Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Происхождение фамилий»
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности
Учитель МАОУ «СОШ Экодолье» Кадабцова Е.В.
Название курса: «Моё Оренбуржье»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.
Тема: «Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..»
Номер занятия: 9. Дата проведения: 10.11.2020
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учеников понятие о значении, истории появления и происхождения фамилий, помочь детям осознать степень значения фамилии и имени для человека, расширить знания обучающихся об историческом прошлом нашей Родины.
Развивающая: способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; логического и образного мышления.
Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе; формировать интерес к изучению истории своего имени и фамилии, уважительного отношения к своей фамилии и фамилиям окружающих.
УУД
Предметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам.
Личностные результаты: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки для рефлексии.
Технологии: технология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистического отношения к обучающимся, тьюторского сопровождения, технология критического мышления, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.
Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
Тип занятия: открытия нового знания
Основные понятия, термины: имя, фамилия, происхождение.
Организация пространства: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
Ход занятия | ||||
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к учебной деятельности
| 1,2,3,4,5! Я хочу успешным стать! Буду я стараться, Будет получаться! | Приветствует обучающихся. Эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует уч-ся к предстоящей деятельности. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию. Взаимодействуют с учителем. | Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание. |
II.Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
| - Ребята, вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? « И у мамы есть, и у папы есть, И у дочки есть, и у внучки есть, И у всех есть. Чтобы его узнать, надо вслух назвать» – Когда человеку дается имя? - Для чего необходимо человеку имя? -Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте помочь автору стихотворения. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) - Что делать, когда в классе восемь Тань? Как запомнить? Как видите, достаточно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. -Предположите, какова тема сегодняшнего занятия? | Фронтальная беседа Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. | Отвечают фронтально на вопросы учителя. Это имя. Мы говорили об именах. Что они означают, как появились. при рождении родители -Чтобы обращаться к нему…. Чтобы отличать одного человека от других Дети высказывают мнения Слушают стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик. По фамилии Фамилии людей | Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
III.Постановка учебной задачи
| -Что мы можем рассмотреть в этой теме? Какие задачи поставим перед собой? Что мы хотим выяснить о фамилиях? -Сегодня нам и предстоит выяснить:как появились фамилии? | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока. На доске состав-ляется КЛАСТЕР | Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний. Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока. Дети предлагают варианты | способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
IV. Открытие нового знания | - Сначала нужно узнать, что же такое фамилия. -Где можно узнать? - Фамилия, в переводе с латинского, означает « семья», это наследственное имя семьи. - Нужно выяснить, кто такая семья? И какие люди считаются родственниками? -Сейчас поработаете в парах, выберите из карточек только слова, обозначающие родственников. Вспоминаем правила работы в парах. - Проверяем, кто же является родственником? Вы хорошо знаете, кто является родственниками, семьей. -А обязательно у всех членов семьи будет одинаковая фамилия? - Имя ребенку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает? Так как же появились фамилии? Когда-то очень давно на Земле было мало людей, и люди пользовались только именами. Но когда стало людей много, нужно было как-то их различать, так возникли фамилии. В нашей стране это случилось примерно 700 лет назад. Жил человек, работал гончаром. Получил прозвище Гончар. Проходят годы, и потомки этого Гончара получают фамилию Гончаровы, которая уже передаётся по наследству. Становятся потомки людьми разных профессий – сапожниками, врачами. Но фамилия остаётся. - Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий. -Мы сейчас с вами станет учеными, но для начала немного отдохнем. | Слайд 1 Учитель раздает уч-ся карточки со словами: бабушка, тетя, брат, тетя, мама, дедушка, папа, сосед, друг. Слайд 2 с правилами работы в парах. Проверка на слайде 3. По ходу беседы заполняется кластер. | -В словаре. Хорошо читающий ученик зачитывает из Толкового словаря. «В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «фамилия» многозначное: 1. Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени. 2. То же, что род: Ряд поколений, происходящих от одного предка. 3. То же, что семья: Группа живущих вместе близких родственников. Работают в паре, анализируют. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы. Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме. Оперируя своим опытом и знаниями, учащиеся совместно выбирают слова, относящиеся к родственникам. -Нет, может быть разная. Отвечают на вопросы учителя | осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества уметь ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии адекватно воспринимать информацию Оформлять свои мысли в устной форме. Осуществлять пошаговый контроль Адекватно воспринимать предложения товарищей по группе совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Физминутка. «С мамой можно всё на свете!» Автор: Клюка Н.А. | Знают папы, знают дети, И на лыжах прокатиться, Можно в мячик поиграть, И снежками пострелять, | Учитель вместе с детьми выполняет упражнения | . (шагают на месте) (скачут через скакалку) (кружатся вокруг себя) (круговые движения бедер) (надувают шары) | Принятие установки на здоровый образ жизни |
3) Работа в группах | -Так вот, мои юные исследователи, вам предстоит узнать: как же появились фамилии. Материал по теме очень обширный. Чтобы рассмотреть все вопросы, я предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. I группа – проанализировать фамилии, возникшие по роду занятий. II группа – проанализировать фамилии, возникшие по внешности. III группа – проанализировать фамилии, возникшие от названий животных.
IV группа – проанализировать фамилии, возникшие по названиям местности. V группа – проанализировать фамилии, возникшие от имен. Выступления групп, с пояснением учителя. Источником происхождения фамилий могла быть местность, где жили, например, Москвин. Фамилии образовывались от имён отца и матери ( Иванов, Марьин), от внешности ( Кривоносов, Круглов). Много фамилий произошло от рода занятий: Кузнецов, Гончаров, Кожемякин. Большую группу составляют фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, рыб, насекомых (Медведев, Орлов, Карасёв, Комаров). | Слайд 4 учащиеся отвечают о правилах работы в группах. Организует работу в группах. Указывает объект наблюдения. Включает учащихся в обсуждение после работы. По ходу заполняется кластер, вывешиваются лучики | Взаимодействуют в группах, выполняют задания. Работают с представленной информацией. Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи. Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод и аргументируют его. Представляют результаты групповой работы. Отвечают на вопросы учителя . | Осуществлять поиск необходимой информации Адекватно самостоятельно оценивать правильность. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; использовать знаково-символические средства строить сообщения в устной форме воспринимать и анализировать сообщения чувства гордости за свой край |
V. Включение новых знаний в систему знаний | - Как понимаете, выражение «У него доброе имя». -Приведите пример. -А что значит гордиться своим именем? -Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми». - А как понимаете выражение «гордиться своей фамилией» | Слайд 5 | -Человек каким-то хорошим делом прославил свое имя, и его теперь все знают. Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме -помнить о предках, уважать родственников, помогать , заботиться, любить друг друга, , стараться совершать хорошие поступки, не искажать свою фамилию и фамилии других людей. | воспринимать и анализировать сообщения чувства гордости за свою страну, народ. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов
Самооценка деятельности | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Мы достигли её? - Подведем итог. Работа по кластеру. Вывод: - На какие вопросы мы сегодня нашли ответ? -Ребята, кто знает, какой цветок является символом Дня семьи? -У вас на партах лежат ромашки. Я предлагаю украсить ромашками наши полянки. | Задает вопросы В соответствии с ситуацией учитель подводит итог. На доске три полянки: Все понятно Не все понятно Было неинтересно. | Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на кластер. Ромашка Высказывают свои впечатления от урока. Рефлексируют: выбирают полянку и на нее клеят ромашки | |
Адекватно анализировать свою работу на уроке. умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; |