Технологическая карта урока технологии по теме «Поиск и исследование идей. Выбор идеи для проектирования изделия» (6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: технология
Класс: 6
Тема урока |
Поиск и исследование идей. Выбор идеи – 2 часа |
|||
Педагогическая технология |
Технология развития информационно - интеллектуальной компетентности (ТРИИК) |
|||
Тип урока |
Открытие новых знаний |
|||
Цель урока |
Познакомить учащихся с этапом проектирования «Поиск и исследование идей. Выбор идеи», формировать умение выполнения эскиза для наглядного изображения изделия и составления описания в соответствии требованиями технического задания. |
|||
Основные понятия |
Идея, выбор идеи, критерии выбора, техническое задание на проектирование, эскиз изделия, описание изделия. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
Выявлять критерии из технического задания для разработки внешнего вида изделия. Выполнять эскиз изделия для наглядного изображения. Составлять описание изделия. Проводить сравнительный анализ разработанных идей для выбора лучшей идеи. |
Личностные: формирование положительного и ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, работать по плану, сверяясь с целью. Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации, осуществление выбора наиболее эффективного решения. Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
|||
Организация образовательного пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Рисование, черчение, русский язык |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Рабочий лист учебного проекта. Компьютерная презентация: Учебный проект «Пенал будущего». Компьютерная презентация: справочный материал «правила выполнения эскиза для наглядного изображения и правила описания изделия» |
||
Этапы изучения темы |
Цели |
Планируемый результат |
||
1 этап «Самоопределение в деятельности» |
Стимулировать интерес учащихся к изучению темы посредством игровой ситуации «Магазин», способствовать выявлению отсутствующих знаний и умений для выполнения последующего этапа учебного проекта «Пенал будущего». |
Самоопределение, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности изучения этапов проектирования и постановки личностно значимой цели деятельности: разработка идей для учебного проекта «Пенал будущего», выбор идеи для дальней работы над проектом. |
||
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» |
Организовать изучение правил наглядного изображения и описания изделия для выполнения тренировочного упражнения по составлению описания изделия. |
Умение составлять описание изделия с учетом изученных правил, практическое выполнение тренировочного упражнения. |
||
3 этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» |
Способствовать выбору учащимися способа деятельности (индивидуального или в малых группах) и самоорганизации их на выполнение творческого задания для учебного проекта «Пенал будущего». |
Выполнение эскизов и описаний 4 – 5 изделий (пеналов), осуществление выбора оптимального решения для последующего этапа проектирования. |
||
4 этап «Рефлексивная деятельность» |
Способствовать соотношению полученного результата с поставленной целью, создать условия проведения самоанализа и самооценки собственной деятельности учащегося по выполнению творческого задания в рамках изучаемой темы. |
Умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. |
Этапы урока
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Личностная |
|||||||||||||||
Задания |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
1 этап «Самоопределение в деятельности» |
||||||||||||||||||
Мотивация |
Приветствует учеников, создает мотивацию к обучению. Предлагает игровую ситуацию: «Магазин». На стол выкладываются 2-3 одинаковых пенала. 1 ученик – продавец, предлагает купить пенал, 2-й ученик – покупатель, пытается выбрать пенал. |
Приветствуют учителя, включаются в игровую ситуацию, демонстрируют понимание проблемы, высказывают пожелания: какой пенал они хотели бы купить, формулируют предположения о том, как сделать, что бы пеналы были разными. |
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации, осуществление выбора наиболее эффективного решения |
Выстраивают диалог в игровой ситуации, участвуют во фронтальной беседе, обсуждают сложившуюся ситуацию. |
Формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать, умение задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства. |
Отслеживают события, происходящие во время осуществления игровой ситуации. |
Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля. |
Включение в разговор, участие в игровой ситуации и обсужлении. |
Формирование мотивации и положительного отношения к учению. |
|||||||||
Актуализация. Воспроизвести изученные этапы процесса проектирования |
Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность, организуя повторение этапов проектирования, демонстрирует схему этапов проектирования в презентации «Пенал будущего», напоминает этапы, пройденные на предыдущих уроках: Постановка проблемы. Составление плана работы. Исследования по проблеме. Составление Т.З. Задает наводящие вопросы. |
Вспоминают этапы проектирования, в том числе и те, которые еще не выполнены в ходе выполнения учебного проекта, критерии для создания изделия, т.е. требования, записанные в Т.З.
|
Построение логической цепи рассуждений. |
Взаимодействуют с одноклассниками и учителем в ходе беседы. |
Адекватно использовать речевые средства, формулировать и аргументировать свое мнение. |
Организуют свою деятельность по воспроизведению изученных и выполненных этапов проектирования. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Работать по плану, сверяясь с целью. |
Перечисляют этапы, выполненные в личном учебном проекте и те, которые предстоит выполнить. |
Мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности |
|||||||||
Сформулировать тему и определить цели урока. |
Предлагает определить этап учебного проекта, который будет выполняться на уроке, способствует формулированию цели урока. |
Называют очередной этап проектирования: «Поиск и исследование идей». Определяют цели урока: Разработать идеи. Выбрать оптимальный вариант. |
Построение логической цепи рассуждений. Выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. |
Взаимодействуют с одноклассниками и учителем в ходе беседы. |
Адекватно использовать речевые средства, формулировать и аргументировать свое мнение. |
Определяют тему урока, формулируют учебные цели. |
Действия самонаблюдения и самоконтроля, Принимать и сохранять учебную цель. |
- |
- |
|||||||||
Включение учащихся в целенаправленную деятельность. Составить план действий. |
Предлагает учащимся найти пути достижения цели, составить план действий. Организует фронтальную беседу. Наводящие вопросы: Как определить каким должен быть ваш пенал, на какие критерии надо ориентироваться? Сколько надо разработать идей? Как представить информацию об идее? |
Составляют план действий: Выполнить эскизы 4-5 изделий Составить описание каждого пенала Выбрать оптимальный вариант. Обосновать выбор. |
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей для проведения анализа информации, осуществление выбора наиболее эффективного решения |
Участвуют в обсуждении, высказывают собственное мнение. |
Формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать ее и координировать с позициями партнеров при выработке общего решения. |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» |
||||||||||||||||||
Познакомиться с правилами выполнения эскиза для наглядного изображения изделия, выполнить тренировочное упражнение по составлению описания изделия. |
Организует деятельность учащихся, предоставляет справочный материал: «Правила выполнения эскиза для наглядного изображения и описания изделия» Организует работу в малых группах по изучению правил выполнения эскизов и описания изделия. Организует и проводит динамичную паузу на 20 мин. урока |
Изучают справочный материал по выполнению эскиза для наглядного изображения изделия. Составляют устное описание изделий, находящихся в справочном материале. |
Выстраивание рассуждений об объекте, его строении, свойствах и функциях по наглядному изображению. |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения полученной информации из справочного материала во фронтальном режиме.
|
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речевые средства. |
Обсуждают в группе выполнение упражнения, выступают перед классом, озвучивая результат работы. |
Контролирование и оценивание своих действий. |
Выполняют упражнения динамичной паузы. |
Формирование ЗОЖ. |
|||||||||
Составить устное описание изделия. |
Предлагает составить устное описание изделий, находящихся в справочном материале.
Организует эмоциональную паузу на 30 мин. урока. |
Составляют устное описание изделий, находящихся в справочном материале. |
Развить умение анализировать графическую, выстраивать устное сообщение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания изучаемого материала. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль |
Осознают значение изучаемого материала для получения новых умений. Участвует в эмоциональной паузе |
Формирование положительного отношения к учению. |
|||||||||
3 этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» |
||||||||||||||||||
Разработать свои идеи для учебного проекта «Пенал будущего» |
Организует работу по выполнению этапа проектирования «Поиск и исследование идей». Проводит консультации учащихся по возникшим вопросам. Организует и проводит динамичную паузу на 20 мин. урока |
Индивидуально выполняют эскизы изделий и составляют их письменное описание в соответствии с требованиями Т.З. |
Развивают умение применять изученные правила для практического применения |
Взаимодействуют с учителем по отдельно возникшим вопросам |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Организует свою деятельность, учитывая условия учебной задачи. |
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. Обнаруживать отклонения от эталона. |
Выполняют упражнения динамичной паузы. |
Формирование ЗОЖ. |
|||||||||
Провести сравнительный анализ разработанных идей. Выбрать лучшую идею для дальнейшего проектирования. |
Предлагает заполнить таблицу сравнительного анализа разработанных идей. Организует эмоциональную паузу на 30 мин. урока. |
Индивидуально заполняют таблицу, оценивая каждую идею на соответствие техническому заданию, осуществляют и обосновывают выбор лучшей идеи |
Развивать умение анализировать информацию, делать выбор наиболее эффективного решения. |
Взаимодействуют с учителем по отдельно возникшим вопросам |
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Организует свою деятельность, учитывая условия учебной задачи. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять Самоконтроль. |
Осознают значение выполняемого задания для выполнения учебного проекта. Участвует в эмоциональной паузе. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование положительного отношения к учению. |
|||||||||
4 этап «Рефлексивная деятельность» |
||||||||||||||||||
Подвести итоги занятия |
Организует беседу о результатах выполнения этапов учебного проекта, побуждает обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке. |
Определяют соответствие полученного результата с поставленной целью.
|
Осуществлять актуализацию полученных знаний по предмету. |
Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме |
Слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках учебного проекта.
. |
Самостоятельно анализировать достижения цели с учетом поставленной учебной задачи. |
Анализируют и оценивают успешность своей деятельности. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование положительного отношения к учению. |
/data/files/c1487397176.pptx (Справочный материал к уроку "Поиск идей")
Презентация к учебному проекту "Пенал будущего"
PPTX / 748.38 Кб
Павкина Галина Геннадьевна
Ольга Пародина
Елена Владимировна