определение, расставив части фразы в логическом порядке


Перепутанные фразы

Верная формулировка

обобщенное название

служащих средством общения

различных по содержанию документов

самый распространенный способ обмена информацией между людьми

между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.

выделяемых по способу передачи текста (по почте).

а также оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов

Письмо —, Письма

и имеют множество разновидностей.

составляют большую часть

любого учреждения

входящих и исходящих документов

Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.

Письмо — самый распространенный способ обмена информацией между людьми, а также оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов, выделяемых по способу передачи текста (по почте). Письма составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения и имеют множество разновидностей.



Ребята, давайте проверим ваши предположения (командиры групп озвучивают ответы, а на слайде выводится определение)



А сейчас пора узнать о том, с какой бедой столкнулись наши тигры. Давайте представим причины и факты в виде скелета рыбы, то есть используем приём «Фишбоун» и разложим «по косточкам», почему наши тигры оказались на грани вымирания и что с этим делать. Итак, есть проблемный вопрос: почему амурский тигр оказался под угрозой исчезновения? Давайте подумаем и порассуждаем вместе.

t1720026320ae.jpg

Фаза рефлексии

Вот мы познакомились с нелёгкой жизнью наших тигров и узнали о том, что такое письмо и как оно отправляется. Теперь давайте пофантазируем, как можно связать эти две части занятия?

(Варианты:

А) тигры нам пишут письмо с просьбой о помощи;

Б) мы напишем письмо поддержки тиграм;

В) письмо в фонд поддержки тигров)

* Вы правы, ребята. Это и будет вашим домашним заданием.


А теперь попробуем вывести алгоритм написания письма. Обсудите в парах основные приметы писем и составьте план.

Алгоритм написания письма.

Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте...

Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощения.

Подпись. Дата.


Правила заполнения конверта:

ОТ КОГО: от Тигра Упорного

ОТКУДА: Хабаровский край, центр «Утёс»

ИНДЕКС: 680017

КОМУ: жителям посёлка Вяземский

КУДА: Хабаровский край, посёлок Вяземский

ИНДЕКС: 682950


Подытоживая нашу работу, попробуем объединиться в группы и составить по этому алгоритму письмо от тигра Упорного, который от голода пришёл к людям в посёлок. Воспользуемся справочными карточками «тигр Упорный» и «Интересные факты».


Тигр Упорный

Тигр Упорный пришел в поселок Вяземский и задавил трех местных собак из-за нехватки пищи. Жители воевать не стали и вызвали инспекторов по разрешению конфликтов. Истощенного хищника отвезли в реабилитационный центр «Утес», а спустя полгода выпустили в тайгу, надев GPS-ошейник. Благодаря ошейнику сотрудники центра проследили, что дикие инстинкты не исчезли: Упорный без проблем охотился и налаживал связи с другими тиграми в дикой природе, а к людям больше не приходил.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ АМУРСКОМ ТИГРЕ

Черные полосы на шкуре отличаются у каждой особи: найти двух тигров с одинаковой шубкой не получится.

У тигра 30 зубов, как у домашнего котика.

В приливе нежности тигр мурлычет, опровергая этим научные исследования.

Амурский тигр — единственный подвид, который освоил жизнь в полутораметровых снегах и температуре -40°С.

Плохое самочувствие животное лечит специальными травами из лесов и полей.

Ночью амурские кошки видят в 5 раз лучше, чем человек.

Тигру ничего не стоит прыгнуть на два этажа вверх — это 5-6 метров.

Так же, как и развить среднюю скорость машины на шоссе — 80 км/ч, это еще и по снегу.

Самый мощный тигр в мире весил 384 кг, это почти как 100 домашних кошек.


Итак, группа №1 составляет вступительную часть письма, группа №2 напишет о злоключениях тигра и о том, как на это отреагировали люди, группа №3 от имени тигра расскажет, чем он примечателен, а группа №4 завершит письмо.

*Итог работы закрепляется на листе ватмана на доске и получившееся письмо зачитывается целиком.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору):

Написать письмо

(Варианты:

А) тигры нам пишут письмо с просьбой о помощи;

Б) мы напишем письмо поддержки тиграм;

В) письмо в фонд поддержки тигров)



6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересный опыт!

3 July

Сборник методических разработок и педагогических идей