Конспект урока по письму и развитию речи: «Дательный падеж имен существительных»

0
0
Материал опубликован 12 January 2017

Тема урока: Дательный падеж имен существительных. (5 класс)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование: таблица «Падежи»; учебник, Smart доска, презентация, физкультминутка (видео), алгоритм, индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.

Ход урока..

1.Организационный момент.

 

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Улыбнитесь своему соседу.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

- Запишите число, классная работа.

 

2.Актуализация знаний.

- Какую часть речи изучаем?

-Дайте определение имени существительному.

-Назовите грамматические признаки имени существительного.

-Как определить падеж имени существительного? (Алгортим)

Чтобы определить падеж существительного, нужно:

1.Найти слово, от которого зависит существительное.

2.От этого слова к существительному поставить вопрос.

3.По вопросу и предлогу определить падеж.

-Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.)

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)

-С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)

- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)

3.Постановка учебной задачи

-Сформулируйте задачу урока

-Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

Что вы можете рассказать о дательном падеже, прослушав стихотворение.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.( учащиеся выводят правило о Д.п) -Надеюсь, что сегодня вы справитесь с задачей урока.

4.Орфографическая минутка.

- Какая задача стоит перед вами.

(По) дороге зимней, скучной 
Тройка борзая б
ежит, 
К
олокольчик однозвучный 
Утомител
ьно гремит.

-Какие орфограммы встретились?

-Найдите существительное в Д.п., укажите падеж.

- Запишите под диктовку словосочетания.

5.Открытие нового знания (запись под диктовку)

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.

-Как определить падеж существительного? (алгоритм)

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

(Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-Какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?

 - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

- Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

6.Физкультминутка (видео).

7. Первичное закрепление.

- Выполним упражнение 222 на странице 139.

- Прочитайте задание.

8.Письмо по памяти.

Пословица: Делу время, а потехе час.

1.Значение. Потеха - развлечение, веселье, забава.

2.Предупреждение ошибок.

3.Выполнение работы. Проверка.

4.Найти существительные в Д.п.

9.Самостоятельная работа.

Включение знаний в систему (работа на карточках)

1.Вроне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дерву на цыпочках подходит.

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

10. Итог урока. Рефлексия.

-Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен

существительных.)

Закончите предложения.

Cегодня на уроке я узнал ...

Я понял, что …

Себя я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

11.Домашнее задание (На карточках)

12.Оценки за урок.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации