Конспект урока «Щедра и богата природа Урала»
Тема: «Щедра и богата природа Урала»
Подготовительная группа.
Программное содержание:
1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.
2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
3.Познакомить детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор
4. Развивать наблюдательность и познавательную активность.
Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.
- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.
- Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.
Предварительная работа:
Образовательная область «Познание»
- познавательное занятие на тему «Животные и растения родного края».
- рассматривание иллюстраций «Животные и птицы уральского леса», «Родной край», «Наш город раньше и теперь», «Лекарственные растения родного края».
- Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»
- чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.
- чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок
- разучивание пословиц, загадок о природе и животных.
Образовательная деятельность «Художественное творчество»
- «Путешествие по сказам П.П.Бажова».
- лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»
Образовательная область «Музыка»
- пение песен об Урале, родном крае.
Материалы:
- Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор;
- Книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы»;
- Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры;
- магнит, 2 столика, магнитная доска;
- условные знаки полезных ископаемых;
- карточки со словами, обозначающих предмет;
Словарная работа: камнерезное искусство, герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат; активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые», самоцветы, ювелир, резчик, огранщик, старатель , геолог, скульптор, архитектор,
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» буквы. Найдите их, составьте из них слово.
(Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами.
Дети находят в изображениях букву «У» (уши зайца), «Р» (ромашка), «А» (крыша дома), «Л» (гора) и составляют из этих букв слово «Урал».)
Дети: Урал.
Воспитатель: Верно, Урал.
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал. (Р.А. Дышаленкова)
Воспитатель: Так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем.
II. Основная часть.
1.Путешествие по станциям
Воспитатель:
Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).
Итак, отправляемся в путь.
Отгадайте загадку: Оно весной нас веселит,
А летом жарким холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это такое?
Воспитатель выслушивает ответы детей деревья, кусты и т.д.
Воспитатель: Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная».
А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах?
(выслушивает ответы детей)
- Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Отгадаете правильно - наш «волшебный телевизор» покажет это дерево. Будьте внимательны. Первая загадка:
Осень тихая настанет
Красок дереву добавит.
Листья расписные.
Желтые, резные.
А крылатки - семена
Разлетятся кто куда.
Дети: Клен
Воспитатель: Правильно, это клен.
О каких семенах клена говорилось в загадке? (выслушивает ответы детей)
-Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Найдите крылатки клена.
- Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена
У меня длинней иголки, Клейкие почки,
Чем у елки, Зеленые листочки
Очень прямо я расту С белой корой
В высоту. Стоит под горой.
Если я не на опушке, (Береза)
Ветки только на макушке.
(Сосна)
Я из крошки — бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней И белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?»
У меня на столе лежат, опавшие с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как называется следующая остановка?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше, о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»
Воспитатель:
Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей.)
2. Физминутка:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай, мусор с травки убирать.
Зря Цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая остановка — «Горная».
Воспитатель:
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(выслушивает ответы детей: на улице, в горах, в лесу, в реке.)
Воспитатель: Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор).
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые» ( дети повторяют)
Воспитатель: Да, конечно, Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие. Все они разные: есть твердые, мягкие, яркие и скромные по цвету, некоторые могут менять цвет в разное время дня.
Слайд N4.
Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки Серебряного копытца?
Слайд N5.
«Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит.- Я имею все оттенки зеленого цвета, до черно-зеленого с красивым рисунком. Я символизирую исполнение желаний, мой яркий цвет способствует улучшению зрения. Я популярен как детский амулет: нужно надеть его на шею ребенка для защиты от болезней о опасностей.
Слайд N 6
Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
Слайд N7.
3.Физкультминутка:
«пройди по группе и найди камень малахит
«В разных местах группы расставлены изделия из камней
«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит.
- Видели набережные вдоль рек. Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей, в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я!
Слайд N8, Слайд N9.
«Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор.
Слайд N10.
Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит.
Слайд N11
Скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных: все это я.
Они будут стоять вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный. Видите, какой я.
Слайд N12.
4.Игра « Как можно сделать камни-самоцветы из бумаги?»
( дети сминают бумаги цветные и получается груда «самоцветов».)
«Ну, что вы перекрикиваете друг друга: «Я, да я!»,- мы вот между собой никак не можем решить, кто лучше, кто блестит, переливается краше, проговорили коричневых и розовых тонов Яшма и удивительный кристалл Изумруд.
Слайд N13.Слайд N 14
Все мы хороши.
— Годимся в серьги, в перстень, в брошь».
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, вот Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища.
(приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?
(ответы детей - геологи, скалолазы и т.д.)
Слайд N15.
Вот так спорили они, да спорили, доказывая друг другу свою красоту и пользу, и не заметили, как тихонечко я подошел к ним: « Опять спорили? Напрасно вы спорите, дорогие мои, красивые, необыкновенные. Все вы прекрасны, все полезны. Вы — богатство Уральских гор, вы — богатство нашего родного края. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал всех вас в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах. Слайд N16
И знайте, что кто-то из ребят, познакомившись с вами, придя в музеи наверняка, когда вырастет, захочет стать геологом, ювелиром, скульптором, архитектором или строителем. И все это благодаря вам. Поверьте мне, что все вы нужны и важны: пока вы есть в подземных кладовых нашего родного Урала. И камушки подумали: « И то, правда, чего мы спорим, что друг другу доказываем? Каждый из нас обладает необыкновенной красотой, каждый из нас приносит людям пользу, каждый из нас дорог по-своему…» И с тех пор они никогда больше не спорили. Ведь они — дружная семья».
Воспитатель: Вот как много разных камней. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи.
Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих сказов.
Дети: П. Бажов
Воспитатель: Заключительная станция «Волшебная шкатулка»
Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаёт детям подарки).
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)
III. Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель: Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка.
Ребята, понравились вам подарки?
На каких остановках мы сегодня были?
О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).
Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы.
Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка — детский сад.
Это значит, что пора возвращаться в группу.
Наше путешествие закончилось.