Конспект урока по письму и развитию речи: «Дательный падеж имен существительных»
Тема урока: Дательный падеж имен существительных. (5 класс)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: таблица «Падежи»; учебник, Smart доска, презентация, физкультминутка (видео), алгоритм, индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
Ход урока..
1.Организационный момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Улыбнитесь своему соседу.
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Запишите число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
- Какую часть речи изучаем?
-Дайте определение имени существительному.
-Назовите грамматические признаки имени существительного.
-Как определить падеж имени существительного? (Алгортим)
Чтобы определить падеж существительного, нужно:
1.Найти слово, от которого зависит существительное.
2.От этого слова к существительному поставить вопрос.
3.По вопросу и предлогу определить падеж.
-Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.)
- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.)
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
-С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
3.Постановка учебной задачи
-Сформулируйте задачу урока
-Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
– Что вы можете рассказать о дательном падеже, прослушав стихотворение.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.( учащиеся выводят правило о Д.п) -Надеюсь, что сегодня вы справитесь с задачей урока.
4.Орфографическая минутка.
- Какая задача стоит перед вами.
(По) дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
-Какие орфограммы встретились?
-Найдите существительное в Д.п., укажите падеж.
- Запишите под диктовку словосочетания.
5.Открытие нового знания (запись под диктовку)
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.
-Как определить падеж существительного? (алгоритм)
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
(Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
-Какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?
- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?
- Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?
6.Физкультминутка (видео).
7. Первичное закрепление.
- Выполним упражнение 222 на странице 139.
- Прочитайте задание.
8.Письмо по памяти.
Пословица: Делу время, а потехе час.
1.Значение. Потеха - развлечение, веселье, забава.
2.Предупреждение ошибок.
3.Выполнение работы. Проверка.
4.Найти существительные в Д.п.
9.Самостоятельная работа.
Включение знаний в систему (работа на карточках)
1.В…роне где-то Бог послал кусочек сыру.
2. Плутовка к дер…ву на цыпочках подходит.
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
10. Итог урока. Рефлексия.
-Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен
существительных.)
Закончите предложения.
Cегодня на уроке я узнал ...
Я понял, что …
Себя я могу похвалить за …
Эти знания мне пригодятся…
11.Домашнее задание (На карточках)
12.Оценки за урок.