Статья на тему «Элементы здоровьесберегающих технологий в школе»

1
0
Материал опубликован 17 February 2020

      В школе дети проводят большую часть своей жизни. Для кого-то это психологическая трудность. Учебный день в школе - это не только общение с друзьями и одноклассниками. В течение дня возникает много трудностей, в том числе и психологические. Все мы знаем, что положительный эффект усвоения материала и обучения зависит от здоровья ребенка.   Творчески активны и работоспособны будут те ребята, которые физически и психологически здоровы. На здоровье детей влияют многие факторы.  Самые  важные – это среда школы и процесс обучения. Я считаю, что не ученики должны подстраиваться к нашей системе обучения, а наши методики, программы должны быть адаптированы к особенностям обучаемого.

      Как сберечь психологическое и физическое здоровье ребенка? Для этого необходимо на всех уроках применять  здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии не только оберегают здоровье учащихся от неблагоприятных факторов образовательного процесса, но и формируют культуру здоровья. Я работаю учителем ОБЖ 18 лет, и считаю, что именно учитель ОБЖ даёт ребятам основные знания о здоровом образе жизни и здоровье, о культуре безопасного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Поэтому именно учителя ОБЖ должны делиться опытом формирования отношения к здоровью. Давайте проанализируем традиционную организацию образовательного процесса. Эта система создает у наших учеников постоянные стрессовые ситуации, которые могут привести к разрушению различных функций и развивают хронические заболевания. Наша система образования имеет здоровьеразрушающий компонент:

 1. Необходимость сидеть 40-45 минут (для многих ребят это сложная задача);

2. Тревога ожидания опроса;

3. Напряженный психологический климат;

4. Страх получить неудовлетворительную отметку.

Выход один – использовать на уроках здоровьесберегающие технологии.

В чем суть таких технологий?

      Во-первых, необходимо знать индивидуальные особенности ученика и составлять задания разные по степени сложности (ребятам с высоким интеллектом и работоспособностью предлагать более сложные по объему задачи). Кроме того, эти задания должны менять виды деятельности. Ребятам со средним уровнем работоспособности я подбираю задания средней или низкой сложности, так как у этих ребят быстрее наступает утомляемость и падет работоспособность.

      Во-вторых, для того чтобы создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, а также для более глубокого понимания и поддержания интереса к предмету я использую межпредметные связи, что способствует хорошему усвоению материала. Например изучение тем в разных классах («Аварии на радиационно опасных и химически опасных объектах» в 8 класее невозможно без таких предметов, как физика и химия. Тема в 11 классе «Семья в современном обществе», не представляю без интеграции предмета «Обществознание». В 9 классе при изучении темы «Национальные интересы России в современном мире», и в 10 классе при изучении темы «История ВСРФ» - без интеграции предмета «История»)

      Не стоит забывать о комфортном начале и окончании урока. Именно начало урока создает положительный эмоциональный настрой не только у учителя, но и у всего класса. Положительные установки на успех в учебной деятельности, нестандартная ситуация в начале урока, хорошее настроение учителя – все способствует уничтожению эмоционального дискомфорта. Урок будет не совсем полноценным, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: музыкальных минуток, улыбок, уместных остроумных шуток, афоризмов, использования поговорок. И ребята уходят с урока с хорошим настроением, позитивно заряжены, потому что в течение этого времени не было стрессов или тревоги.

      Конечно же, не стоит забывать о дозированном разноуровневом домашнем задании и при выборе методов, форм, и средств обучения учитывать состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизические особенности.

   Физминутки и динамические паузы необходимо проводить в каждом классе, на любом уроке. Желательно использовать элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у ребенка высокого уровня стрессоустойчивости.

     В своей статье я затронула не все методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Использование этих подходов позволяет мне достигать не только воспитательных и образовательных целей, но помогает сохранить физическое, эмоциональное и психологическое здоровье обучающихся.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.