Урок русского языка в 1 классе «Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук»
Технологическая карта урока
ФИО: Прямова О.А.
ОУ: ГБОУ гимназия №148 им.Сервантеса
Предмет: русский язык
Класс: 1 «В»
Тема: Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш
| Тип: «Открытие новых знаний»
| ||
Цель урока: освоение алгоритма написания строчной буквы ш, слогов и слов с этой буквой. | |||
Планируемые результаты
| |||
Предметные: - научиться писать строчную букву ш и соединять её с другими буквами; - научиться записывать слоги и слова, используя образец в прописи; - учиться различать гласные и согласные звуки; - давать характеристику согласных звуков; | Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать написание буквы в соответствии с образцом; - конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки; - находить правильно написанную букву; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; - развивать способность к самоконтролю Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - ориентироваться в прописи; - добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи; - слушать и понимать речь других; - высказывать предположения; - совместно договариваться о правилах работы в парах. | Личностные: - проявлять интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - развивать способность рассуждать о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность; - применять правила делового сотрудничества | |
Ресурсы урока: В.А. Илюхина «Чудо- пропись» №3 к «Азбуке» В. Г. Горецкий, демонстрационный и раздаточный материал, презентация | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Организует беседу о видах речи: - Сегодня на уроке чтения мы познакомились с новой буквой. Каким видом речи вы пользовались при ответах на мои вопросы? Чему мы учимся на уроках русского языка? Какой вид речи мы будем использовать? Для чего нужно уметь писать? - Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит на партах. | Участвуют в беседе. Проверяют готовность к уроку | ||
Организует ситуацию «открытия» детьми темы урока: - Чтобы узнать тему урока, надо отгадать загадку. Знают взрослые и дети, знает каждый на планете, Знает даже детвора — это лучшая игра! На столе доска чудная, черно-белая такая. В цвет доски стоят кругляшки. Эти круглые «барашки» называют люди.. (шашки) Назовите букву из слова шашки, с которой мы познакомились сегодня на уроке чтения. - Что узнали про эту букву на уроке чтения? - Попробуйте сформулировать тему урока письма. (слайд 1) | Отгадывают, называют букву: Это буква «ш». Вспоминают и формулируют вывод по материалам урока чтения: Буква обозначает звук [ш] – согласный, твердый, глухой, шипящий, парный. Звук [ш] всегда твердый, мягким в русском языке он не бывает. Формулируют тему урока: Будем учиться писать строчную букву «ш», слоги и слова с этой буквой. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Организует составление плана работы в парах: - Как мы будем учиться писать строчную букву ш? - Для чего нужен план работы? - У вас на партах лежат конверты. Работая в парах, разложите по порядку полоски с пунктами плана. - Проверьте свою работу. (слайд 2) Почему составили план именно так? | Делают предположение: «Сначала составим план работы». Участвуют в беседе. Работая в парах, составляют план. План 1. Анализ элементов буквы ш. 2. Письмо буквы ш. 3. Письмо буквы ш в соединениях с другими буквами. Сравнивают свой план с планом на слайде. Обосновывают свое мнение. | ||
Организует подготовку к письму: Откройте пропись на с.12 Прочитайте название игры. - Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. -Сделайте звуковую схему слова. (Один ученик составляет на доске. Объясняет.) Учитель выясняет, кто допустил ошибки. Дети исправляют по образцу. - Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? Организует физминутку Потрудились- отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Хорошо отдохнули, теперь надо хорошо потрудиться. |
Открывают пропись. Читают слово. Обосновывают свое мнение. Выделяют первый звук. Анализируют первый звук в слове: Звук [ш] – согласный, всегда твердый звук. Поднимают синие квадратики. Делают звуковую схему слова «шашки».Называют букву. Делают зарядку. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Организует работу по 1 пункту плана: - Посмотрите в прописи и сравните печатную и письменную букву «ш». Расскажите, из каких элементов состоит строчная буква «ш». (слайд 3) Наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины. -На какую букву похожа буква « ш»? В чем разница между буквами «и» и «ш»? Что у них будет общего при письме? - Для чего мы проанализировали, из каких элементов состоит буква ш? - Перед началом письма повторим правила правильной посадки за партой. | Анализируют элементы буквы ш: Наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины. Отвечают на вопросы: Похожа на букву «и». У буквы «ш» больше элементов. На письме букву «ш» будем соединять с другими буквами также как и букву «и». Отвечают на проблемный вопрос: «Чтобы научиться писать букву ш правильно, красиво и аккуратно». Проверяют свою посадку за партой, положение прописи. | ||
Организует работу по 2 пункту плана: - Обведите букву по образцу, проговаривая вслух. - Допишите буквы до конца строки. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины. Организует самоконтроль учащихся: - Как будете себя проверять? - Найдите в рамке букву, которая написана правильно. - Почему вы выбрали именно эту букву? - Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, подчеркнув её. -В слове шашки впишите буквы ш. - Чему мы научились? | Пишут букву ш по образцу, проговаривая алгоритм её написания. Пишут букву ш самостоятельно Формулируют изученные правила проверки: «Проверяем ширину, высоту и наклон буквы». Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву. Сравнивают самостоятельно написанные буквы с образцом. Вписывают буквы ш в слове шашки. Подводят итог этапа урока: Научились писать строчную букву ш. | ||
Организует проведение физминутки: Мы ладошкой потрясем, Каждый пальчик разомнем. Раз, два, три. четыре, пять- Мы начнем писать опять. Чтоб красиво написать, Надо пальчики размять. Раз, два, три. четыре, пять. | Участвуют в физминутке. | ||
Организует работу по 3 пункту плана: -Для чего мы учились писать букву ш? Показывает на доске правильное соединение буквы ш с буквами а, у, о, е , предлагает написать соединения в прописи. Организует обучение самоконтролю: - Проверьте правильность написания слогов по образцу. Организует работу по осознанию перспектив учебной деятельности: - До каких слов можно дополнить эти слоги? Организует подведение итога этапа урока: - Чему научились? | Участвуют в беседе: - Чтобы писать с ней слоги и слова. Наблюдают, пишут, комментируют работу: - Пишут слог ша. - Пишут слог шу - Пишут слог шо - Пишут слог ше Осуществляют самоконтроль: подчеркивают слоги, написанные в точном соответствии с образцом. Придумывают слова с данными слогами. Подводят итог данного этапа урока |
Организует письмо слов с буквой ш: (Поупражнять детей в написании слов с буквой ш. В слове шоссе учитель обязательно обращает внимание детей на удвоенную согласную. В слове шило подчеркивается слог ши.) Организует анализ образца письма слова «шуба» и самоконтроль деятельности. - Отгадайте загадку: Лег асфальтовый ремень Через сотню деревень. (шоссе) - Как догадались, что это шоссе? - Каким синонимом можно заменить это слово? Организует анализ образца письма слова «шоссе» и самоконтроль деятельности -Какой звук слышим в начале слова? Какой буквой запишем этот звук? -Какой звук слышим в конце слова? Какую букву напишем? Обратите внимание, что в слове шоссе две буквы с. . Организует работу в парах: - Составьте предложения с этим словом, проговаривая их в парах. Организует анализ образца письма слова «шило» и самоконтроль деятельности. -Прочитайте слово? Кто знает, что оно обозначает? (словарная работа). Что интересного вы услышали в этом слове в первом слиянии? Посмотрите на образец. Какую букву надо записать на месте этого звука? Прочитайте правило. Проговаривают вслух хором. На что еще надо обратить внимание при написании этого слова? (нижнее соединение ) Организует проведение физминутки.(слайд 4) Организует работу и самоконтроль деятельности : Прочитайте правило, повторите его хором. -Прочитайте слияние: ши. Какой гласный звук слышим в слиянии? Обратите внимание на его написание. Какую букву напишем? Почему? Правило. Посчитайте сколько элементов в этом слиянии. Запишите самостоятельно до конца строки. Сверьте написанное с образцом. Организует анализ образца письма слова «камыши» и самоконтроль деятельности. -Прочитайте слово? Кто знает, что оно обозначает? (словарная работа). -Что интересного в написании этого слова? Посмотрите на образец. (нижнее соединение, ши) -Повторите правило написания ши. -Обведите слово и один раз напишите самостоятельно. Организует подведение итога этапа урока: Организует самостоятельную работу и самоконтроль деятельности : -Прочитайте слова. -В чем особенность написания этих слов? -Какими буквами надо записать эти слова? -Прочитайте первое слово. -Покажите с помощью карандаша в слове слияния и примыкающие. -На что надо обратить внимание при написании этого слова? -Проговорите правило написания ши. -Запишите слово самостоятельно. -Проверьте с помощью карандаша соответствие в написанном слове всех слияний и примыкающих. Аналогичная работа проводится со словами: малыши (учитель обращает внимание на нижнее соединение в слове), карандаши. Организует работу в парах: - Составьте предложения с этими словами, проговаривая их в парах. - Чему учились на этом этапе урока? | Читают слово шуба. Анализируют первый звук: [ ш ]-согласный, твердый. Обозначим его на письме буквой ш. Пишут слово, осуществляют самоконтроль. Читают слово шоссе. Анализируют первый звук в слове «шоссе». Отвечают на вопросы. Пишут слово, осуществляют самоконтроль. Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах. Озвучивают лучшие предложения для класса. Читают слово шило. Отвечают на вопросы. Анализируют : словарная работа, слияние ши, правило , нижнее соединение в слове. Пишут слово, осуществляют самоконтроль. Выполняют физминутку.
Читают правило. Анализируют слияние ши, обращая внимание на звук и букву, количество элементов, расстояние между элементами. Записывают самостоятельно до конца. Сверяют с образцом, подчеркивают лучшие слоги. Читают слово камыши. Отвечают на вопросы. Анализируют : словарная работа, нижнее соединение в слове, слияние ши, правило Пишут слово, осуществляют самоконтроль . Подводят итог данного этапа урока. Отвечают на вопросы. Читают слово ландыши. Анализируют : выделяют слияния «дугой» и примыкающие «точкой», обращают внимание на слияние ши, повторяют правило. Пишут слово, осуществляют самоконтроль с выделением слияний «дугой», примыкающих «точкой». Работа проводится аналогично слову ландыши. Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах. Озвучивают лучшие предложения для класса. Подводят итог данного этапа урока. | |
Организует закрепление и включение нового знания в систему знаний: - Рассмотрите картинку.(слайд 5) Найдите слова с сочетанием ШИ. Составьте одно предложение с любым найденным словом. Послушаем, что у вас получилось. Вспомните правила написания предложений. -Запишите ваше предложение, проговаривая слова, вспоминая изученные орфограммы. Старайтесь писать красиво, грамотно, правильно соединяя буквы . | Самостоятельно ищут слова, проговаривают их вслух и составляют предложение с одним из слов.
По цепочке говорят свои предложения, учитель исправляет фактические и речевые ошибки. Записывают самостоятельно составленное предложение. | |
Рефлексия деятельности | ||
Организует подведение итога урока: - Назовите тему нашего урока. - Чему учились? - Справились ли с поставленной задачей? - Продолжите одно из предложений: | Участвуют в беседе. Продолжают одно из предложений: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…» «Было трудно…» |
10