Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"»
Ключко Наталия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ-СОШ №13
г. Армавир, Краснодарский край
Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Цель урока:
- освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; о
- беспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст;
- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию;
- формировать основы гражданской идентичности;
- создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Чтение учителем отрывка №1 из произведения (описание вьюги). (звучит звук вьюги) Звучит фантастическая музыка из к/ф «Твин-Пикс» (учитель читает отрывок №2) – см. Приложения. - Здравствуйте, ребята. Отрывки из какого произведения вы прослушали? - А кто автор этой сказки? - Понравилась ли вам сказка, когда вы ее читали дома? - Какие впечатления произвело на вас это произведение? |
Обучающиеся готовятся к уроку. (прислушиваются к звукам вьюги) Вслушиваются в текст. Смотрят на слайды №1, 2 Ответы учеников. |
Личностные: мотивация учения Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Открытие нового через пробное учебное действие интрига целеполагание |
- Теперь проверьте себя. насколько точно вы помните содержание текста. На столах у Вас лежат листочки синего цвета с тестом. Ответьте на вопросы и запишите ответ. (Звучит музыка из к/ф «Твин –Пикс») - Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд. - Поставьте свою отметку в оценочный лист. - Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Вы заметили, как только добро начинает осуществлять свою непреходящую благородную миссию, на пути множество черных полос. Возникает зло. - Представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их? - В каких литературных жанрах «добро» всегда борется со «злом»? - Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд-тема урока) - Замечательные слова К.Г.Паустовского послужат нам эпиграфом к уроку. «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь». (слайд) |
Работа с тестом. Взаимопроверка. Работа с оценочным листом. Добро – светлые краски, Зло – темные краски. В сказках. О добре и зле в сказке Паустовского «Теплый хлеб». (Работа в тетрадях - записывают тему урока и эпиграф). |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: целеполагание, планировании, прогнозирование, оценка. |
3,4 Выявление места и причины затруднения. Планирование выхода из ситуации. |
Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий. |
- Решите кроссворд, работая в парах с розовыми листочками. - Ребята, если вы верно справились с заданием, то у Вас появятся ключевые слова по вертикали. Прочитайте их. (слайд) - Итак, мы снова разграничили понятия «добра» и «зла». |
Решение кроссворда (работа в парах) Добро - зло
|
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация. Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез. Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль. |
Физминутка |
||||
5. Реализация плана. 6. Первичное закрепление с формулированием проблемы. |
Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации. Закрепление знаний. |
- А теперь давайте посмотрим, как некоторые персонажи предлагают справиться со злом. (слайд). Для этого мы разделимся на группы: 1 группа – что предлагает Фильке бабка? 2 группа – что советует сделать Панкрат? 3 группа – что делают ребята? Найдите ответы в тексте (цитаты). - Как же боролись со злом герои сказки? - Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба. |
Работа в группах. Работа с текстом.
Ответы учеников. |
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция. |
7. Самопроверка (по эталону) |
Выбор эффективного способа действий при устранении затруднений. |
Игра «Найди соответствия». - Давайте соотнесем слова и словосочетания из текста с понятиями «добро – зло». (Листочки желтого цвета) - Сверьтесь с ответом на доске. - Выставите свою отметку в лист оценивания. |
Два ученика работают у доски. Задача – распределить слова в две колонки. |
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
8. Включение в систему знаний. |
Формирование системы знаний об окружающей действительности. |
- От зла к добру нужно идти с теплом в душе. К сегодняшнему уроку ваши мамы испекли «теплые» караваи хлеба. Какие красивые, душистые, приготовлены с любовью. - А кто знает, как относились на Руси к хлебу? - Мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. Сегодня к уроку вы подбирали пословицы о хлебе. Что же гласит народная мудрость? Послушаем. - А К.Г.Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения – «Теплый хлеб». - Посмотрите на слайд. Это тоже «теплый» хлеб, он особенный. Это кусочек блокадного хлеба – хлеба жизни. - А теперь внимание на экран. (Смотрим фрагмент мультфильма по сказке «Теплый хлеб»). – Конь простил Фильку, наступила весна. - Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый… - Запишите д/з, выберите понравившееся и выполните письменно: 1) что сказала сорока ветру? 2)Что бы сказал конь Фильке, когда тот пришел к нему мириться? 3)Учебник: с. 78, вопрос №6. - Ребята, давайте подведем итог. Сделайте вывод в виде составления синквейна на тему «Хлеб». - Я тоже составила свой синквейн. Посмотрите (слайд). - Всех мы прослушать не успеем, поэтому я предлагаю разместить свои работы на доске, чтобы каждый смог их прочитать. Звучит песенка «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук» |
Ответы учеников.(Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).
Ответы учеников (подборка пословиц).
Рассматривание презентации. Просмотр фрагмента из мультфильма. Вывод учеников.
Обучающиеся записывают д/з.
1-2 человека зачитывают.
Ребята по желанию размещают свои работы на доске |
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляци. |
9. Рефлексия. |
Самооценка, самоанализ |
- А теперь завершите заполнение оценочного листа и листа-рефлексии. Поставьте свою отметку за работу на уроке. (Продолжает звучать песенка «Дорогою добра», классный руководитель и учитель вносят поднос с кусочками ржаного хлеба. Ребята, гости, все желающие разбирают хлеб). |
Работа с оценочным листом, листом-рефлексии. |
Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: разрешение конфликтов. Регулятивные: оценка, саморегуляция. |
Приложения
Отрывок из сказки №1 (читает учитель):
« … Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз».
Отрывок из сказки №2 (читает учитель):
«…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь».
Домашнее задание:
Выберите один вопрос и ответьте на него письменно в тетради:
1. Что сказала сорока ветру?
2. Что бы сказал конь Фильке?
3. Учебник: с.78, вопрос №6
Урок литературы. Дата: 21.03.14.
Тема урока : __________________________________________________________________
Оценочный лист ученика(цы) 5а класса ______________________________
Тест |
Кроссворд |
Соотнеси слова и выражения |
Самооценка |
Таблица оценивания:
Количество ошибок |
Отметка |
0 – 1 |
5 |
2 – 3 |
4 |
4 - 5 |
3 |
6 и более |
не справились с заданием |
Рефлексия
Вспомните задания на уроке, отметьте моменты (+), когда:
Было трудно |
Было радостно |
Хотелось спорить |
Вызвало удивление |
|
Работа с тестом |
||||
Решение кроссворда |
||||
Находить соответствие |
||||
Работа по группам с текстом |
||||
Составление синквейна |
Ответьте на вопросы теста. Проверьте и оцените работу своего соседа по парте. Внесите свою отметку в оценочный лист.
Тест по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Вопросы Ответы
1. |
Какой масти был конь? |
|
2. |
Кто взял себе коня? |
|
3. |
Какое прозвище имел Филька? |
|
4. |
Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? |
|
5. |
Что случилось в природе после этого? |
|
6. |
Сколько лет назад был такой же мороз? |
|
7. |
Куда послала бабка Фильку в поисках совести? |
|
8. |
Что посоветовал Фильке Панкрат? |
|
9. |
Сколько времени дал Фильке Панкрат? |
|
10. |
Что придумал Филька? |
|
11. |
Какую роль сыграла в спасении людей сорока? |
|
12. |
Что понес Филька раненому коню после примирения? |
Соотнеси слова и выражения
ДОБРО ЗЛО
голод река не замерзнет
мороз хлеб
вьюга холод заледеневшая река
теплая зима люди и конь конь – раненая душа
мельница будет работать
Светлана Николаевна Богницкая