Урок изобразительного искусства во 2 классе «Цвет и его эмоциональное состояние. Замок моей мечты»
6
Класс: 2
Предмет: изобразительное искусство
Тема урока: Цвет и его эмоциональное восприятие. Замок моей мечты.
Цели урока:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
смешивать хроматические цвета с ахроматическими, используя прием цветовой растяжки гуашью | устанавливать взаимозависимость формы, цвета и эмоционального воздействия при создании художественного образа |
Оборудование:
для учителя: м\проектор, компьютер, таблицы по цветоведению;
для учащихся:гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для воды, лопаточки для гуаши.
Зрительный ряд: таблицы «Ахроматические и хроматические цвета», «Теплые и холодные цвета», «Ощущения цвета»,фото пирамиды в Гизе, Андреевская церковь в Киеве, мавзолей Тадж-Махал, храм Святого Семейства (Барселона);репродукции К. Моне Руанский собор
Музыкальный ряд: инструментальная музыка Кейко Мацуи
Литературный ряд: притча-сказка «Хорошо, что у каждого есть мечта» А.Лопатина, М. Скребцова(приложение).
Тип урока (по дидактической цели, классификация Н.В. Андреева): урок совершенствования знаний, целевое применение усвоенного
Данный урок обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностный – развитие интереса к художественно-творческой деятельности, формирование способности к эмпатии- умению проникаться на эмоциональном уровне в мир искусства.
Метапредметный – формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки.
Предметные – развитие навыка работы гуашью, умения понимать смысл смешения хроматических цветов с ахроматическими для передачи выразительности образа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организация класса. | Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | ЛУУД: умения самоорганизации и саморегуляции |
Вдохновение Ситуация- иллюстрация | Организует беседу с чтением притчи и последующим обсуждением. Почему люди мечтают? Не спешите с ответом, послушайте сначала притчу. Посмотрите на экран, как вы думаете, кто будет главным героем притчи? | Слушают, отвечают на вопросы. | КУУД: понимать содержание вопросов и воспроизводить их, умение вступать в диалог Познавательные УУД: выявление причинно-следственных связей Р УУД: целеполагание на основе соотнесения того, что известно и того, что неизвестно |
Формулировка целей | Организует диалог, подводящий учащихся к формулировке темы и цели урока. Активизирует имеющиеся знания учащихся. Есть такое выражение «Строить воздушные замки». Как вы его понимаете? -У каждого из вас есть заветная мечта, для которой можно построить замок- дом где она будет жить, замок фантазии. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока? Тема нашего урока: «Замок моей мечты» Какова ваша цель? (построить замок фантазии, а вместе - целый город) -Каким же образом мы можем возвести замок фантазии? -Какими средствами мы можем воспользоваться? -Что вы знаете о цвете, какие свойства цвета нам знакомы? | Отвечают на вопросы, делают вывод, определяют тему урока, цель, выдвигают гипотезы по достижению цели. Цвет может быть хроматическим и ахроматическим, теплым и холодным. | |
Основная часть: 1) Построение проекта выполнения учебной задачи. Ситуация - проба | Активизирует имеющиеся знания учащихся по цветоведению, подготавливает к самостоятельному выполнению учебных действий. Задает вопросы, создает условия для проведения эксперимента с цветными фильтрами - Есть такое выражение: «Увидеть мир в другом цвете». Как вы его понимаете? -Видеть мир в другом цвете – увидеть, то чего не замечал раньше, в плохом увидеть хорошее. -Давайте проведем небольшой эксперимент и попробуем реально увидеть мир в другом цвете. В ваших конвертах –волшебные цвета. -Каким вы видите окружающий мир через желтое стеклышко? Красное? -Какое воздействие на человека оказывают теплые цвета? Вывод: солнечные цвета помогают человеку взбодриться и прийти в хорошее расположение духа. -Каким вы воспринимаете мир через синее стеклышко? В англ. языке слово blue означает не только название синего цвета, но и грусть, уныние. Почему? -Посмотрите на мир через зеленое стеклышко(фиолетовое) -С каким цветом ассоциируется радость? Грусть? -Какой мы можем сделать вывод? | Отвечают на вопросы Наблюдают мир через цветные фильтры, чередуя цвета (желтый, красный,синий) и делятся своими впечатлениями. Создают дополнительные цвета, накладывая, стеклышки, вспоминают особенности трех главных цветов спектра. Делают вывод вместе с учителем: цвет влияет на наше восприятие и настроение | ПУУД: умение осознанно произвольно строить речевое высказывание; подведение под понятие, выведение следствия КУУД: умение использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления. |
2)Физминутка (психологическая разрядка) | Проводит игру «Передай настроение цветом». Один человек задумывает цвет и по сигналу передает его, молча, через ладонь стоящему рядом. Сконцентрируйте свое внимание, постарайтесь внутренне ощутить передаваемый вами цвет. Верно определить и передать его вы сможете только тогда, когда постараетесь почувствовать друг друга. | Выполняют психологическое упражнение, делятся впечатлениями | ЛУУД: способность к синестезии |
3)Пробное действие | Создает условия для проведения пробного действия. Задает вопросы. -Как передать цветом легкость и воздушность замка вашей мечты? У художников такой прием называется растяжка цвета по тону - Вспомните правила работы с гуашью. Демонстрирует прием тональной растяжки. | Отвечают на вопросы, знакомятся с новым живописным приемом, вспоминают правила работы с гуашью, выполняют пробное действие (способом тональной растяжки, используя один цвет на выбор и белую гуашь, раскрашивают бумажное облачко). | РУУД:различение способа и результата действия |
4) Построение проекта выполнения учебной задачи (видеоэкскурсия) | Уточняет учебную задачу. Знакомит сотдельными архитектурными шедеврами для проведения эмоционального анализа формы зданий и осознанного выбора формы Какова ваша задача? -Прежде чем приступить к работе, необходимо выбрать форму для своего дворца фантазии. -Рассмотрите архитектурные формы, определите характер формы. -Какие линии четко прослеживаются в силуэте этих архитектурных сооружений? Какой характер этих зданий? -Какую форму по своему характеру выберете вы? -Каким средством воспользовался французский художник Клод Моне, изображая Руанский собор в разное время суток? -Какова ваша задача? Какое главное условие вам необходимо соблюдать? - Как этого добиться? | Анализируют архитектурные формы, рассматривая дворцы и храмы, обводя контур зданий руками в воздухе, определяют характер линий (плавные, волнистые) и формы (легкий, тяжелый). Отвечают на вопросы, делают вывод: необходимо выбрать легкую воздушную форму для своего замка, а для воздушности цвета необходимо воспользоваться белой краской. Уточняют учебную задачу вместе с учителем | ПУУД: осознанно строить высказывание в устной форме, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение работать со схемами и таблицами Р УУД: умение принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, планировать действия в соответствии с инструкцией и замыслом, осуществлять контроль и своего участия в коллективной деятельности, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы К УУД: контролировать свои действия в коллективной работе. |
4) Реализация построенного проекта | Создает условия для выполнения практической работы, предлагает на выбор заготовленные силуэты разых по характеру архитектурных форм. -В помощь вам я призываю музыку прислушайтесь, как ее звуки плавно опускаются и поднимаются, совсем, как наши плавные и текучие линии. | Выбирают архитектурную форму. Под звуки мелодии выполняют практическую работу. Готовая работа монтируется в общую объемно-пространственную композицию. | |
Рефлексия | Организует рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности на уроке -Посмотрите, какие разные получились наши дворцы. Хотя формы использовали похожие. Как вы думаете, почему? Что нового вы узнали о цвете? Где можно использовать эти знания? -Мы все разные, но мы построили единый красивый город мечты, который нас и объединил. -Вы все были замечательными мастерами. Как вы думаете, где мы можем использовать свою композицию? - Где можно еще использовать прием тональной растяжки? Давайте еще раз посмотрим на мир в другом цвете. В каком цвете вы увидели себя сегодня на уроке?
| Дают качественную оценку созданного коллективного проекта, предлагают свои решения по дальнейшему его использованию. Проводят эмоциональную самооценку, используя прием «Светофор», по критериям: Надо повторить ещё раз, чтобы получилось лучше. Всё легко и просто. Могу еще лучше. | Р УУД: умение осуществлять самооценку своего участия в коллективной деятельности, КУУД: умение обсуждать результаты своей деятельности, как части коллективной, формулировать собственное мнение |
Приложение
Ангелы-хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие - несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог
выбрать никого.
- Сначала я хотел помочь человеку, у которого мечта долго не исполняется, - сказал молодой ангел. - Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились.
Моряк, пльrвущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка:
- Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле.
- Я мечтаю увидеть землю, но никогда не расстанусь с морем! - ответил мне моряк.
- Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу, - объяснил старший ангел.
- Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, что как только у человека исполняется одна мечта, он ТУТ же начинает мечтать о другом.
-Без мечты жизнь потеряла бы смысл, - заметил старший ангел.
- В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его,
- продолжил рассказ молодой ангел. - Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях.
- Я рад, что ты нашёл себе человека, - ульrбнулся старший ангел.
- Но его не нужно утешать! - воскликнул молодой ангел. - Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь он станет ангелом.
- Хорошо, что у каждого есть мечта, - задумчиво проговорил старший ангел. - Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека.