Урок чтения и развития речи в 6 классе «Г. Скребицкий "Весенняя песня"»
Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня». Задачи : Образовательные : отработка навыка грамотного чтения, выразительного чтения по ролям; Коррекционно-развивающие: развитие познавательной деятельности через упражнения в анализе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей, коррекция и развитие произвольной памяти при работе с заданиями на припоминание и воспроизведение материала; развитие устной связной речи при работе по содержанию сказки, выразительном чтении; развитие мелкой моторики кистей рук при работе над «сборкой обложки»; активизация и пополнение словарного запаса обучающихся; Воспитательные : воспитание интереса к предмету, любви к природе, умения работать в группах, чувства удовлетворённости результатом своей работы. Тип урока: закрепление и обобщение. Основные знания: писатель Георгий Алексеевич Скребицкий; содержание сказки; птицы средней полосы России и их голоса Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Игра « Пернатые герои сказки Г.Скребицкого», раздаточный материал на 3 группы для оформления обложки, портрет писателя, фотоматериал по теме «Весна», Солнце, рисунки образов Зимы и Весны и таблички с прилагательными их характеризующими
2.Проверка домашнего задания / Актуализация знаний Беседа с учащимися: - Какое произведение читаем? - Кто автор сказки? - Назовите главных героев сказки. - Объясните, почему времена года – Зима и Весна – даны в тексте с заглавной буквы? 3. Речевая разминка. Ребята, а вы желаете, чтобы Весна к нам пришла? Есть проверенный способ как её позвать. Весна всегда была долгожданным временем года, все ждали тепла и солнышка. Раньше на Руси говорили не «позвать», а «кликнуть», и маленькие стихотворения-песни, которые кого-то зазывали, имели своё название – «Заклички». Давайте прослушаем закличку, обращённую к Весне. Слушание заклички. Петь закличку нужно правильно и всем вместе. Логическое ударение, т. е. более сильное ударение, должно падать на первое и последнее слова. Буквы, выделенные в нашем тексте, поём протяжно, в народной манере исполнения, открыто. Исполнение заклички. ВорОночки, перепЁлочки, ПрелетИтя к нам, принесИтя нам ВяснУ красну, Лето тЁплаю, Нам ЗимА надоела, весь кОром поела. - А ещё у каждого из вас есть частица солнышка, и, если мы их объединим, то у нас солнце станет ещё ярче и жарче. И Весна придёт к нам быстрее. Дети на доске прикрепляют частицы солнышка. -Наше солнышко стало светить совсем по-весеннему. А почему в нашей сказке и в прозвучавшей закличке Весну называют Весна – Красная? 4.Чтение по ролям - Дома вы готовили чтение по ролям, сейчас добавим несколько деталей в одежду, «шапочки». ( у Зимы и Весны - красны накидки, у «птиц» «шапочки» с картинкой) - Как должна говорить Зима? - Как нужно произносить слова Весны – красны ? Вопросы по содержанию прочитанного: -Сколько птиц решило своим пением помочь Весне? - Назовите их. - Почему, по вашему мнению, им не удалось это сделать?
- Еще вам было дома предложено задание, изобразить Зиму и Весну. Давайте посмотрим в виде кого вы изобразили Весну и Зиму на своих рисунках?? Обсуждение рисунков. На предыдущем уроке мы с вами подбирали слова и выражения, характеризующие наших главных героев Зиму и Весну. Но вот беда, налетели помощники Зимы – вьюги и метели и всё смешали. Помогите мне расставить правильно карточки, характеризующие Весну и Зиму. Зима Весна Капризная Добрая Ворчливая Робкая Сердитая Ласковая Хитрая Тёплая Заносчивая Заботливая -К какой части речи относятся эти слова? - Обратите внимание на рисунки и скажите, удалось ли нам передать через выражение лиц Зимы и Весны их характер? |
Работа над произведением
( 2 часть)
(Цель : организовать познавательную деятельность обучающихся; проработать содержание прочитанного материала, отработать выборочное чтение)
- Кто же помог Весне прогнать Зиму?
- Прочитайте отрывок, в котором говориться, как жаворонок спел свою песню.
- Что услышали все в этой песне ?
- Зачитайте, как далеко разносилась эта песня?
- Кого разбудила песня жаворонка ? Зачитайте.
- Пришлось ли ещё уговаривать Зиму уступить место Весне?
7.Творческая работа/ Оформление обложки книги «Весенняя песня»
(Цель: развитие меры и вкуса, соотнесение творческой работы с прочитанным текстом сказки
Объясняю задание, раздаю папки для работы в группах/ парах)
дифференцированная работа
1 группа обуч-ся получает папку с лишними деталями, нужно, подумав, убрать лишнее, чтобы не нарушить композицию.
2 группа получают папки с нужным набором деталей ( разные композиции по набору и расположению на основе)
3 группа получают папки с минимальным количеством деталей и простым расположением на основе)
Подведение итога работы по оформлению обложки
8.Подведение итогов урока. оценивания обучающихся.
(Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся)
- Что нового узнали на уроке?
- Что для вас было интересным?
9.Рефлексия.
У вас на партах лежат солнышки. Если у вас от нашего урока осталось хорошее впечатление и хорошее настроение, поднимите солнышко, которое улыбается, если вам было скучно, значит – грустное солнышко.
- Наш урок подошёл к завершению. За выразительное чтение. За активную работу получают оценки……
10.Домашнее задание
Цель: озвучить задание, нацелить обучающихся на работу, предупредить возможные ошибки при выполнении задания
Объявление домашнего задания
читать:
стр156-158
отвечать на вопросы 1-4 стр.158
Другое задание :
Ольга Л., Вика С., Петр С. – подробный пересказ 1 части, стр.153-155
Дмитрий М., Дмитрий В., Екатерина М.- пересказ, стр. 156-157
Капризная |
Заботливая |
Заносчивая |
Хитрая |
Тёплая |
Ласковая |
Сердитая |
Добрая |
Ворчливая |
Робкая |
Зима |
Весна |