Тема родительского собрания «Трудности подросткового возраста: отношения родителей и детей» (7 класс)

6
1
Материал опубликован 30 April 2022

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»г. Магнитогорска











Работа на всероссийский конкурс для классных руководителей на лучшую методическую разработку «Родительское собрание»

Тема родительского собрания (7 класс):

«Трудности подросткового возраста: отношения родителей и детей»

(форма собрания семинар-практикум с элементами тренинга с участием школьного психолога)

Разработала собрание: классный руководитель

Гусева Анна Владимировна





















Общение с родителями - большое искусство, необходимая составляющая успешной работы педагогов. Эффективность учебной деятельности зависит, в том числе, и от тесноты контакта и понимания педагога с семьей ученика. 

Чтобы родители были с самого начала хорошими помощниками школы их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительское собрание - одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание – это источник педагогической информации для родителей. Оно обсуждает и формулирует заказ родителей школе, определяет конкретные показатели ожидаемых результатов ее работы, утверждает перспективный план, основные направления деятельности родителей в школе, вносит предложения в перспективный план развития школы, формирует органы самоуправления родителей в школе, рассматривает и утверждает вспомогательные документы, регламентирующие деятельность ответственных и уполномоченных родителями лиц, решает вопросы, связанные с участием родителей в управлении школой, взаимодействием с органами самоуправления педагогов и учащихся, с советом школы, высказывает отношение родителей к принимаемым в школе ее Уставу, законам, положениям, кодексам, инструкциям и др. Заслушивает отчеты и информации о работе школьного родительского комитета, дает им оценку, вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе, других сфер ее деятельности. Способствует встречам и обмену опытом с другими  работниками школ: психолог, социальный педагог, администация.

Собрание по теме «Трудности подросткового возраста: отношения родителей и детей» разработано и проводится в форме собрания семинар-практикум с элементами тренинга.

Собрание семинар-практикум – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической»  подготовки педагога. Вначале собрания необходимо дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

Тренинг – это система тренировок. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, школьным психологом.

 Сейчас я являюсь классным руководителем 7б класса. Это «трудный подростковый возраст», проблемы в общении с детьми возникают и у учителей, и у родителей, и меж собой ребята порой конфликтуют, ищут способы самовыражения, заявляют о себе как о личности, имеющей полное право на собственное мнение ( иногда весьма категоричное и не всегда правильное).

Тема предложенного в проектной работе родительского собрания вполне актуальна и соответствует запросам современных родителей, тем более, что в любом классе средней школы отдельные родители обращаются к учителям с вопросами: «Моя дочь очень замкнутая, не идет на диалог, я не знаю, чем она живет, как у нее складываются отношения с одноклассниками». Или: « Мой сын огрызается, грубит, перестал слушаться…» и т.д.

Думаю, что подобные собрания с участием психолога (социального педагога) помогут родителям информационно, упражнениями, советами, ведь иногда приватный, доверительный разговор, советы компетентных специалистов дают очень хорошие результаты.


Цель собрания:

Познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста, расширяя их представления об особенностях   «трудного» подросткового возраста, при этом выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.

Задачи:

Выяснить, кто такой подросток с точки зрения учащихся и родителей;

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста; Найти пути преодоления подросткового кризиса;

Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Задачи тренинга:

Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.



Ход собрания.

Классный руководитель обращает внимание родителей на эпиграф собрания.

Подростковый возраст - это время, когда хочется сбежать из дома, потому что ребенок тебя не понимает!



1. Вступительное слово классного руководителя:

- Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада вас видеть. Во время обучения ребенка в школе мы - учителя, родители, дети составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавать новое, открывать себя : я могу, умею,  я способен.

   Задача учителей, родителей – помочь ему в этом очень нелегком деле. Каждый из нас заинтересован в успехе наших детей, а значит, нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его "втором” доме – в школе. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и учителей, и для самих родителей.

У Вас на столах лежат листочки бумаги, прошу завершить предложения:

Подростковый возраст (какой?)- это…

Подросток (кто?) – это…

Родитель (кто?)– это…

Поделитесь, что у Вас получилось.

2. Классный руководитель (информационный монолог):

Подростковый возраст - очень сложный период. Именно в этом возрасте легко ошибиться, пойти по неверному пути. «Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает родителям и учителям найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации. Подростковый возраст - это период открытия «Я».

Подросток начинает задумываться над вопросами: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?»; это переход от детства к взрослости. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души ребенка идет таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом.

Главное, что отличает подростка - это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости - это стержень личности ребенка. Он выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка.

Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Все это определяет его переориентацию с детских ценностей на взрослые.

Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идет от обостренного чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность. Подросток претендует на то, чтобы быть, в известной мере, равноправным в отношении с взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

3. Заполнение и работа с содержанием таблицы (раздаточный материал): «Особенности возрастной психологии подростков»

Положительные изменения, происходящие с подростком:

Негативные изменения, происходящие с подростком:











Классный руководитель обсуждает и дополняет содержание таблицы: «Особенности возрастной психологии подростков».

Положительные изменения, происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

Негативные изменения, происходящие с подростком:

ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;

проявления эгоцентризма;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний конфликт с самим собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде).

4. Классный руководитель (информационный монолог):

Надо помнить, что в подростковом возрасте актуальна и потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Эти потребности можно реализовать в настоящих, нужных обществу делах.

К подростковому возрасту, многие дети становятся трудными, заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова расходятся с делом и поступками, взрослые неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Наблюдается полная потеря контакта и взаимного доверия. Взрослые не понимают их состояния, в это время дети - подростки пытаются обрести независимость, освобождение из-под опеки взрослых.

На семью возлагается трудная задача: дать ребенку возможность отделиться и в то же время отвечать за его поступки. Это возраст, когда все впервые: первая любовь и первые взрослые увлечения, первые взрослые разговоры и первые большие ошибки. Крайне необходимо, чтобы в семье был хороший климат, доверительное общение, способное сглаживать все удары и падения. Поэтому важно привлечь по мере возможности всех членов семьи.

Взрослые считают, чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны бояться родителей. Нельзя действовать с позиции силы, оскорблять в ребенке чувство взрослости. Именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, на помощь и поддержку которой мог бы рассчитывать в трудную минуту. Очень часто родители не понимают подростков, это приводит к бунту, неповиновению, противоречивым поступкам у подростков.

Надо помнить: страхом наказаний не удержишь, только оттолкнешь от себя.

Итак, главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации, с которыми нас познакомит школьный психолог.

5. Работа с родителями школьного психолога.

- Здравствуйте, Уважаемые родители!

Предлагаю начать наше общение с небольшого упражнения «Эмоциональное восприятие».

Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу), которого не видели достаточно долго. Как вы показываете, что рады, ему, что он вам дорог, близок? Представили?

Теперь представьте, что на месте вашего друга (подруги) ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Какие же проблемы тревожат Ваших детей? (знакомит с результатами анкетирования обучающихся класса):

 Анализ проведенного анкетирования учащихся .

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.


Работа с родителями (Тренинг- упражнения):

Рассмотрим ситуации.

Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате?

Когда он не выучил урок?

Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в неназначенный  час?          

Когда отказывается вам помочь в домашних дела?

(родители приводят свои варианты ответов «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!», «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!», «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать на улице!»

- В этом можно только увидеть выплеск своих негативных эмоций. Это        далеко неправильная реакция родителей на поведение подростка.

 Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.

- Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка.

 Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты-высказываниями». Для выражения своих чувств эффективней использовать «Я-высказывания».

- Вот как можно изменить высказывания, приведенные выше в качестве примера:

1.  «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».

2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей неуспеваемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».

3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».

4.   «Мне становится очень обидно и я себя чувствую одинокой, когда ты мне отказываешься помочь с делами по дому».

- Этот способ основан на доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, «Я-высказывание» дает подростку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир, душевное спокойствие, комфорт.

Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"


"Ты должен думать о будущем!"


"Ты должен уважать старших!"


"Ты должен слушаться учителей и родителей!"


"Ты опять врешь!"




Идеал таблицы

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Упражнение  «Хвасталки»

 

 Сейчас мы с вами будем хвастаться. Перед тем как кинуть друг другу мяч вы должны позитивным прилагательным охарактеризовать своего ребенка «мой ребенок...». А остальные участники отвечают: «Мы рады за тебя!»

 

 Упражнение «Чаша»

- Ребенка можно сравнить с чашей (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана). И то чем эта чаша будет заполнена, зависит только от нас с вами. У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из цветного  картона), напишите на нем качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка. (При помощи клея родители, "помещают” сердечко в чашу).

- Посмотрите какая у нас получилась чаша: красивая, яркая, теплая. Наделяя своих детей добром, умом, щедростью, силой, справедливостью, здоровьем, заботой тем самым вы научите их понимать не толь вас, но и окружающих.


В завершении нашего общения хочу предложить Вашему вниманию памятку, она лежит у Вас на столах: «Правила поведения родителей в отношениях с подростком». Памятка разработана ведущими детскими психологами:

Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

6. Рефлексия:

- Спасибо психологу за такие интересные и нужные упражнения. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли ваши ожидания?

Высказывания родителей.

7. Подведение итогов 

Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения проблем в отношениях с подростками. Но много вопросов остается без ответов, найти которые можно в литературе, рекомендованной психологами и педагогами.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока:“Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

До свидания!




Список литературы.

Артеменко Л.А. Классный руководитель. – 1999. – № 5. – С. 6

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологи. С-П: 2001.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-9 класс) /под ред И.С. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005г.

Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: 2001.

Попова М. В. Психология растущего человека.- М.: 2002.

Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология.

Интернет-источники

https://didacts.ru/termin/roditelskoe-sobranie.html

https://infourok.ru/referat_na_temu_osnovnye_problemy_podrostkovogo_vozrasta-177631.htm

https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-kak-obschatsya-s-podrostkom-3281143.html



.

Предварительный просмотр презентации

Тема родительского собрания (7 класс): «Трудности подросткового возраста: отношения родителей и детей» Классный руководитель: Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска

Цель собрания: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста, расширяя их представления об особенностях   «трудного» подросткового возраста, при этом выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков. Задачи: Выяснить, кто такой подросток с точки зрения учащихся и родителей; Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста; Найти пути преодоления подросткового кризиса; Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста. Задачи тренинга: Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Подростковый возраст - это время, когда хочется сбежать из дома, потому что ребенок тебя не понимает! Эпиграф к родительскому собранию:

Подростковый возраст (какой?)- это… Подросток (кто?) – это… Родитель (кто?)– это… Упражнение «Завершите предложения»:

Подростковый возраст - очень сложный период

Положительные изменения, происходящие с подростком: Негативные изменения, происходящие с подростком:                 Заполните таблицу: «Особенности возрастной психологии подростков»

Содержание таблицы: «Особенности возрастной психологии подростков». Положительные изменения, происходящие с подростком: проявление чувства взрослости; рост самосознания, самооценки, саморегуляции; повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; появление познавательной мотивации; желание быть не хуже, а лучше других. Негативные изменения, происходящие с подростком: ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность; проявления эгоцентризма; намеренная манипуляция взрослыми; внутренний конфликт с самим собой и окружающими; повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; страх одиночества (мысли о суициде).

Упражнение: «Эмоциональное восприятие».

Правила поведения для родителей: Дайте свободу. Никаких нотаций. Идите на компромисс. Уступает тот, кто умнее. Не надо обижать. Будьте тверды и последовательны.

Упражнение «Такая вот ситуации». Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате? Когда он не выучил урок? Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в поздний час?           Когда отказывается вам помочь в домашних дела?

Правила поведения для родителей:

Типичная фраза Как необходимо говорить "Ты должен учиться!" "Ты должен думать о будущем!" "Ты должен уважать старших!" "Ты должен слушаться учителей и родителей!" "Лжец", "Ты опять врешь!"

Типичная фраза Как необходимо говорить "Ты должен учиться!" "Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться" "Ты должен думать о будущем!" "Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?" "Ты должен уважать старших!" "Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека" "Ты должен слушаться учителей и родителей!" "Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться" "Лжец", "Ты опять врешь!" "Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Здравствуйте. А какое было проведено тестирование у детей перед собранием?

23 September 2022