12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Викторовна33
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
4

Тема: «Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

Учитель МАОУ «СОШ Экодолье» Кадабцова Е.В.

Название курса: «Моё Оренбуржье»

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Тема: «Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..»

Номер занятия: 9. Дата проведения: 10.11.2020

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учеников понятие о значении, истории появления и происхождения фамилий, помочь детям осознать степень значения фамилии и имени для человека, расширить знания обучающихся об историческом прошлом нашей Родины.

Развивающая: способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; логического и образного мышления.

Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебе; формировать интерес к изучению истории своего имени и фамилии, уважительного отношения к своей фамилии и фамилиям окружающих.

УУД

Предметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам.

Личностные результаты: уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки для рефлексии.

Технологии: технология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистического отношения к обучающимся, тьюторского сопровождения, технология критического мышления, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.

Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Тип занятия: открытия нового знания

Основные понятия, термины: имя, фамилия, происхождение.

Организация пространства: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.



Ход занятия

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности

1,2,3,4,5!

Я хочу успешным стать!

Буду я стараться,

Будет получаться!

Приветствует обучающихся. Эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует уч-ся к предстоящей деятельности.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию.

Взаимодействуют с учителем.




Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание.

II.Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии






- Ребята, вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

« И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть,

И у всех есть. Чтобы его узнать, надо вслух назвать»

Когда человеку дается имя?
– Кто дает ему это имя?
Каждая семья должна
Выбрать крохам имена.
Среди сотен самых разных
Удивительных, прекрасных.
В каждом имени есть свет,
В каждом – солнышка привет.


- Для чего необходимо человеку имя?

-Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте помочь автору стихотворения. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Что делать, когда в классе восемь Тань? Как запомнить?


Как видите, достаточно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. 

-Предположите, какова тема сегодняшнего занятия?


Фронтальная беседа

















Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени.


Отвечают фронтально на вопросы учителя.



Это имя. Мы говорили об именах. Что они означают, как появились.


при рождении


родители







-Чтобы обращаться к нему….

Чтобы отличать одного человека от других


Дети высказывают мнения


Слушают стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик.


По фамилии



Фамилии людей

Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание.

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки










III.Постановка учебной задачи

-Что мы можем рассмотреть в этой теме? Какие задачи поставим перед собой?

Что мы хотим выяснить о фамилиях?

-Сегодня нам и предстоит выяснить:как появились фамилии?


Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока.

На доске состав-ляется КЛАСТЕР


Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока.


Дети предлагают варианты

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности


IV. Открытие нового знания



- Сначала нужно узнать, что же такое фамилия.

-Где можно узнать?

- Фамилия, в переводе с латинского, означает « семья», это наследственное имя семьи.

- Нужно выяснить, кто такая семья? И какие люди считаются родственниками?

-Сейчас поработаете в парах, выберите из карточек только слова, обозначающие родственников.

Вспоминаем правила работы в парах.


- Проверяем, кто же является родственником?

Вы хорошо знаете, кто является родственниками, семьей.

-А обязательно у всех членов семьи будет одинаковая фамилия?




- Имя ребенку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?

Так как же появились фамилии?

Когда-то очень давно на Земле было мало людей, и люди пользовались только именами. Но когда стало людей много, нужно было как-то их различать, так возникли фамилии. В нашей стране это случилось примерно 700 лет назад.

Жил человек, работал гончаром. Получил прозвище Гончар. Проходят годы, и потомки этого Гончара получают фамилию Гончаровы, которая уже передаётся по наследству. Становятся потомки людьми разных профессий – сапожниками, врачами. Но фамилия остаётся.

- Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий.

-Мы сейчас с вами станет учеными, но для начала немного отдохнем.


Слайд 1



Учитель раздает уч-ся карточки со словами: бабушка, тетя, брат, тетя, мама, дедушка, папа, сосед, друг.


Слайд 2 с правилами работы в парах.







Проверка на слайде 3.




















По ходу беседы заполняется кластер.












-В словаре.


Хорошо читающий ученик зачитывает из Толкового словаря. «В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «фамилия» многозначное: 1. Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени. 2. То же, что род: Ряд поколений, происходящих от одного предка. 3. То же, что семья: Группа живущих вместе близких родственников.

Работают в паре, анализируют.

Формулируют собственное мнение и аргументируют  его. Делают выводы.

Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме.

Оперируя своим опытом и знаниями, учащиеся совместно выбирают слова, относящиеся к родственникам.

-Нет, может быть разная.


Отвечают на вопросы учителя



























осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме



эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

уметь ориентироваться в своей системе знаний

находить ответы на вопросы свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии


адекватно воспринимать информацию

Оформлять свои мысли в устной форме.

Осуществлять пошаговый контроль

Адекватно воспринимать предложения товарищей по группе

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Физминутка.

«С мамой можно всё на свете!»         

Автор: Клюка Н.А.

Знают папы, знают дети, 
С мамой можно всё на свете –       
Можно с мамой поскакать,             Можно в прятки поиграть,             Можно в танце покружиться,          

И на лыжах прокатиться,               Можно в мячик поиграть,               И снежками пострелять,              
Можно обруч покрутить,               Можно резать, красить, шить,        
Шариков воздушных связку 
Можно с мамочкой надуть,             И от счастья обессилев,
На плече её уснуть

Учитель вместе с детьми выполняет упражнения

. (шагают на месте)


(скачут через скакалку)
(закрывают ладонями глаза)

(кружатся вокруг себя)
(имитируют лыжный шаг)
(отбивают мяч от пола)
(целятся в броске)

(круговые движения бедер)
(имитируют руками)


(надувают шары)
 (закрывают глаза, ладошки под щёчку)

Принятие установки на здоровый образ жизни

3) Работа в группах

-Так вот, мои юные исследователи, вам предстоит узнать: как же появились фамилии. Материал по теме очень обширный. Чтобы рассмотреть все вопросы, я предлагаю поработать в группах.

Давайте вспомним правила работы в группах.

I группа – проанализировать фамилии, возникшие по роду занятий.


II группа – проанализировать фамилии, возникшие по внешности.


III группа – проанализировать фамилии, возникшие от названий животных.

IV группа – проанализировать фамилии, возникшие по названиям местности.

V группа – проанализировать фамилии, возникшие от имен.


Выступления групп, с пояснением учителя.

Источником происхождения фамилий могла быть местность, где жили, например, Москвин.

Фамилии образовывались от имён отца и матери ( Иванов, Марьин),

от внешности ( Кривоносов, Круглов).

Много фамилий произошло от рода занятий: Кузнецов, Гончаров, Кожемякин.

Большую группу составляют фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, рыб, насекомых (Медведев, Орлов, Карасёв, Комаров).

Слайд 4








учащиеся отвечают о правилах работы в группах.











Организует  работу в группах.

Указывает объект наблюдения.


Включает учащихся в обсуждение после работы.

По ходу заполняется кластер, вывешиваются лучики











Взаимодействуют в группах, выполняют задания. Работают с представленной информацией.


Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи.


Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод и аргументируют его.










Представляют результаты групповой работы. Отвечают на вопросы учителя








.




Осуществлять поиск необходимой информации


Адекватно самостоятельно оценивать правильность.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

использовать знаково-символические средства

строить сообщения в устной форме

воспринимать и анализировать сообщения

чувства гордости за свой край

V. Включение новых знаний в систему знаний












- Как понимаете, выражение «У него доброе имя».

-Приведите пример.

-А что значит гордиться своим именем?

-Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
-А каких прославленных людей вы знаете?

- А как понимаете выражение «гордиться своей фамилией»


Слайд 5






-Человек каким-то хорошим делом прославил свое имя, и его теперь все знают.

Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме


-помнить о предках, уважать родственников, помогать , заботиться, любить друг друга, , стараться совершать хорошие поступки, не искажать свою фамилию и фамилии других людей.


воспринимать и анализировать сообщения

чувства гордости за свою страну, народ.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов




Самооценка деятельности

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли её?

- Подведем итог. Работа по кластеру.

Вывод: - На какие вопросы мы сегодня нашли ответ?

-Ребята, кто знает, какой цветок является символом Дня семьи?

-У вас на партах лежат ромашки. Я предлагаю украсить ромашками наши полянки.


Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая цель останется 
на следующие уроки.

В соответствии с ситуацией учитель подводит итог.

На доске три полянки: Все понятно

Не все понятно

Было неинтересно.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на кластер.


Ромашка


Высказывают свои впечатления от урока.

Рефлексируют: выбирают полянку и на нее клеят ромашки


Адекватно анализировать свою работу на уроке.

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;




Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.