12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Елена Алексеевна20
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Занятие «Ценности» в рамках факультативной программы «Культура семьи»

Обоснование занятия «Ценности» заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках преподавания факультативного курса «Культура семьи», не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в ВУЗ), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника и характеризуется эффектом отсроченного действия. Формирование семейных ценностей у подростков - это долгий процесс, в результате которого должно развиться определенное отношение к семейным нормам, ролям, представление о разных мнениях. Занятие по теме «Ценности» способствует актуализации в детях доброго начала, развитию духовно-нравственного потенциала. Развитие духовной сферы особенно важно в подростковом возрасте, когда ведущим фактором социализации является самоопределение, которое проявляется в желании сформировать определенную смысловую систему ценностей о мире и о себе самом. Формирование такой смысловой системы невозможно без нахождения ответа на вопросы о смысле жизни и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение. Практическое занятие, проходящие в игровой форме, позволяют подросткам забыть о собственных амбициях и вовлечься в процесс определения семейных ценностей.

Цель: формировать представления об этических семейных ценностях и

стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов.

Задачи:

Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере

Формирование приоритета духовных ценностей над материальными

Основные методы работы.

при выборе форм и методов работы учитывается следующее:

  • для подростков «разговорные» формы работы менее эффективны, чем «деятельностные»

    привлекаемый иллюстративный материал (притчи, сказки, примеры из жизни) должен соответствовать интеллектуальным возможностям подростков и находить отклик в их жизненном опыте.

Занятие программы включает несколько обязательных этапов:

Начало работы – разминка. Целью разминки, помимо создания рабочего настроя в группе, является обращение к изучаемой на занятии теме.

Работа по теме. Упражнения, предлагаемые для работы по каждой теме, требуют обсуждения этических аспектов происходившего.

Обобщение результатов преследует две цели: содержательное подведение итогов занятия и вербализация подростками нового опыта в форме обсуждения «нового», «интересного» и «неожиданного».

Домашнее задание направлено на закрепление результатов работы группы. Его сутью является письменная вербализация собственного мнения подростка по поводу обсуждаемых этических проблем.

Методическая разработка факультативного занятия по теме

« ЦЕННОСТИ»

 

Начало работы:

Здравствуйте, ребята, мы продолжает разговор о смысле человеческой жизни. А это значит, что задачей вашего сегодняшнего занятия будет не усвоение каких-то знаний и навыков, а возможность поразмышлять над той системой ценностей, которую определяет для себя каждый человек в качестве ориентиров достижения счастья. На уроках обществознания вы изучали, что ценности бывают материальные и духовные. А их количественное и качественное соотношение для каждого человека очень различно, но именно это и определяет стремления, приоритеты, потребности, желания любого из нас, руководит нашими действиями и поступками. Каждый человек, приходя в этот мир, начинает свою жизнь в мире уже созданных предшествующими поколениями материальных и духовных ценностей, а затем, становясь старше, мы начинает активно перерабатывать эти ценности в нашем сознании, использовать для улучшения собственной жизни, для удовлетворения личных потребностей, тем самым создавая свою систему ценностей. Вот так наши ценности рождаются из наших желаний и потребностей, достижение, обретении которых мы называем СЧАСТЬЕМ. Что же чаще всего вкладывают в понятие «счастье» наши с вами современники? Для многих – это прежде всего материальное благосостояние, достаток, богатство, престижная работа, карьера. Неимение всего этого дает многим людям стимул к приобретению таких материальных ценностей, при этом на пути к их приобретению личность может так измениться морально, что человеку уже будет не важно, какими путями, средствами и методами добыто ощущение материального счастья. Другие наши современники видят счастье в поучении физического удовольствия, наслаждения. Трудность в обретении такого счастья часто заключается в том, что достигнуть такого состояния становится с каждым разом все труднее, а ощущение счастья становится всё более коротким. А в итоге – депрессия, стресс. Да, окружающий нас мир сложен, а подчас и жесток. Вроде, прогресс идет семимильными шагами, но почему-то вокруг нас всё больше людей с обреченным, скучным, несчастным взглядом, воспринимающих жизнь как серую, неинтересную суету. А всё это, как мне кажется, потому, что человек – существо не только мыслящее, но и чувствующее, а значит, нам нужны душевные движения, духовная жизнь. Наверное, в нашем мире деньги решают многое. Но никогда ни за какие деньги не осуществить главного: не купить любовь, чувства, здоровье…

Чтобы вы могли поразмышлять над тем, какое место в вашей жизни занимают духовные ценности, предлагаю вашему вниманию афоризмы из книги Анастасии Новых, нашей современницы. Читая их на слайдах, попробуйте пропустить их содержание не через разум, а через сердце. Интересно, какое впечатление останется у вас, что западет в душу?

Видеозарисовки «Афоризмы из книги Анастасии Новых» Презентация слайд 2-3

Упражнение «Пересядьте те, кто ценит…»

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: выбирается водящий. Его стул убирают за пределы круга. Водящий стоит в центре круга и произносит фразу: «Пересядьте те, кто ценит…» (деньги, свободу, своих родителей, друзей, вечеринки, вино, книги, любовь, Родину и так далее). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего – занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Задача ведущего – побуждать водящего находить такие понятия, которые действительно были бы значимы для его товарищей, и ценность которых они не могли бы не признать.

Работа по теме занятия:

Обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным.

Необходимые материалы:

Презентация слайд 4-10

Описание: вниманию группы предлагается притча:

«За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.

– Купите газету, леди!

Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие потрепанные сандалии, промокшие под дождем.

- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.

Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Мокрые сандалии оставляли на полу следы.

Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.

Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.

Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:

– Леди, вы богаты?

– Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потертый коврик.

Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:

– Ваши чашки подходят к блюдцам, – и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.

Затем они ушли.

Незамысловатые дешевенькие голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, надежный муж с хорошей работой, здоровые дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Она убралась в гостиной, но отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там – на тот случай, если когда-нибудь забудет, как она богата на самом деле».

Обсуждаются вопросы:

О каких именно ценностях повествует притча?

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего:

Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовной ориентацией человека.

Упражнение «Радуга»

Цель: осознание участниками важных жизненных ценностей. Презентация слайд 12-14

Необходимые материалы: краски,кисточки,бумага.,видеозарисовка.

Описание: у вас, ребята, есть прекрасная возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для них цели. Говорят, что на дальнем конце радуги стоит золотой горшок, который каждому, кто до него доберется, дарит счастье и богатство. Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас. Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в «точке будущего» вас ждет нечто ценное и очень для вас желательное. Нарисуйте эту радугу. Сосредоточьтесь прежде всего на радуге, на ее цветах, изгибе, и во время рисования определите каждому цвету важную для вас ценность . Рисовать вы можете как символично, так и реалистично, или совмещая оба эти способа.

Зачитать и показать радугу по желанию.

Резюме ведущего:

У каждого человека – свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: участникам раздают по семь листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным. Затем листочки ранжируются так, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке.Педагог предлагает представить, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. У участников остаются только три ценности. Обратить внимание на своё внутреннее состояние.

-Что происходит с вами?

-Хочется исправить то, что произошло?

Упражнение «Клеенка»

Цель: поиск ресурсов для их воплощения в жизнь.

Необходимые материалы: цветная клеенка длиной один-полтора метра.

Описание: каждому участнику предлагается, оставшиеся три ценности, написанные на листочках, наклеить на цветную сторону клеенки. Есть возможность их оставить у себя. Но это непросто – нам всегда что-то мешает, лень, некогда и так далее. Клеенка переворачивается цветной стороной вниз. Задача группы – стоя на клеенке, перевернуть ее обратно (размер клеенки рассчитан на группу в десять-двенадцать человек, в случае работы с большой группой последняя делится на подгруппы). Если кто-то наступил на пол – задание начинается сначала. Важно, чтобы задание в итоге было выполнено. По окончании упражнения обсуждаются впечатления (в свободном режиме).

Резюме ведущего:

Вернули свои ценности, но какими усилиями. Важно, беречь то, что нам дорого! Если человек имеет устойчивые духовные ценности, дорожит ими, то с большей вероятностью это послужит правильному выбору жизненного пути и семейному счастью.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: рисунки: сумка (что возьмёте с собой), мясорубка (что хотите переработать), мусорное ведро (что хотите выбросить)

Описание: письменная вербализация итога занятия

Домашнее задание

Описание: детям предлагается подготовиться к следующему занятию «Семья», нарисовав генеалогическое древо своей семьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка результативности: Метод свободного ассоциативного ряда

Цель: оценка изменений в духовно-нравственной сфере подростков.

Процедура проведения. Подросткам предлагается написать по пять-семь слов, которые первыми приходят им в голову в связи со следующими понятиями:

семья,

дружба,

любовь,

свобода,

жизнь,

добро,

терпимость,

выбор,

здоровье,

счастье

При проведении работы в группе педагогу целесообразно зачитывать эти понятия с интервалом в тридцать-пятьдесят секунд, а не записывать их на доске и не раздавать в форме анкет.

Основным методом анализа полученных результатов является контент-анализ. Ассоциации подростков на каждое слово-стимул классифицируются по следующим основаниям:

Слова-стимулы

Показатели содержательного наполнения *

Семья

Уважение, помощь, забота, поддержка, ответственность, корни

Дружба

Помощь, поддержка, альтруизм

Любовь

Уважение, забота, ответственность

Свобода

Возможности, ответственность, ценность

Жизнь

Возможности, ценность, цели, смысл

Добро

Добрые дела, помощь, поддержка

Терпимость

Уважение, понимание, принятие, отсутствие дискриминации

Выбор

Возможности, ответственность, цели, смысл

Здоровье

Ценность, забота, ответственность, возможности

Счастье

Соучастие в жизни других, стремление к целям, нематериальность счастья

* в соответствующую категорию могут быть отнесены не только высказывания подростков, дословно повторяющие ее название, но и другие, подходящие по смыслу.

Подсчитывается процентное соотношение категорий внутри каждого понятия.

Пример: Для понятия «свобода» могут быть даны ассоциации «возможности»(12 %), «ответственность» (8 %), «ценность» (3 %). Остальные 77 % ассоциаций не отражают содержания.

Показателем эффективности работы является факт увеличения показателей содержательного наполнения категорий по сравнению с результатами, показанными подростками на первом занятии.

Диаграмма ценностных изменений учащихся.

Опубликовано


Комментарии (1)

Юлия Васильевна Воробьева, 13.01.19 в 20:50 0Ответить Пожаловаться
Попробую провести это занятие в своем 10 "А" ))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.