Конспект урока «Щедра и богата природа Урала»

4
0
Материал опубликован 11 February 2021

Тема«Щедра и богата природа Урала»

Подготовительная группа.

Программное содержание:

1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

3.Познакомить детей с драгоценными  и поделочными камнями Уральских гор

4. Развивать наблюдательность и познавательную активность.


Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Задачи:

- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.

- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.

- Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.

- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.

Предварительная работа:

Образовательная область «Познание»

- познавательное занятие на тему «Животные и растения родного края».

- рассматривание иллюстраций «Животные и птицы уральского леса», «Родной край», «Наш город раньше и теперь», «Лекарственные растения родного края».

- Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»

- чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.

- чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле»«Каменный цветок

- разучивание пословиц, загадок о природе и животных.

Образовательная деятельность «Художественное творчество»

- «Путешествие по сказам П.П.Бажова».

- лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»

Образовательная область «Музыка»

- пение песен об Урале, родном крае.

Материалы:

- Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор;

- Книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы»;

- Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры;

- магнит, 2 столика, магнитная доска;

- условные знаки полезных ископаемых;

- карточки со словами, обозначающих предмет;

Словарная работа: камнерезное искусство, герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат; активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые», самоцветы, ювелир, резчик, огранщик, старатель , геолог, скульптор, архитектор,

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» буквы. Найдите их, составьте из них слово.

        (Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами.

Дети находят в изображениях букву «У» (уши зайца), «Р» (ромашка), «А» (крыша дома), «Л» (гора) и составляют из этих букв слово «Урал».)

Дети: Урал.

Воспитатель:  Верно, Урал.

                                                       На Урале самоцветы,

                                                       Самоцветен весь Урал.

                                                       Я хочу, чтобы об этом

                                                      Ты немного тоже знал.     (Р.А. Дышаленкова)


Воспитатель: Так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем.

II. Основная часть.

1.Путешествие по станциям

Воспитатель:

Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).

Итак, отправляемся в путь.

Отгадайте загадку: Оно весной нас веселит,

                                   А летом жарким холодит.

                                   Осенью питает,

                                   Зимой согревает.

                                   Что это такое?

Воспитатель    выслушивает ответы детей  деревья, кусты и т.д.

 Воспитатель: Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Посмотрите, первая остановка на нашей карте - «Лесная».

А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах?

(выслушивает ответы детей)

- Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Отгадаете правильно - наш «волшебный телевизор» покажет это дерево. Будьте внимательны. Первая загадка:

                                                    Осень тихая настанет

                                                    Красок дереву добавит.

                                                    Листья расписные.

                                                    Желтые, резные.

                                                    А крылатки - семена

                                                    Разлетятся кто куда.

Дети: Клен

Воспитатель: Правильно, это клен.

О каких семенах клена говорилось в загадке? (выслушивает ответы детей)

-Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке?  Найдите крылатки клена.

- Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена

 

У меня длинней иголки,                                             Клейкие почки,

Чем у елки,                                                                  Зеленые листочки

Очень прямо я расту                                                  С белой корой

В высоту.                                                                     Стоит под горой.

Если я не на опушке,                                                  (Береза)

Ветки только на макушке.

(Сосна)

 

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней И белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена. А теперь давайте    поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?»

У меня на столе лежат, опавшие  с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать,   с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).

 Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.

Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как называется следующая остановка?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и   письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что  вы, ребята, хотите  побольше,  о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской   посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы  природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их    — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»

Воспитатель:

Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей.)

2. Физминутка:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай,  мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?


Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая   остановка — «Горная».

Воспитатель:

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь    камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?

(выслушивает ответы детей: на улице,  в горах, в  лесу, в реке.)

 

Воспитатель: Верно,  везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как    красивы Уральские горы (обращаются к презентации  -    картинки   Уральских    гор).

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями  —    полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые» ( дети повторяют)

Воспитатель: Да, конечно, Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит, Яшма, Гранит и еще многие- многие другие.  Все они разные: есть твердые, мягкие, яркие и скромные по цвету, некоторые могут менять цвет в разное время дня.                    

Слайд N4.

Разве вы забыли, что это мои братья-камешки вылетали из-под правой ножки  Серебряного копытца?
Слайд  N5.                                                                            
      «Нет, я — самый главный и самый красивый, — промолвил величественный Малахит.- Я имею  все оттенки зеленого цвета, до черно-зеленого с красивым рисунком. Я символизирую  исполнение  желаний, мой  яркий цвет способствует улучшению зрения. Я популярен как детский амулет: нужно  надеть его на шею ребенка для защиты от болезней  о  опасностей.   

Слайд N 6

Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!
  Слайд N7.
  3.
Физкультминутка:

«пройди по группе и найди камень малахит

«В разных местах группы расставлены изделия из камней

«А я всех полезнее и нужнее,- сказал серо — розовый Гранит.


- Видели набережные вдоль рек.  Видели красивые площади? А ступени, ведущие в музей,  в театр и все лестницы внутри — это все я, это все я!
                          Слайд N8, Слайд N9.
  «Нет — я, нет, я — главнее, — протараторил белый Мрамор.
                          Слайд N10.
Посмотрите, как красивы столешницы, шкафы из мраморных плит.
                          Слайд N11
 Скульптуры    писателей, музыкантов,  художников,  статуэтки животных: все это я.
 Они будут  стоять  вечно, значит, я — очень крепкий, очень прочный, очень нужный.   Видите, какой я.
                                      Слайд N12.
4.Игра « Как можно сделать камни-самоцветы из бумаги?»

( дети сминают бумаги цветные и получается  груда «самоцветов».)
 «Ну, что вы перекрикиваете друг друга: «Я, да я!»,- мы вот между собой никак не можем решить, кто лучше, кто блестит, переливается краше, проговорили коричневых и розовых тонов Яшма и удивительный кристалл Изумруд.
                            Слайд N13.Слайд N 14
  Все мы хороши.

Годимся в серьги, в перстень, в брошь».

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, вот  Хозяйка Медной горы нам  показывает свои сокровища.

(приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции    минералов, иллюстрации,  фотографии).


Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный,  то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка,  летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

 

Скажите,  как мы называем людей, которые изучают горы?

(ответы детей  - геологи, скалолазы и т.д.)

 Слайд N15.
  Вот так спорили они, да спорили, доказывая друг другу свою красоту и пользу, и не заметили,  как тихонечко я подошел к ним: « Опять спорили? Напрасно вы спорите, дорогие мои, красивые, необыкновенные.   Все вы прекрасны, все полезны.  Вы — богатство Уральских гор, вы — богатство нашего родного края. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал всех вас в своих прекрасных сказах и назвал их «Малахитовая шкатулка», рассказал в ней о трудолюбивых людях: старателях, резчиках, огранщиках, ювелирных дел мастерах.   Слайд N16

И знайте, что кто-то из ребят, познакомившись с вами,  придя в музеи наверняка, когда вырастет, захочет стать геологом, ювелиром, скульптором, архитектором или строителем. И все это благодаря вам. Поверьте мне, что все вы нужны и важны: пока вы есть в подземных кладовых нашего родного Урала. И камушки подумали: « И то, правда, чего мы спорим, что друг другу доказываем? Каждый из нас обладает необыкновенной красотой, каждый из нас приносит людям пользу, каждый из нас дорог по-своему…» И с тех пор они никогда больше не спорили. Ведь они — дружная семья».

Воспитатель: Вот как много разных камней.  Человек научился обрабатывать   эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи.

 Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие.  Скажите ребята, а кто автор этих  сказов.

 Дети:  П. Бажов

 Воспитатель: Заключительная станция «Волшебная шкатулка»

Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки  Медной горы (раздаёт детям  подарки).

 Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мыс тобой живем...   (В. Степанов)


III. Рефлексия. Итог занятия.

 

Воспитатель: Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка.

Ребята, понравились вам подарки?

На каких  остановках мы сегодня были?

О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).

Вот    как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы.

Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка — детский сад.

Это значит, что пора возвращаться в группу.


Наше путешествие закончилось.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.