12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дырбеева Альбина Лопсоновна19

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цели : познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Раскрыть идею и смысл стихотворения. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами. Учить выразительности чтения. Развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира. Прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование: Толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока

Учитель : Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Дети: Поэзия-это стихи. Произведения, написанные стихами.

Учитель: Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

(предложения написаны на доске:)

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

Дети читают.

У.- Что теперь скажете о поэзии?

Д.-Поэзия-красота.

У.-Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».

Д.-Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

У.-Молодцы! Сколько значений слова «поэзия» мы знаем?

Д.-Мы знаем два значения этого слова.

У.-Какие? Назовите их.

Д.- «Поэзия-это стихи, произведения, написанные стихами»(из словаря С.И.Ожегова)

«Поэзия-красота и прелесть чего-либо» (из словаря С.И.Ожегова)

У.- Перед вами толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте, как он называется. В нем собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения. Словарь всегда должен быть под рукой. Если в тексте встречаются непонятные слова, то их значение всегда можно уточнить в словаре. Специально для вас есть вот такой словарик (показывает книжку).

Начнем наше путешествие с речевой зарядки. Дети читают слова, написанные на доске:

шум, лес, гам, всплеск.

У.-Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему?

Д .-Похожи – потому, что они складываются. Строчки заканчиваются одинаково.

У .-Совершенно верно. И это один из признаков стихотворения, называемый рифмой (это слово учитель записывает на доске)

У .-Все ли слова мы произносим одинаково?

Д .- Нет, одни мы говорим тише, другие-громче.

У-Правильно. И это называется –интонация (это слово записывается на доске)

У-Прочитайте слова и выделите голосом первое слово. Попытайтесь прочесть их с чувством радости.

Дети читают хором: шум, блеск, всплеск, гам, гром, треск, плеск, трам!

У-Теперь выделите это слово (нужное слово подчеркивается)

На доске: шум, блеск, всплеск, гам, гром, треск, плеск, трам!

У-Читаем с интонацией удивления, спрашиваем, выделяем четвертое слово, которое подчеркиваем.

Дети читают хором: апрель, капель, звенел, гремел, кричал, пел?

У-Выделяем пятое слово.

Д- апрель, капель, звенел, гремел, кричал, пел?

У-Отгадайте загадку: кто это?

Один ученик читает по карточке:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Д-Это жук. Он жужжит.

У –Какой звук помог вам отгадать эту загадку?

Д –Звук (ж). Он в этом стихотворении часто встречается.

У –Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты. Называется оно-звукопись (это слово учитель записывает на доске).

Работа по учебнику.

У –Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом. Прочитайте и запомните это имя.

Д –Федор Иванович Тютчев.

У –Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он любил родную природу и воспевал ее в своих произведениях. Сейчас я вам прочитаю одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза». Послушайте внимательно.

Учитель читает стихотворение наизусть.

У –Какое настроение вызывает это стихотворение?

Д –Радостное. Бодрое. Веселое.

У –Какие краски вы взяли бы в руки, чтобы нарисовать такую картину?

Д –Яркие, сочные.

Желтые, голубые, зеленые…

У –Какие звуки живут в этом стихотворении?

Д –Здесь живут громкие и радостные звуки, звуки грома, весеннего ливня, здесь живут птичьи голоса; листья шелестят от дождя; капли дождя по крыше…

У –Какие запахи живут в «Весенней грозе»?

Д –После дождя пахнет свежестью; прохладой веет; цветы хорошо пахнут; у них нежный аромат; от земли идет приятный запах…

У –Прочитайте внимательно стихотворение про себя. Найдите и запомните непонятные слова.

(дети внимательно читают текст)

У –Какие слова непонятны?

(дети называют слова- резвяся, раскаты, перлы, не молкнет, гам, вторит, нагорный, Геба, Зевес, громокипящий, кубок)

Значения многих из них знакомы, поэтому учитель обращается за помощью ко всему классу разъяснить значение этих слов. Но последняя строфа объясняется учителем.

У –Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог-Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба-богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.

Д –Ветреная Геба.

У – Как Геба пролила кубок?

Д –Смеясь, на землю пролила.

У –Боги-люди были исполинами. Что это значит?

Д – это значит, великанами. Огромными. Очень большими. Могучими…

У –Какой же кубок пролила Геба?

Д –Очень большой. Огромный. Такой , что пошел очень сильный дождь…

У –Почему кубок громокипящий?

Д –Он с громом опрокинулся из рук Гебы.

На земле сразу прогремел гром.

Вода с силой стала биться о землю.

Потекли быстро ручьи.

Как будто вода закипела. Появились пузырьки.

У –Читаем первую строфу. Что хотел сказать нам автор?

1 ученик читает вслух. Остальные следят по книгам.

Д –Он хотел сказать, что любит грозу.

У –Как вы думаете, почему?

Д –Первая гроза-предвестник лета, горные потоки смывают все с земли, земля становится чище, моложе. Природа обновляется.

У –Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Д –Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

У –Кто может резвиться и играть?

Д –Ребенок.

У –Правильно. У Тютчева гром-разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.

У –Читаем 2 строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром-маленький ребенок?

Один ученик читает вслух, остальные следят по книге.

Д –Поэт говорит, что раскаты – молодые. Они молодые потому, что гром-молодой, первый.

У –Какие нити золотит солнце?

Д –Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках. Эти ниточки стали золотыми от солнечных лучей.

У –Читаем 3 строфу. Как природа встречает весеннюю грозу?

1 ученик читает вслух, остальные следят за чтением по книге.

Д –Природа встречает весну с радостью, восторженно.

У –Докажите.

Д –Все вторит весело громам,-говорит поэт.

Птицы повторяют раскаты грома. Их повторяют лес, горы

У –В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, веселое, восторженное.

Еще один ученик читает, остальные следят по книге.

Д –Это слово-смеясь. Геба смеялась, когда пролила кубок.

У –Чем пролился кубок на землю?

Д –Он пролился дождем.

У –Прочитаем стихотворение целиком. Какой звук чаще повторяется других?

Читают по очереди два ученика.

Д – Это звук[р ]-гроза, гром, грохочет, резвяся, играя, нагорный, пролила.

Гром гремит, грохочет. Его раскаты похожи на рычание. Звук [р]-резкий, такой же, как гром.

У –Ребята, представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?

Д – Небо голубое. Солнечные лучи, блестящие капли.

Яркую траву, черную землю, солнце.

Тютчева, который стоит у окна и смотрит на дождь, лужи, деревья.

У – Молодцы! Вы –мастера словесного пейзажа. А что это за слово «пейзаж»?

Д – Пейзаж-это картина природы.

У – Ваши ответы очень отличаются друг от друга. Почему?

Д – Потому что каждый рисует то, что ему хочется, нравится. Каждый человек передает свое настроение в картине.

Поэт передает свое настроение в стихотворении.

У – Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительного чтения мы знаем?

Д – Читать надо не торопясь, вдумываться в то, о чем читаешь.

Надо выделять голосом отдельные слова. Если часто повторяются одни и те же звуки, то их тоже надо выделять голосом. Надо останавливаться на точках.

У – Правильно. Сейчас мы возьмем карандаши и очень аккуратно подчеркнем слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, т.е. остановиться при чтении, поставим вот такой знак «/».

Разберем первую строфу. Какие слова вы бы выделили в первой строчке?

- Какие слова во второй строчке? В третьей строке? В четвертой?

У – Я не буду настаивать на своем мнении, так как каждый из вас чтением может передать чувства, охватившие его.

Уточним, в каком темпе будем читать все стихотворение?

Д – Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное.

Дождь идет быстро, и читать надо так, как идет дождь или гремит гром.

У – Теперь паузы.

Д – Люблю грозу в начале мая(пауза)

Когда весенний(пауза)

Первый гром(пауза)

Как бы резвяся и играя(пауза)

Грохочет в небе голубом(пауза)

У – Остальное стихотворение разберите самостоятельно. Затем, пользуясь своими разметками, прочитайте его про себя.

Дети самостоятельно работают над текстом, если кому-то нужна помощь учителя, то он обращается к нему.

У – Внимание, внимание! Объявляется конкурс чтецов. Желающие- на сцену!

2-3 ученика выходят к доске и читают стихотворение.

Чтение оценивается.

У – Подводим итог нашей работы. Чему мы научились на уроке?

Высказывания детей.

Домашнее задание каждый выбирает сам ( есть 3 варианта )

Выучить стихотворение наизусть.

Выразительно читать стихотворение и нарисовать к нему иллюстрацию.

Сочинить маленькое стихотворение о весне.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.